Найти тему

История кино. Самые популярные итальянские актеры 1950-х гг.

Джина Лоллобриджида и Витторио Де Сика
Джина Лоллобриджида и Витторио Де Сика

В отличие от голливудских звезд, которые не все смогли пробиться к советским зрителям через «железный занавес» (Клинт Иствуд на наших экранах так и не побывал), большинство итальянских киноидолов были хорошо известны в СССР. Некоторые из них были так любимы советскими чиновниками, отвечавшими за закупки фильмов, что появлялись на экранах советских кинотеатров практически ежегодно: например, Альберто Сорди в 60-е - первой половине 70-х годов.

Но не со всеми итальянскими звездами нам так повезло: до нас дошли всего по 2-3 фильма с Джиной Лоллобриджидой, Адриано Челентано и Паоло Вилладжо. А с самыми популярными итальянскими кинозвездами 70-х нас и вовсе не познакомили (ими были Бад Спенсер и Теренс Хилл).

Популярность того или иного актера нелегко измерить. Самый надежный критерий – это кассовые сборы их фильмов (где они снимались в главных ролях), но это не всегда дает верное представление об уровне популярности той или иной звезды. Часто успех фильма слабо зависит от исполнителей. Бывает так, что актер, который принял участие сразу в нескольких блокбастерах подряд, так и не становится большой звездой (один из самых показательных примеров – Марк Хэмилл из трилогии «Звездные войны»).

Д.Лоллобриджида
Д.Лоллобриджида

По этой причине для более надежного определения уровня популярности кинозвезд в дополнение к кассовым сборам необходимо учитывать иные факторы: например, внимание прессы. Если актер часто появляется на обложках популярных журналов – это надежное свидетельство, что данный человек интересен публике. Данный фактор приобретает особую важность в случае актрис, чья популярность зачастую основана не на их достижениях в кино, а на их отношениях со СМИ.

Перед тем как перейти к первому послевоенному десятилетию, в котором итальянское кино вышло на ведущие позиции в мире, скажу пару слов о кино Италии лихих 40-х.

Италия активно участвовала во Второй мировой войне, но в первые годы воевала на чужих территориях. Кинопроизводство в стране не просто не останавливалось, а чувствовало себя даже лучше, чем до войны: в 1942 году было выпущено 119 художественных фильмов! Летом 1943 года военные действия развернулись на Апеннинском полуострове. Кино в Италии продолжали снимать и во время боев, но киножизнь в стране еле теплилась (в 1944 году снято всего 17 картин).

Итальянские кинематографисты отыгрались за годы простоя сразу же после войны, когда несколько итальянских режиссеров сумели произвести революцию в мировом кино. Роберто Росселини, Витторио Де Сика и Джузеппе Де Сантис сняли ряд фильмов, в которых показали реальную жизнь «маленьких людей». Снимались эти фильмы не в павильонах, а на улицах и большинство ролей в таких фильмах исполняли непрофессионалы – такие же рабочие и бедняки, которых они и играли. Позднее это кинонаправление назовут неореализмом.

Витторио Де Сика в молодости (справа)
Витторио Де Сика в молодости (справа)

В фашистский период, в начале 40-х, главными итальянскими кинозвездами считались Витторио Де Сика, Амедео Наццари, Фоско Джакетти, Джино Черви, Алида Валли, Иза Миранда, Дина Сассоли, Луиза Ферида…

Неореализм изменил звездный кинонебосклон итальянского кино. Де Сика всю вторую половину 40-х уделял большую часть своего времени режиссерской работе, а большинство звезд прошлых лет не вписались в новые кинореалии (Луизе Фериде не повезло больше всех - ее расстреляли в 1945-м году партизаны).

Неореализм дал Италии 2-х крупных кинозвезд и обе они оказались женщинами. Анна Маньяни после выхода фильма Росселлини «Рим, открытый город» (1945) стала не только главной актрисой Италии, но и самой популярной итальянской кинозвездой в мире.

Сильвана Мангано
Сильвана Мангано

Еще один неореалистический шедевр - «Горький рис» (1948) Джузеппе Де Сантиса вывел в звезды Сильвану Мангано, поразившую зрителей своими формами, которые были упакованы в обтягивающие шорты. Вскоре после выхода фильма она вышла замуж за влиятельнейшего продюсера Дино де Лаурентиса и была обеспечена работой на годы вперед.

Здесь необходимо сделать оговорку. Когда мы говорим о кинозвездах Италии конца 40-х, необходимо понимать, что их популярность в Италии была весьма ограничена и не шла ни в какое сравнение с популярностью звезд последующих десятилетий. Объясняется это просто. В самой Италии в тот период бал правили американские фильмы. В 1947 году примерно 80 % кассовых сборов дали голливудские картины. Неореализм произвел фурор в киномире, но в самой Италии эти фильмы по большей части приносили убытки своим создателям. Ситуация в этом плане изменилась лишь в 50-е годы, когда итальянцы стали смотреть не только американское кино, но и собственное.

