Начинаем новую рубрику: впечатления друзей заповедника, покупателей нашей эко продукции, любителей природы.
Приветствуем - Ольга Лагода, журналист, Благовещенск.
К истокам по козьей тропе
Ровно восемь лет назад, возвращаясь из очередной командировки, я заметила с трассы необычный деревянный дом, такие строили, наверное, сто лет назад. Бревна, камни, всё вручную. Рядом – загон с белыми козами. Кошка на крыльце. Больше было похоже на сказку, чем на российскую деревню. Журналистам страх не ведом, как и усталость, развернулись, напросилась в чужой дом. И вот уже восемь лет подряд несколько раз в год я съезжаю с оживленной трассы, чтобы пройтись по тропинкам, протоптанным козами.
С самого начала Роман Матуйзо на общение был не настроен, тем более с прессой. Но контакт был налажен. И уже в первый день я поняла: история будет долгой.
Первая причина. Атмосфера амурских гектаров
В далеком 2015 году по всей стране зазвучала тема Дальневосточного гектара. Столько надежд связывали с программой федеральные и областные власти. Так хотелось, чтобы земля в Приамурье не только работала, но принадлежала энтузиастам, которые не бросят ее, сделают жизнь вокруг себя лучше.
Роман меняет, совершенствует окружающую его среду, но он – не из числа участников программы. У него – свой путь, особый. Несмотря на трудности (инициатива в народе всегда наказуема, да и бюрократических «рогаток» хватает), он щедро делится – как планами, так и победами. Поставленные программой цели он упорно выполняет: собственное дело активно ведется, территория под умелыми руками меняется на глазах, там, где раньше была несанкционированная свалка, появилось сначала одно, потом второе рукотворное озеро, заработала лавка для продажи сыра, хлеба, травяного чая. Территория была и остается открытой для посещения любого гостя, чем больше людей – тем больше жизни, считает Роман.
Индивидуальный предприниматель с яркой славянской внешностью и бесконечным оптимизмом, к сожалению, не стал амбассадором Дальневосточного гектара, хотя проект от этого, безусловно, бы выиграл.
Вторая причина. Здоровая еда, биопродукты
От масштабного сельского хозяйства, от фермы и козочек, со временем пришлось отказаться. По ряду причин. Но оставить большую многодетную семью без молока, в деревне, такого Роман позволить себе не может. Козьего молока хватает, и даже на продажу. Это важная статья доходов. Также в «фермерской корзине» сегодня есть бездрожжевой хлеб шести видов, козий сыр (молодой пармезан), модный кисломолочный мацун, привычный всем варенец, творог, сдоба, иван-чай, квас, который покупатели начинают спрашивать уже в марте, не дожидаясь жары. Любителям хэндмэйда придутся по душе изделия из дерева: браслеты на руку, брелоки, ложки. Торговля ведется прямо у трассы, в непогоду продукты можно приобрести в Эко-лавке. В деревянной постройке есть стол со скамейками, под которыми нередко резвятся молочные козлята.
Третья причина. Контактный зоопарк, домашний заповедник
Погладить козленка или щенка Алабая – значит моментально снизить уровень стресса, поэтому городскому жителю особенно важно общение с животными. В Новотроицком об этом помнят. И разрешают гладить всех, кто под руку попадется. Детям предлагают проехать на белой лошади, Раде, столь же смирной, сколь и красивой. В укромных уголках территории, которую владельцы справедливо называют их собственным заповедником, можно обнаружить гнездования крупных птиц. С удобной для обзора площадки орнитологам покажут подросших птенцов, расскажут о птичьих привычках и о том, какие пропавшие вещи можно обнаружить в опустевшем по осени гнезде.
Но визитной карточкой всего Новотроицкого стали не животные, а лотосы – священные цветы Востока. Вручную посаженные Романом (по пояс в холодной, майской воде). Чудом прижившиеся в рукотворном озере. Этот водоем с лотосами - самый северный в России. Далекий от всего мира, и такой доступный для жителей Благовещенского района.
Четвертая причина. Истина в воде
Человек на 60% состоит из воды, наверное, столько же воды на территории Новотроицкого заповедника. Ее очень много: марь под ногами, озера, родник. «Ну как летом не искупаться?, - рассуждает Роман. – Уйти на глубину ямки, в ледяную, студеную воду, вынырнуть. Просто посидеть, посмотреть, отдохнуть на берегу. Попариться в баньке зимой, с прорубью».
Бани на озерных берегах и островках – это отдельный проект, помимо уже имеющейся, домашней. Он начал реализовываться в 2022 году, и должен завершиться в текущем. Стать частью большого социального проекта, который с каждым годом становится всё масштабнее.
«Оформляя гектар, крестьянско-фермерское хозяйство, выкапывая водопойное озеро для коз, я уже мечтал о лотосах, о собственном заповеднике, где каждый сможет найти что-то по душе», - раскрывает свою задумку автор.
Ну и наконец, лучшее лекарство – ходьба
Так считал Гиппократ, и за много тысяч лет мало что изменилось. Но речь сейчас пойдет не о пользе ходить пешком. Хотя пеший маршрут, предлагаемый в Новотроицком, впечатляет: по тропинкам, проложенным козами и Радой, вдоль озер и обильных трав, с подъемом на сопки, через небольшую пасеку, в сторону родника.
Речь о том, что у каждого в этом заповеднике будет свой путь, своя цель и своя польза. Всем нам периодически нужно возвращаться к корням, к родникам, хотя бы иногда есть пищу предков, прикасаться к крупным животным, которым нет места в больших городах, смотреть на то, чего всё меньше на земле: на краснокнижные цветы и редких птиц.
И везти в заповедные места детей, чтобы они успели привыкнуть к настоящему, чтобы амурские гектары всегда оставались в надежных руках.