Давайте определимся, что такое обратная связь с точки зрения психологии, ведь на постсоветском пространстве этот термин ассоциируется скорее с инженерией или кнопкой соединения с оператором.
Обратная связь - это отклик или реакция другого человека (или общества) на совершаемые вами (осознанно или не осознанно) действия. На простом примере - это оценка работы специалиста колл-центра от 0 до 9. На чуть более сложном - сбор отзывов участников группы друг о друге. Лайк в соцсетях - самый банальный пример.
В сфере торговли/карьеры/обучения все более менее прозрачно: ясна ценность фидбека и потенциальные способы его добычи.
С точки зрения психологии личности все немного сложнее и намного интереснее. Потому что помимо добычи этого диковинного эликсира, не менее важен процесс дистилляции и обработки. Качественная обратная связь — это ключ к пониманию того, как люди видят вас по Ту сторону черепной коробки. Имея эти знания, нам гораздо проще выстраивать гармоничные отношения с миром и получать желаемое. Но в первую очередь - это прекрасное подспорье для работы над собой.
Где тут кнопка обратной связи?
Бывает, обратная связь приходит к нам спонтанно. В виде небанального комментария в соцсети или случайной фразы. Такой фидбек можно сравнить с работой шаржиста: возможно у вас правда нос крючком, а может он Всех рисует одинаково.
Качественная обратная связь случайной бывает редко. Поэтому, если вы стремитесь к саморазвитию, необходимо научиться ее добывать.
Самый очевидный способ – обратиться к коучу. Он побеседует с вами, возможно с вашими коллегами и родственниками, сопоставит данные и выдаст профессионально исполненный, оформленный в раму - ваш портрет.
Если же хотите научиться добывать ее самостоятельно, то будьте готовы: -потрудиться,
- удивиться,
- возможно расстроиться,
- вероятно обрадоваться.
Но совершенно точно - прояснить для себя многое. Итак, три важных шага охотника на КОС (качественную обратную связь).
Шаг 1. Найти любящего критика.
Действуем путем исключения. Из круга людей, которым доверяем и которые хорошо нас знают вычеркиваем
а) нелюбящих критиков (сварливые родственники и вредные коллеги могут удариться в критику и попытаться задеть)
б) восторженных поклонников (люди, которые, побоявшись обидеть, смягчат, а то и вовсе уберут неприятные формулировки).
Любящий критик - это тот, кто хорошо к вам относится, не склонен к излишнему критиканству, и при этом имеет силы высказать свое мнение, не боясь потерять вашего расположения.
На роль любящего критика подходит коуч/психолог, Настоящий друг с большой буквы «Н» и коллеги, с которыми у вас нейтральные отношения. Они могут дать конструктивное мнение, потому что бОльшую часть жизни вы проводят рядом (те самые 3/4 жизни на работе).
Шаг 2. Задать правильные вопросы.
Следующим шагом расставляем приоритеты. Что важно для вас на данном этапе? Внешний вид, профессионализм, авторитет в глазах подчиненных...Все что вас волнует или вызывает приступы неуверенности. Составьте список важных качеств, задайте вопрос или оцените от одного до десяти сначала Сами Себя, а уже после опрашивайте других. Сравните результаты, так вы поймете насколько ваше самовосприятие далеко от оценки со стороны. Одно это уже может стать сюрпризом и дать пищу для раздумий.
* если не знаете о чем спросить, возьмите за основу стандартные корпоративные опросники, забив в поисковике «круговая обратная связь».
Шаг 3. Правильно обрабатываем полученную информацию.
Если вы ответственно подошли к шагу 1 и 2, то в КОС не будет места подхалимству и критиканству. Но будет и положительное (приятное) и не очень.
Начнем с приятного. За высокие оценки себя нужно хвалить. Особенно это важно тем, чьи детские успехи (в отличие от провалов) оставались без внимания. Похвалите себя, напишите список на стикере и приклейте к зеркалу. Обращайтесь к нему в трудных жизненных ситуациях, делайте упор в резюме, в позиционировании себя на работе и по жизни. Подумайте, какие свои стороны можно развить еще больше, чтобы они приносили пользу и возможно даже доход.
Что делать с неприятной обратной связью. Возможно вы догадывались о слабых местах, но думали, что успешно скрывали их, а оказывается что нет. Или наоборот считаете достоинством, то что оказывается раздражает других.
Если вам случилось услышать нечто неприятное, есть две конструктивные стратегии поведения:
Стратегия «принять и изменить». Если в ваших силах, например, сделать тон рабочих писем более дружелюбным - действуйте. Экспериментируйте и анализируйте. Возможно, коллеги заметят перемену и ответят взаимностью. Иногда достаточно поменять мелочь, чтобы получить впечатляющий результат.
Стратегия «принять и оставить». Бывает и так, что мы не в силах измениться или понимаем, что перемены станут слишком ресурсозатратными. Представьте ситуацию, когда человек со страхом публичных выступлений, узнает что коллеги считают его высокомерным из-за нежелания участвовать в мозговых штурмах. Или когда руководство раздражает медлительность, а у вас работа в режиме дедлайна вызывает панику и приносит буквально физические страдания. Прислушайтесь. Как вам поступить справедливо по отношению и к себе, и окружающим?
Иногда достаточно совершить coming out, обозначив проблему, попросив других пойти вам навстречу и относиться с пониманием. У меня в жизни была ситуация, когда руководитель сам предложил мне сместить рабочее время на два часа вперед, после моего раскаяния о том, что по утрам я не самый продуктивный сотрудник.
При другом сценарии такой фидбэк может стать поводом задуматься о переменах в жизни. Без фатализма и драматизации, но с твердым рассудком. На своем ли вы месте? Любите ли то, что делаете? В состоянии ли поменяться или приспосабливаясь делаете хуже себе и другим? (Прочтите статью о сверхадаптации , проверьте не предаете ли себя)
Главное, никогда не забывайте, что не существует идеальных людей и людей, которые нравятся всем. Помните о сильных сторонах и хвалите себя за них. Знайте свои слабые стороны, держите их под контролем и по возможности исцеляйте. Будьте себе самым любящим, но справедливым критиком. Чем гармоничнее ваше состояние и самооценка, тем приятнее будет обратная связь. Потому что весь мир - это наше отражение.
Как насчет КОС в вашей жизни? Хотели бы получить или уже научились добывать ее?
Задавайте вопросы чтобы разобраться с ролью обратной связи, ее пользой и вредом для вас.