О символике в Библии, которая раскрывает нам тайны нашего мира (часть вторая)
Затронув тему «зверолова» в библейской символике (см. зверолов), переходим к рассмотрению понятия «птицелов».
Птицелов – это охотник на птиц. Поэтому начнем с символики птицы в Писании. Уже в первых строках Библии сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Все переводчики с древнееврейского утверждают, что в отличие от русского перевода в изначальном тексте в глаголе «носился» как бы слышится шелест крыльев, летающей над своим гнездом птицы. И сама эта птица олицетворяет ни Кого иного, как Самого Бога, только дающего начало Своему творению. В комментарии А.П.Лопухина по поводу этого фрагмента говорится: « Самое действие Св.Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей своей теплотой для пробуждения в них жизни. Этим самым… позволяется усматривать в хаосе и некоторые действия естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша…».
В дальнейшем на протяжении почти всех библейских повествований образ птицы будет одним из наиболее устойчивых. Так, в евангельском повествовании о крещении Господнем, во время которого произошло Богоявление, Бог-Святой Дух явился в образе голубя. И не для кого не секрет, что после этого голубь стал символом Самого Святого Духа. Так он и изображается на наших православных иконах.
Но, пожалуй, самый пронзительный библейский образ родится из евангельских слов Самого Господа, обращенных к отвергшему Его народу, где Он сравнивает Себя с наседкой: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф., 23, 37). В церковно-славянском варианте возникает еще более трогательный и наглядный для представления образ. Там вместо птицы стоит «кокош» (курица).
И вот, происходит интересная вещь. Два библейских образа: Духа Святаго, носящегося над создаваемым творением, и евангельской курицы, кудахчущей над своими цыплятами, в народном сознании рождают чудесный литературный образ в виде детской сказки «Курочка Ряба». Возможно, кто-то не знает, но дед и бабка в русских народных сказках это всегда (!) устойчивый и однозначный образ Адама и Евы. В данной сказке они потеряли рай (золотое яйцо) и отныне вынуждены довольствоваться простым яйцом. И все помнят - виновником этого события оказалось некое хвостатое существо, преобразившаяся из библейского змея в обычную мышку.
Это я к тому, что современному, просвещенному человеку не плохо бы научиться понимать свой собственный народный фольклор, показывающий, что наши «необразованные» предки не только точно постигали суть библейских сказаний, но и умели переложить на детский язык даже серьезные основобытийные сюжеты.
Теперь пора вернуться к образу птицелова, расставляющего сети на беспечных птенцов. Хотя, кажется, и так ясно, кто в Писании скрывается под его обличием.
Если под образом птенцов имеются ввиду души человеческие, то под обличием птицелова – сам дьявол и все войско его.
Несколько примеров из Писания. «Спасайся, как серна из руки, и, как птица из руки птицелова» (Притч. 6:5). « Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей» (Иер. 5:26). Пророк Осия, характеризуя сложность его служения Господу, говорит: «пророк – сеть птицелова на всех путях его» (Ос. 9:8).
Аллегорический образ птицы в книгах Библии, изображающий душу стремящуюся к Богу, не случаен и очень понятен. Из всех творений только птица способна взлетать ввысь к небу, где обитает Сам Бог. Но на этом пути птицу поджидает коварный ловец, расставляющий свои сети. И только Сам Бог способен помочь избежать их. «Он (Бог) избавит тебя от сети ловца. Перьями Своими осенит тебя, и под крылами Его будешь безопасен…». (Пс. 90:3-4). И, конечно, стремление самого верующего приобрести качества птицы: «Кто даст мне крыло как у голубя? И полечу и буду обитать» (Пс.54:7).
Желающие могут сами найти еще много примеров буквально во всех книгах Писания образы, связанные с уловлением дьяволом душ человеческих в свои сети в подобной символике. Есть и примеры, когда сам дьявол уподобляется не только охотнику на дичь, но и просто хищникам, подстерегающим свою добычу. Например, пророк Давид говорит об окруживших его со всех сторон врагах и окружающих его как лев добычу свою: «Они подобны льву, жаждущему добычу, подобны скимну (молодому льву), сидящему в укрытии» (Пс.16:12). Кроме того, тот самый ловец уподобляется вылавливающему свои жертвы как бы неводом или удою из морской пучины. Так, например: «Всех их (людей) таскает он (дьявол) удою, захватывает в сеть и забирает в неводы свои и оттого радуется и торжествует» (Авв. 1:15).
Но все же образ «рыболова» в Библии, и особенно в Евангелии, это уже следующая тема.