Найти в Дзене
severok1979

Герой Советского Союза - летчик Норильского комбината

Оглавление

Продолжаю серию небольших заметок про Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба и биография которых так или иначе связана с Норильском (увы, с Норильлагом и ГОРЛАГом тоже).

Наш сегодняшний герой Новиков Константин Афанасьевич – летчик-истребитель, гвардии капитан, Герой Советского Союза.

Довоенная биография Константина Новикова очень типична для предвоенных лет - родился в деревне, школа-семилетка, автозавод, аэроклуб, военное авиаучилище:

Родился 6 августа 1919 года в селе Орлово-Медвежье Медвежинской волости Ливенского уезда Орловской губернии (ныне село Медвежье Краснозоренского района Орловской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы. С 1934 года жил в Москве. В 1935-1936 годах работал слесарем на строительстве метро, в 1936-1937 – слесарем на автомобильном заводе имени И.В. Сталина, в 1938-1939 – слесарем на Московском лакокрасочном заводе. В 1937 году окончил Центральный аэроклуб (Тушино).
В армии с сентября 1939 года. До января 1940 года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. В сентябре 1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в штурмовом и истребительном авиаполках (в Западном особом военном округе).

Военная биография Константина Афанасьевича яркая и насыщенная - в действующей армии с июня 1941 года, участвовал в битве за Кавказ, освобождении Северного Кавказа, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях, совершил около 500 боевых вылетов, лично сбил тараном самолёт-корректировщик FW-189, кроме него сбил лично ещё около 30 самолётов и около 10 - в группе, ранен один раз тяжело и три раза легко, летал на истребителях И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

О Константине Афанасьевиче и его боевых делах писали в газетах.

Из армии Константин Новиков демобилизовался в звании гвардии капитана уже в августе 1945 года. А вот послевоенная биография героя слишком напоминает движение по нисходящей, причем совершенно без видимых причин...

В 1945—1947 Константин Новиков лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области), Участвовал в проведении нескольких испытательных работ по тематике института. К этому периоду относится интересный эпизод, высоко характеризующий героя - в одном из биографических очерков есть упоминание о том, что в 1947 году Новиков на личные сбережения приобрёл две грузовые машины ЗИС-5 и передал их колхозникам!

Далее, судя по эпизодам биографии, Новикова как будто специально отсылали летать всё дальше и дальше от Москвы: в 1948-1949 гг. - лётчик транспортного отряда авиационного завода № 64 (город Воронеж), в 1950-1952 гг. работал лётчиком в Игаркской авиационной группе Полярной авиации, наконец окончание летной карьеры, ставшее его норильским эпизодом:

в 1952-1953 гг. был лётчиком на Норильском комбинате

Скорее всего, Константин Новиков в это время был лётчиком авиаотряда Норильского комбината ГУ ЛГМП НКВД (Авиаотряд Норильстроя НКВД, Отдельный авиаотряд Норильского комбината МВД СССР), существовавшего в 1939–1955 годах.

Гидросамолет Г-1 № Х-299 авиаотряда Норильского комбината, предположительно, на одном из норильских озер. Фото 1943 года.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Сохранился любопытный документальный отзыв 1944 года о положении дел в этом авиаотряде:

Из Акта обследования Енисейской авиагруппы инспектором по безопасности полетов УПА ГУСМП Е.Д. Филипцевым от 12.08.1944 г.:
«О работе авиации Норильского комбината.
Самолеты авиации Норильского комбината при полетах Дудинка – Красноярск – Дудинка базируются в аэропортах Енисейской авиагруппы. Во время полетов и нахождения в аэропортах авиагруппы пилоты совершенно не подчиняются существующим правилам и демонстративно их игнорируют, ссылаясь на то, что они авиация особого типа и у них свое начальство. Полеты без связи с аэропортом, прилеты без предупреждения, вылеты без разрешения и без погоды, большая перегрузка самолетов и другие нарушения в летной работе определяют стиль работы авиации Норильстроя. Летный состав летает с просроченными пилотскими свидетельствами, а среди бортмехаников летают лица, отбывавшие наказание.
Подобные нарушения вносят дезорганизацию в работу аэропортов
и разлагающе действуют на пилотов Енисейской авиагруппы».

Неожиданно в книге летчика Веселовского Б.В. Скрытая биография. — М.: Воениздат 1996 отыскалось очень важное упоминание о норильском эпизоде биографии Константина Новикова:

К нам, авиаторам, несколько раз приходил из города бывший летчик-истребитель Герой Советского Союза Константин Новиков. Судьба привела его в Норильск из Москвы, где он ранее работал летчиком-испытателем на авиазаводе. Там произошел конфликт с руководством летно-испытательной службы, его уволили, и Костя собирался устроиться пилотом в норильском аэропорту Надежда. Оказалось, Костя Новиков был на фронте в составе полка, в котором летал Алексей Маресьев, тоже мой однокашник. Он уже был известен по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Во время таких встреч в конторке Кости Шарова мы вспоминали минувшие дни и боевые дела. Иногда из города Новиков приносил бутылку спиртного. Тогда поминали тех, кто не вернулся, и себе желали счастливого будущего.

В биографиях героя пишут, что завершению лётной карьеры Новикова способствовали серьезные последствия боевых ранений летчика (напомню - одно тяжёлое и три лёгких), однако следующим эпизодом биографии Константина Новикова была работа в 1953-1954 годах молотобойцем Колбинского леспромхоза (Манский район Красноярского края) - согласитесь, не самая лёгкая работа, требующая определенных здоровья и физической силы... Далее в биографии уже бывшего летчика новый резкий поворот - он возвращается в Москву и с марта 1954 устраивается работать грузчиком. 15 июня 1957 года в отделе ЗАГС Щербаковского района заключил брак с Чиняковой Анастасией Ивановной. Складывается субъективное впечатление, что Константин Новиков вернулся в Москву безо всякого приглашения, желая устранить некую несправедливость, по которой ему пришлось работать всё дальше и дальше от Москвы... Как бы там ни было, не дожив и до сорока лет, Герой Советского Союза Новиков Константин Афанасьевич умер 9 сентября 1958 года. Похоронен на Пятницком кладбище.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2023 год