Найти тему

Почему я не посоветую Вам пойти на выставку "Дягилев. Генеральная репетиция"

Последнее детище Зельфиры Трегуловой, выставка «Дягилев. Генеральная репетиция», оказалось не самым удачным. Организаторы, конечно, подстраховались, написав при входе, что «выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы», но, во-первых, готовя ее к 150-летнему юбилею Дягилева, могли бы и охватить, что, собственно, мешало?

А во-вторых, даже имеющиеся экспонаты можно было бы представить так, что они заиграли.

Такое блестящее, уникальное по составу участников предприятие, как дягилевские балетные представления, достойно того, чтобы и сто лет спустя публика почувствовала всю мощь творческой фантазии художников и постановщиков, композиторов и исполнителей.

Листайте:

  • Музыка Римского-Корсакова, Бородина, Прокофьева, Стравинского…
  • Декорации и костюмы Серова, Рериха, Гончаровой, Ларионова, Матисса, Бакста…
  • Исполнение Нижинского, Лифаря, Павловой, Карсавиной, Спесивцевой…

Листайте:

А то, что мы увидели в Новой Третьяковке, было максимально обыкновенно.

Такой могла быть выставка, посвященная чему-то исключительно умственному и сухому, скажем, научному направлению или деятельности ученого, где и не предполагается никакой ИГРЫ, а лишь изложение фактов: в полумраке выставочных площадей по стеночкам по порядочку развешаны в рамочках некие картинки на сером фоне, нужно ходить вдоль них и рассматривать.

И даже гордость выставки, последние приобретения ГТГ, тринадцать оригинальных костюмов к дягилевским балетам, и те умудрились показать максимально бездарно – подвесив где-то там, чтобы было похуже видно или разложив так, что можно рассмотреть только фасад.

Листайте:

Но, послушайте, костюм – это объемный предмет, в последние годы проводится масса выставок костюмов, и можно было бы понять, что лучше всего он смотрится на манекене и вблизи. Неужели кураторам ГТГ это неочевидно? Могли бы посоветоваться с кураторами из ГИМ (Исторический музей), у тех неплохо выходят выставки костюма.

Скучно. Посредственно. Серо, как те стены, на которых всё и висело.

Дягилевский балет – мощная, талантливейшая игра. Трегуловская выставка – банальная и недаровитая подборка материалов по теме.

Сцена из балета "Золотой петушок"
Сцена из балета "Золотой петушок"

Ни концепции, ни обыгрывания ситуации, ни даже правильной организации пространства.

А ведь ровно год назад здесь же, на Крымском Валу, был показан Врубель, и там и впрямь вышел праздник имени художника – материал подали объемно, не жалея средств, не отписываясь, что не ставят цели показать всё его творчество. Так что же случилось в этот раз?

Видимо, и впрямь настала пора менять лошадей, и какая разница, на переправе или нет, ведь если эти лошади банально не тянут, то какая от них польза?

Хорошо, что экспонаты выставки – теперь собственность Третьяковской галереи, ведь это дает надежду на возможность увидеть их вновь и в гораздо более достойном обрамлении.

Листайте:

Через несколько лет Дягилеву будет 155, а потом и 160 лет, так что повод для еще одной выставки найдется, и хотелось бы, чтобы она больше соответствовала масштабу личности Сергея Дягилева и тех многих его соратников, благодаря которым и возникли "Русские сезоны", это беспрецедентное явление в мире искусства, а не выглядело мероприятием "для галочки".

Еще о выставках в Третьяковской галерее:

🚩Прощание с зимой: восемь лучших зимних пейзажей, и все принадлежат кисти одного художника

🚩Игорь Грабарь: начало пути. Прогулка по выставке и рассказ гида, смотрите со звуком

🚩Игорь Грабарь: возвращение к живописи и портрет жён