Вот уже прошло 16 лет как нет Минакова Александра Степановича – краеведа из Чернавы , но значение его работ не уменьшилось. Александр Степанович оставил замечательную коллекцию рисунков, макетов, вырезанных из дерева фигурок, которые хранятся в сельской библиотеке и школьном музее. В своей работе хотелось бы систематизировать творчество художника.
Рисунки художник делал самым доступным материалом – цветными карандашами. Почти все они посвящены родному селу, ему хотелось запечатлеть в своих работах ушедшее время, нарисовать Чернаву своего детства. Здесь и речка Чернава , которую выбрали первые поселенцы из Тульской губернии, и ветряные мельницы, которых было целых 12.Почти все свои рисунки он сопровождает надписями, ему хочется как можно больше донести информации до зрителя. Он не упускает мельчайшие подробности из истории села. Герои его картин не безликие люди - это его родственники, друзья, соседи. Его работы несут много информации, которую трудно найти в других источниках. Например на рисунке, где изображена тройка он помечает, что зимнюю снежную дорогу помечали вешками : «Зимой вдоль дороги ставили вот вешки. Были сильные метели, поэтому направлений люди спасались», они на рисунке есть. На другом рисунке он делает надпись еще длиннее «Лиза Романова в конце войны заправщицей работала техники тракторов комбайнов в бригаде. А бригада от села за несколько километров до 10 километров Было время пешком ходили на работу. Вот она нашла выход: приучила (Мишку) так звали быка. Он был какой - то особенный на коротких ногах и очень смирный.
Приучила верховой езде. На спине сидеть хорошо ближе к хвосту не как на лошади ,так удобно». Ему очень хотелось чтобы
все что он знает по истории Чернавы осталось надолго и поэтому у него много рисунков, где он изображает те сельские работы, которыми в современной деревне больше никто не занимается: изготовление самодельных кирпичей (самана) из глины и соломы , веревок из конопли и поэтапно зарисовывает эти работы. На его рисунках есть ткацкий станок. Одна из самых интересных работ «Молодежный вечер нашего села» В этой работе молодежь у него пляшет под балалайку и гитару. Художник замечательно передает движения во время русской плясовой Ему хорошо удаются сложные многофигурные композиции. У Александра Степановича замечательная зрительная память.
Он по памяти рисует старую сельскохозяйственную технику и пишет ручкой на них свои комментарии: «Самый паршивый трактор. Мы на таких работали. Я и моя хозяйка». Александр Степанович любил свою родину и как никто другой знал каждый уголок не только села ,но его окрестности, так как всю жизнь работал в поле: сначала трактористом, а потом пастухом. На одном его рисунке написано: «Поля у нас просторные. Сенокос вдали, потому что хлеба сеяли поближе. Сенокосы были. Второй дол, Башкирки (10 км), Башмак, Тростянь» . Он сделал карту –схему села в 30-е годы, на которой тщательно нанесены все названия улиц, прудов, оврагов. Тут же , как заправский модельер, рисует образцы одежды того времени.
Много рисунков Минаков А.С посвятил жизни села в военное время На них главные герои – женщины и дети. Интересно он рисует волков. « Во время войны волки развелись в большом количестве и делали нападения особенно на овец. Но вот лошади им были не по зубам» Много работ о заготовке кормов для скота. На его картинах и летние и зимние работы в поле. О послевоенном периоде чернавской истории рисунков немного. Самые интерес-ные «Заготовка льда для сливного» и «Автопортрет»
Но самая яркая страница его творчества связана с Чернавской церковью. Минаков стал много заниматься изобразительным искусством после
того как стал пенсионером. Ему как человеку верующему дети последнего местного священника подарили старую фотографию с изображением чернавской церкви . Много лет эта фотография тайно хранилась в доме Минаковых.
В 70-е годы он захотел увеличить фотографию, но с ней надо было хотя бы на время расстаться. Душа болела. А вдруг пропадет ? И тогда он цветными карандашами сделал большой рисунок церкви. Как потом оказалось предчувствие не обмануло- снимок затерялся. Рисунок, вставленный в деревянную рамку под стекло, висел в красном углу вместе с иконами. А в 1987 году Александр Степанович сделал подарок всем односельчанам. Им стал макет Чернавской церкви. Посмотреть на нее приходили все: родственники, друзья, школьники, бабушки приводили своих городских внуков – сделать снимки, журналисты писали об этом в районной газете. Макет брали на многие выставки. Он побывал даже в Саратове. В самой Чернаве нет ни одного человека, который бы не видел его.
И еще много раз рисовал «свою церковь». Эти рисунки он приносил в библиотеку и школу , а потом некоторые чернавцы захотели иметь картины с изображением церкви у себя дома и посыпались заказы. Наиболее удачная работа находится в сельской библиотеке «Чернава зимой». В центре композиции церковь, а вокруг милая его сердцу Чернава в 30-е годы: деревянные дома, лошадки ,запряженные в сани. Художник любит то, что рисует и эту безграничную любовь передает зрителям. А еще он с удовольствием рассказывал о старине. Особенно любил общаться со школьниками, считая их самыми благодарными зрителями. Радовался тому, как они внимательно всё рассматривают, задают вопросы. Про церковь он мог рассказывать бесконечно «На колокольне Чернавской церкви было 5 колоколов. Сельский звонарь отбивал каждый час, указывая время. Под колокольные перезвоны венчали молодых , провожали человека в последний путь. Голос колокола помогал человеку в беде: звал на помощь во время пожара или обвала глинища (где местные жители добывали глину для построек). Зимой в метель, колокол звучал, не умолкая, притягивая путников к жилью, а иногда спасая им жизнь.» Александр Степанович часто повторял: «Религия плохому не научит, она учит нравственности».После его рассказов хотелось узнать как можно больше о нашей разрушенной церкви.В Пугачевском музее краеведения нам помогли найти документы. Это старинная книга «Приложение к сборнику постановлений и распоряжений по Самарской епархии», изданной в Самаре в 1899году.
«Церковь построена в 1832 году, 20 февраля 1895 года сгорела, тщением прихожан сооружена новая. Здание деревянное, с такой же колокольней Престол в ней во имя Святого Великомученика Дмитрия Мироточивого. Притча при церкви, как имеющей прихожан мужского пола более 700 душ,
Указом Св. Синода от 4 марта 1885года, за №3, положено быть священнику, диакону и псаломщику».
Минаков видел в людях только хорошее, потому что сам был хорошим человеком, люди к нему тянулись. Он мечтал о том , что церковь в селе восстановили или хотя бы на её месте построили часовню. Своей мечтой он заразил односельчан. Уже после его смерти на месте разрушенной церкви в 2008 году поставлен Поклонный крест по инициативе совсем молодого человека Федяинова Юрия. Макет церкви Александра Степановича завещал школьному музею, где он сейчас хранится. Сюда часто приходят люди, чтобы посмотреть . Все восхищаются его рисунками, макетами. Уходят из музея со словами благодарности в адрес Минакова Александра Степановича и всегда говорят, что это людям нужно. Все хорошее на земле не проходит бесследно.