Джина и Витторио
Джина и Витторио

Самым популярным актером Италии первого послевоенного десятилетия был Витторио Де Сика.

Во второй половине 40-х Де Сика сделал себе имя как режиссер, поставив «Шушу» и «Похитители велосипедов», но он не переставал сниматься в кино и в этот период, хотя появлялся перед камерой не часто. Зато в 50-е Витторио стал работать как стахановец и умудрился сняться в шести десятках картин!

Причина столь частого появления в кино (нередко в эпизодических ролях) была исключительно прозаической – Де Сика вечно нуждался в деньгах. Лиры требовались ему для постановки собственных фильмов, которые чаще всего не окупались в прокате, для содержания двух семей и для расплаты по карточным долгам (Витторио был азартнейшим игроком и постоянно пропадал в казино, где ему не очень везло).

Зато в кино в 50-е годы ему повезло как никому другому в Италии и помимо режиссерских удач («Умберто Д.», «Золото Неаполя»), на его актерском счету оказалось несколько фильмов, ставших кассовыми хитами на Апеннинах: "Завтра будет слишком поздно" (1950, 7,7 млн зрителей); "Хлеб, любовь и фантазия" (1953, 10,6), "Хлеб, любовь и ревность" (1954, 10,4), "Жаль, что ты каналья" (1954, 5), «Хлеб, любовь и…» (1955, 7,8), "Анна из Бруклина" (1958, 4,2), "Генерал делла Ровьере" (1959, 4,5).

-6

В трех успешных картинах партнершей Де Сики стала Джина Лоллобриджида – итальянская актриса № 1 в 50-е годы: "Хлеб, любовь и фантазия", "Хлеб, любовь и ревность", "Анна из Бруклина". На ее счету также один из самых популярных итальянских фильмов всех времен – "Самая красивая женщина в мире" (1955, 12,6 млн зрителей), кассовый хит 1956 года "Трапеция" с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом, и французский блокбастер «Фанфан-тюльпан» (1951), который прекрасно смотрится и сегодня.

-7

Джина Лоллобриджида – первая итальянская актриса, которая стала международным секс-символом. К середине 50-х она стала самой высокооплачиваемой актрисой Европы, получая примерно по 100 тыс. долларов за фильм. Джина не считалась большой актрисой, но ее сексуальный магнетизм привлекал к ней внимание не только европейских зрителей, но и заокеанских продюсеров. С середины 50-х она чаще снималась в американских фильмах, чем в итальянских, но не смогла стать суперзвездой в Америке. Зато в Италии и Западной Европе это была настоящая богиня, и на протяжении двух десятков лет ее фото с завидной регулярностью появлялись на обложках всех ведущих европейских журналов.

В тройку самых популярных итальянских актрис 50-х после великой Лоллобриджиды входят Сильвана Мангано и София Лорен.

Сильвана Мангано
Сильвана Мангано

На Мангано все десятилетие работал ее звездный статус, завоеванный в конце 40-х, который поддерживался ее мужем – Дино де Лаурентисом, подбиравшем для жены проекты, которые будут привлекать к ней внимание публики. Благодаря протекции супруга она участвовала в нескольких блокбастерах тех лет: «Улисс», «Золото Неаполя», «Этот жестокий век», «Большая война», «5 опозоренных женщин».

Лорен и Де Сика в «Хлеб, любовь и…»
Лорен и Де Сика в «Хлеб, любовь и…»

София Лорен пришла в кино чуть позже Лолло и Мангано и стала звездой лишь в 1954 году, но ее взлет оказался крайне стремительным. Сразу несколько ее картин добились приличных кассовых сборов в 1954-1956 гг.: «Золото Неаполя», «Жаль, что ты каналья», «Хлеб, любовь и…», «Женщина с реки», «Прекрасная мельничиха». Как и Лоллобриджида чуть ранее, в своих первых фильмах, где у нее были главные роли, Лорен постоянно пересекалась с Витторио Де Сика, который был то режиссером этих фильмов, то ее партнером.

Софи и Карло
Софи и Карло

Не последнюю роль в успехе Лорен сыграл знаменитый итальянский продюсер Карло Понти, который стал фактическим мужем Лорен, хотя юридически оставался ее любовником. Карло был официально женат, а развод в тогдашней Италии был практически невозможным. Понти и Лорен попробовали пожениться в Мексике, но в Италии развод Карло и новый брак не признали, что привело к уголовному делу против продюсера за двоеженство. Вполне вероятно, что уже к концу 50-х Лорен смогла бы потеснить своих конкуренток на звездном Олимпе, но проблемы на родине вынуждали ее работать за границей – в Англии и США, где ее поначалу преследовали неудачи.

