Друзья, сегодня в рубрике #неосуществленныепроекты рассказываем о нереализованном проекте Центрального вокзала, предполагавшегося к сооружению в Москве в начале XX века.
120 лет назад Министерство путей сообщения одобрило разработку амбициозного проекта, по которому все железнодорожные вокзалы Москвы предполагалось объединить в единый центральный вокзал.
Над первыми полномасштабными проектами, независимо друг от друга, работали три выдающихся российских инженера: Антон Антонович, Николай Голиневич и Николай Дмитриев. Антонович также был автором первого проекта кольцевой железной дороги вокруг Москвы и первого российского проекта метро. Его план вокзала был выбран приоритетным в 1900 году, а в 1901-м утверждён в качестве генерального, но, спустя год, в него были внесены значительные правки, основанные на разработках Голиневича и Дмитриева.
Этот доработанный проект предусматривал строительство Центрального вокзала в Александровском саду у Кремля. Будущий центральный вокзал предполагалось объединить с городским пространством и с уже существующими железнодорожными узлами и станциями. Одно сооружение, разделённое на две части, должно было обслуживать и пассажирские, и грузовые поезда. На территории вокруг него должна была вырасти разветвленная система сортировочных станций и складов.
Разные части вокзала отделялись друг от друга дебаркадерами, более 30 перронов и платформы отличались огромным размахом, само здание тоже предполагалась весьма впечатляющих размеров.
Облик города рядом с центральным вокзалом также должен был пополниться несколькими крупными гостиницами, чтобы разместить всех прибывающих пассажиров.
Проект подвергся критике в связи с тем, что центральный вокзал не предполагал создания зоны отчуждения вокруг железных дорог. Это резко повышало опасность чрезвычайных железнодорожных происшествий и аварий в центре города. Инженеры могли ответить на указанные риски только предложением о строительстве стены, которая бы отрезала железнодорожные пути и здания самого вокзала от города вокруг.
В 1902 году был предложен другой проект Центрального вокзала у Кремля от Александровского до Лубянского садов, совмещённого с главной станцией метро, разработанный инженером и предпринимателем П. И. Балинским при участии инженера Е. К. Кнорре. Балинский и Кнорре предложили пробить сквозь существовавшую плотную застройку улицы-дублеры, параллельные Тверской и Мясницкой и проложить над ними металлические эстакады скоростной электрической дороги для метрополитена и сети линий электрического трамвая. Общая протяженность линий метрополитена намечалась в 105 км, из них 67 км на 28 эстакадах и 16 км в тоннелях. На линиях предполагалось соорудить 74 надземные и подземные станции, из которых наиболее грандиозным был Центральный вокзал рядом с собором Василия Блаженного. Стоимость строительства вокзала превышала цену всех остальных станций. Сохранились художественно оформленные чертежи скоростных линий и вокзала, выполненные Н.Н.Каразиным.
Для реализации проекта нужно было снести несколько исторических зданий в центре города и более 10 храмов, что вызвало негодование православной церкви. В итоге проект был отклонен.
В 1912 г. американец Г.Д.Хофф и группа российских предпринимателей предложили проект наземной железной дороги. Основой проекта являлось строительство центрального вокзала в центре города (между Лубянкой, Тверской и Охотным рядом) с высотным зданием, в котором должны были разместиться деловые конторы, гостиницы, бани, банки, холодильники и центральный продовольственный рынок. Все движение пассажирских и грузовых поездов в Москву и из нее должно было осуществляться через этот вокзал. Необходимые по смете строительства 83,8 млн. руб. предполагалось привлечь из частных капиталов. Инвесторы рассчитывали на прибыль от сдачи в аренду вокзальных помещений.
В 1913 году Московская городская дума приняла решение о сооружении системы подземно-надземных линий для электропоездов пригородно-городского метрополитена без создания Центрального вокзала, план не был реализован из-за мировой войны и революции.
В 1919 году А. В. Щусев в проекте «Новая Москва» предлагал создать большой Центральный вокзал на месте Ленинградского и Ярославского вокзалов.
Несмотря на то, что план единого вокзала, разрабатываемые многие годы, так и не был реализован, он помог увидеть и решить некоторые инженерные и технические проблемы, возникающие при строительстве вокзалов.
Ну а мы напоминаем, что история всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки, держащей смартфон. С помощью нашего мобильного приложения AR.mos📱 жители и гости Москвы могут увидеть на экране своих телефонов утраченные архитектурные объекты на их исторических местах в режиме «дополненной реальности». Для этого нужно скачать приложение AR.mos на свой смартфон на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.
И не забывайте подписаться на наш канал на Дзене и в Телеграм 😉
#armos #история #архитектура #москва #центральныйвокзал