Друзья, сегодня у нас снова истории районов Москвы и на этот раз расскажем о Сыромятниках. Строго говоря, Сыромятники - это историческая местность, которая является частью Басманного административного района и имеет очень интересное и древнее прошлое.
Пять веков назад территория, где сейчас находятся Сыромятники, была лишь участком леса между селом Воронцово и рекой Яузой. Эти земли принадлежали обители Андроникова монастыря до конца 15 века, пока не перешли в собственность великого князя Ивана III.
В начале 17 века в этих местах поселились дворцовые мастера кожевенного дела - сыромятники, которые и дали название местности. Сыромятники выполняли первичную выделку шкур пушных зверей, здесь же селились ремесленники, изготовлявшие из сыромятной кожи конскую сбрую - хомуты, шлеи, седла.
В 1653 г. в Сыромятнической слободе было 53 двора, все они стояли по одной улице, шедшей прямой линией от Воронцова поля до Яузы (нынешние Верхняя и Нижняя Сыромятнические улицы). Примерно в центре слободы находилась Троицкая церковь, ее снесли в 1933 году для строительства Центрального вокзала, который так и не был построен, на месте церкви перед Троицким тоннелем сейчас ничем не примечательный сквер.
К середине 18 века в приходе церкви Троицы в Сыромятниках уже числилось более 200 дворов, в том числе дворы придворной знати, военных, чиновников и купцов, вокруг главной улицы появились переулки. Здесь до сих пор можно увидеть старинные усадьбы: городскую усадьбу Долгоруких — Шен ( 2-й Сыромятнический переулок, 11), усадьбу Волконской — Прокофьева (4-й Сыромятнический переулок, 1/1), особняк купца Скворцова в Мельницком переулке, 8.
В начале 19 века частные дворы постепенно начали выкупать предприниматели для устройства фабрик и заводов. А после того, как через Сыромятники прошла ветка Московско-Курской железной дороги, в районе активно стала развиваться промышленность. В тот период здесь соседствовали крупные заводы и частные дома, малые предприятия и усадебные парки. Железная дорога разделила Сыромятническую улицу на Верхнюю и Нижнюю железнодорожным переездом, позднее был обустроен тоннель.
Наиболее крупными фабриками в Сыромятниках были пивоваренный завод “Московская Бавария”, завод по производству манометров и арматуры Федора Гакенталя и Московский газовый завод. В 2000-х годах территории этих заводов были благоустроены и преобразованы в креативные пространства с музеями, офисами, магазинами и предприятиями общепита.
"Московская Бавария" открылась на месте большой усадьбы с садом и каменным домом, которую еще в 1820-е годы купил купец Фридрих Даниельсон. Он пристроил к жилому зданию флигель с двухэтажным пивоваренным заводом и солодовней. Тогда же главный усадебный корпус был надстроен вторым этажом, фасады получили ампирную обработку с рустом и медальонами, со стороны сада возвели полуротонду с открытой террасой на втором этаже.
В 2008–2009 годах усадьба была полностью отреставрирована, на фронтонах сохранился вензель Даниельсона, а в интерьерах частично уцелели своды, изразцовые печи и чугунные лестницы. Сейчас в здании офисы, а на территории бывшего пивоваренного завода центр современного искусства «Винзавод».
С архитектурной точки зрения интересны сохранившиеся на территории бывшего газового завода (в Нижнем Сусальном переулке) корпуса и башни для хранения газа - газгольдеры. Корпуса для проживания рабочих проектировал в 1860-х инженер Фёдор Дмитриев, а хранилища - архитектор Рудольф Бернгард, здание завода реконструировали уже в начале 20 века по проекту архитектора Александра Роопа.
Круглые кирпичные газгольдеры стали символом завода, каждый по 40 м в диаметре, 20 м высотой и 10 м глубиной. Внутри находился металлический резервуар, вместо окон были лишь узкие прорези.
Изначально завод обеспечивал газовое освещение Москвы, но в 1950-х завод перепрофилировали для производства газового оборудования. После остановки производства, в 2010-х памятники промышленной архитектуры отреставрировали, превратив территорию бывшего завода в модное городское пространство «Арма».
История Сыромятников связана не только с промышленностью, но и с благотворительностью. В 1880-х годах большой участок земли между Сыромятническим проездом и Яузой приобрел богатейший купец Герасим Хлудов. На его средства там был построен целый благотворительный квартал, включающий богадельню, дома бесплатных квартир, больницу, школу и училище.
Здание богадельни проектировал архитектор Борис Фрейденберг. Центральный ризалит выделен полуколоннами и башенками, украшающими высокий фронтон, наверху возвышается большой купол домовой церкви.
Комплекс закрыли после революции, в благотворительном городке обосновались советские конторы. В советские годы Сыры (короткое название Сыромятников в те годы) были неблагополучным районом с большим числом малообеспеченных жителей и асоциальных элементов.
Рассказывая о районе, также нельзя не упомянуть Сыромятнический гидроузел - единственный построенный из четырех судоходных гидроузлов, предусмотреных планом обводнения Москвы 1935 года. Его возвели по проекту архитектора Георгия Гольца на месте, где раньше находился деревянный мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово (мост снесли перед постройкой гидроузла).
Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров. Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.
Ну и конечно, современные Сыромятники невозможно представить без граффити в арт-квартале. Вот так район прошел путь от лесной чащи и слободы кожевенных ремесленников до креативной Мекки Москвы.
Понравилась статья? Напишите, о каком из архитектурных шедевров района вам хотелось бы узнать подробнее.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #архитектура #москва #сыромятники