А.Маньяни
А.Маньяни

Анна Маньяни в 50-е годы оставалась лицом итальянского кино за рубежом, но ее фильмы в Италии не привлекали внимания публики. Она поддерживала свой статус звезды за счет прошлых работ в неореалистических фильмах и международных премий. В 1956 году ей присудили «Оскар» как лучшей актрисе за американскую картину «Татуированная роза», которая в прокате Италии заняла всего 40-е место, но и это стало успехом для Маньяни. Ее другие фильмы с треском проваливались на родине.

В 50-е годы еще нескольким итальянским актрисам на пару-тройку лет удавалось стать звездами кино, но сегодня они практически забыты.

Лючия Бозе
Лючия Бозе

В начале десятилетия одной из главных итальянских звезд стала красотка Лючия Бозе («мисс Италия» 1947 года, которая обошла на конкурсе известную в будущем актрису Д.М.Канале и саму Лолло!), снимавшаяся у Д.Де Сантиса и М.Антониони, но в 1956 году она вышла замуж и практически перестала появляться на экране.

Джино Черви и Сильвана Пампанини
Джино Черви и Сильвана Пампанини

Бозе была символом хрупкой итальянской красотки, а ставшая знаменитой в те же годы Сильвана Пампанини олицетворяла женщину более распространенного итальянского типа - ту, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». В этом она была похожа на Мангано. Но у Мангано был правильный муж – кинопродюсер, а Пампанини с мужчинами уживалась плохо, и к середине 50-х ее карьера зашла в тупик.

М.Аллазио
М.Аллазио

История обаятельной крашеной блондинки Маризы Аллазио, которая на пару лет буквально оккупировала итальянские кинотеатры (в 1957-1958 гг.), похожа на биографию Лючии Бозе. Сыграв в нескольких популярных фильмах («Бедные, но красивые», «Семь холмов Рима», «Карфагенские рабыни»), в 1958 году Мариза ушла из кино, выйдя замуж за какого-то захудалого итальянского принца.

-15

Почти одновременно с Аллазио в Италии вспыхнула звезда склонной к эксгибиционизму Сильвы Кошины, которая во второй половине 50-х снялась в нескольких кассовых картинах («Михаил Строгов», «Подвиги Геракла», «Невозможная Изабель», «Освобожденный Иерусалим», «Опасные жены»), но, к сожалению, в те годы продюсеры не дали полностью реализоваться ее страсти к публичному обнажению.

В целом в 50-е годы в итальянском кино царили звезды – женщины, среди которых как бельмо в глазу торчал папаша Де Сика, которого поддерживал знаменитый комик Тото.

Тото и Де Сика
Тото и Де Сика

Тото никогда не входил в число самых кассовых актеров Италии, но имел достаточно большую армию почитателей. Большинство фильмов, где Тото был главной звездой, были примитивными коммерческими поделками, в названии которых фигурировало его имя, чтобы привлечь публику.

Обычно этого вполне хватало, чтобы картина смогла окупиться в прокате. Несколько фильмов с его участием в 50-е привлекли в кинотеатры достаточно много зрителей («Золото Неаполя», «Римские рассказы», «Тото, Пеппино и Распутница», "Злоумышленники остались неизвестны"), но в большинстве этих картин у него второстепенные роли. А те фильмы, где Тото солировал в одиночку, обычно занимали места среди самых кассовых картин года далеко за чертой Топ-30.

комедия "Злоумышленники остались неизвестны" (1958) М.Моничелли
комедия "Злоумышленники остались неизвестны" (1958) М.Моничелли

В 50-е годы были популярными несколько актеров, которые будут олицетворять итальянское кино в следующие десятилетия, но они были лишь на пути к настоящей всенародной славе. Среди этой плеяды актеров были Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман (он получил известность еще в конце 40-х) и Альберто Сорди. К этой компании можно отнести и Ренато Сальваторе, который на рубеже 50-х – 60-х засветился в нескольких классических фильмах итальянского кино, но его карьерный взлет оказался и пиком карьеры – дальше она пошла под уклон и большой звездой Ренато не стал.

С.Мангано и Р.Валлоне
С.Мангано и Р.Валлоне

Не выбился в суперзвезды и Раф Валлоне, чья звездочка вспыхнула на 10 лет раньше, чем Сальваторе, одновременно с Гассманом (после «Горького риса»), но популярность Рафа не пережила первой половины 50-х. Валлоне много снимался и дальше, и даже иногда появлялся в кассовых кинопроектах ("Эль Сид"), но в качестве известного актера, а не звезды экрана.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: