Смерть, настолько привычная категория для человека, что на рубеже веков, не остается никаких эмоций и волнений. Человек привык к тому, что он однажды умрет. Осознание этого проникает во многие сферы жизни, и смерть видится как естественное завершение всех биологических процессов, как среди людей, так и в природе в целом.
Смерть настолько привычна, что начиная с первых упоминаний в Библии, основные термины мелькают с завидной частотой и в сумме набирают более восьмисот случаев употребления в тех или иных условиях. Умирают люди, животные, растения. Умирает все, и все подвержено увяданию и разложению. Такова безрадостная картина, начиная буквально с первых библейских отрывков.
В прошлой теме мы обратили внимание, что в повествовании о Творении идея смерти и гибели, не подразумевается ни в каких смыслах. Это разительно отличает библейскую истории о происхождении Земли и людей от широко распространенных мифов древности, где борьба, гибель и смерть являются неизменным атрибутом в большинстве из них. История Творения идеализирована и передает ощущение мира и покоя с самых первых ноток, где бесформенная планета приобретает свои окончательные черты и наполняется Жизнью, в которой напрочь отсутствует угроза гибели и смерти.
Первые упоминания о смерти исходят, как это ни странно из уст Божиих. В словах к Адаму Бог говорит:
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Быт. 2:16-17).
Библейское описание смерти выраженно такими словами как, "mot" и "tamut". Впервые они упоминаются вместе в тексте Быт. 2:17. "...ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." Еще раз о смерти говорит змей. Оба слова звучат в такой же последовательности, но с небольшими видоизменениями в словах змея, обращенные к Еве: "И сказал змей жене: нет, не умрете". (Быт. 3:4) В тексте оригинала оба текста, но в разных смыслах передают идею смерти. Если в первом случае Бог говорит человеку об однозначности смерти, то в словах змея мы видим сомнение в ее наступлении. "môt тämût" (Быт. 2:17) и "lö´-môt tümutûn" (Быт. 3:4). Это интересно само по себе. Фразы похожи и диалог приобретает иное измерение, где змей выступает гарантом новых идей и реальности - жизнь возможна без Бога, Его повелений и условий, где смерть необязательна и отсутствует по умолчанию.
Два этих случая подводят нас к первым очень важным выводам.
Во-первых, Божьему творению смерть не присуща. Нет ничего внутренне порочного и обладающего гибельными свойствами во всем, что Бог сотворил. Смерть не обитает где-то на задворках Вселенной, не в каком-то подземном царстве, нигде вообще, как это изображается во множестве месопотамских и греческих мифах. Смерть проистекает из других причин, да и сама по себе является следствием определенных действий.
Смерть исходит из нравственных категорий, если так можно выразиться. Сложно сказать, к какой сфере отнести повеление Божье не вкушать от дерева познания добра и зла, но подозреваю, что в какой-то степени, это было первым юридическим актом в истории Земли. Смерть видится прямым следствием нарушения этого повеления и наступает исключительно по этой причине. Тело человека не являлось смертным самим по себе, равно как и всё остальное, сотворенное Богом, не содержало в себе тяги к гибели и разложению.
С другой стороны, мы касаемся бессмертия - категории относящейся исключительно к Богу. Только Он обладает этим свойством по Своей природе и только Ему оно присуще. Ни о каком бессмертии не идет речь в отношении человека, оно ему обещано на определенных условиях - жить в согласии с Творцом и искать в Нем ответы на вопросы бытия.
Дальнейшая история человечества, к сожалению, была исковеркана тем выбором, который сделали Адам и его жена. По мысли апостола Павла, "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили." (Рим. 5:12).
Именно проблема смерти и греха, можно сказать является главной темой всей библейской истории, решать которую и пришел Господь Иисус Христос. Именно она находится в центре и именно эта глубочайшая трагедия, в конечном итоге привела на крест Сына Божия. И по уверению новозаветных авторов, смерть однажды будет побеждена и искоренена навсегда.
"...и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло." (Откр. 21:4)
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду искренне благодарен.Сбер: 4276 2200 1586 0243