Последнее детище Зельфиры Трегуловой, выставка «Дягилев. Генеральная репетиция», оказалось не самым удачным. Организаторы, конечно, подстраховались, написав при входе, что «выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы», но, во-первых, готовя ее к 150-летнему юбилею Дягилева, могли бы и охватить, что, собственно, мешало?
А во-вторых, даже имеющиеся экспонаты можно было бы представить так, что они заиграли.
Такое блестящее, уникальное по составу участников предприятие, как дягилевские балетные представления, достойно того, чтобы и сто лет спустя публика почувствовала всю мощь творческой фантазии художников и постановщиков, композиторов и исполнителей.
Листайте:
- Музыка Римского-Корсакова, Бородина, Прокофьева, Стравинского…
- Декорации и костюмы Серова, Рериха, Гончаровой, Ларионова, Матисса, Бакста…
- Исполнение Нижинского, Лифаря, Павловой, Карсавиной, Спесивцевой…
Листайте:
А то, что мы увидели в Новой Третьяковке, было максимально обыкновенно.
Такой могла быть выставка, посвященная чему-то исключительно умственному и сухому, скажем, научному направлению или деятельности ученого, где и не предполагается никакой ИГРЫ, а лишь изложение фактов: в полумраке выставочных площадей по стеночкам по порядочку развешаны в рамочках некие картинки на сером фоне, нужно ходить вдоль них и рассматривать.
И даже гордость выставки, последние приобретения ГТГ, тринадцать оригинальных костюмов к дягилевским балетам, и те умудрились показать максимально бездарно – подвесив где-то там, чтобы было похуже видно или разложив так, что можно рассмотреть только фасад.
Листайте:
Но, послушайте, костюм – это объемный предмет, в последние годы проводится масса выставок костюмов, и можно было бы понять, что лучше всего он смотрится на манекене и вблизи. Неужели кураторам ГТГ это неочевидно? Могли бы посоветоваться с кураторами из ГИМ (Исторический музей), у тех неплохо выходят выставки костюма.
Скучно. Посредственно. Серо, как те стены, на которых всё и висело.
Дягилевский балет – мощная, талантливейшая игра. Трегуловская выставка – банальная и недаровитая подборка материалов по теме.
Ни концепции, ни обыгрывания ситуации, ни даже правильной организации пространства.
А ведь ровно год назад здесь же, на Крымском Валу, был показан Врубель, и там и впрямь вышел праздник имени художника – материал подали объемно, не жалея средств, не отписываясь, что не ставят цели показать всё его творчество. Так что же случилось в этот раз?
Видимо, и впрямь настала пора менять лошадей, и какая разница, на переправе или нет, ведь если эти лошади банально не тянут, то какая от них польза?
Хорошо, что экспонаты выставки – теперь собственность Третьяковской галереи, ведь это дает надежду на возможность увидеть их вновь и в гораздо более достойном обрамлении.
Листайте:
Через несколько лет Дягилеву будет 155, а потом и 160 лет, так что повод для еще одной выставки найдется, и хотелось бы, чтобы она больше соответствовала масштабу личности Сергея Дягилева и тех многих его соратников, благодаря которым и возникли "Русские сезоны", это беспрецедентное явление в мире искусства, а не выглядело мероприятием "для галочки".
Еще о выставках в Третьяковской галерее:
🚩Прощание с зимой: восемь лучших зимних пейзажей, и все принадлежат кисти одного художника
🚩Игорь Грабарь: начало пути. Прогулка по выставке и рассказ гида, смотрите со звуком