В роли Платонова Михалков видел только Калягина. Но и здесь всё оказалось непросто. Посмотрев на него в глазок объектива режиссёр поставил Калягину серьёзное условие - похудеть на 20 килограмм. Взяв фотографию Сан Саныча в образе Платонова, Михалков фломастером обвёл контур его лица и тела до допустимых размеров, и отдал её артисту.
Калягин сначала ужасно негодовал, что дескать, он лошадь что ли чтобы его по экстерьеру оценивать. Но он так хотел сниматься, что совершил чудо. Разработанная диета в клинике питания принесла быстрые плоды. Ровно через 3 недели в Пущино заявился элегантный, изрядно похудевший на 15 (пусть и не на 20) кило Калягин.
Стоит сказать, что и после актёр ещё долгое время находился в прекрасной физической форме, и подарил нам ещё массу славных ролей, которых без этой михалковской акции вполне могло и не быть.
Ну и ещё как результат - прямо на съёмках у Калягина начался бурный роман с Евгенией Глушенко. В кадре она выглядела надоедалой и опостылевшей женой, доставшей Платонова борщами и сюсюканьями, а в реальной жизни эта пара купалась в счастье и любви, и вскоре эти отношения привели к браку.
Евгения Глушенко настолько впечатлила режиссёра, что он даже не рассматривал больше никаких других актрис. И это было странно, ибо актриса только начинала свой творческий путь. Но Михалков понял сразу, что Глушенко это абсолютное попадание в образ Сашеньки.
Юрий Богатырёв тоже не имел конкурентов на роль. Михалков, нежно к нему относящийся, прекрасно знал его и понимал, что в этой роли актёру и перевоплощаться-то особо не нужно. Нежный, не умеющий конфликтовать Богатырёв, был натуральный Сергей Войницев. Для пущей убедительности неуклюжести героя, Михалков придумал ему обувь на три размера больше. Богатырёв поджимал пальцы и получалась такая странная плоскостопая походка.
Также картина сыграла важную роль в карьере Павла Кадочникова. Приглашённому актёру было уже за 60 лет, и его былая слава уже стала меркнуть. Но работа в "Неоконченной пьесе" стала для него новым трамплином в будущее, открывшая нам яркий десятилетний период его творчества. Последовали роли Вечного деда в "Сибириаде", лорда Кавершема, Кучумова, Николая Ивановича Гудкова в "Нашем призвании".
И всё же, как хорошо, что Софья не убивает Платонова, и Сашенька не травит себя ядом, узнав об изменах мужа. У Чехова герои более суровы и решительны, а михалковские герои совсем не способны на поступок. Но зато они более русские, более сострадательные. Поэтому фильм оканчивается рассветом и плывущей в травах компанией разбуженной интеллигенции в лучах восходящего солнца, и мальчиком уютно спящим на диване под музыку Доницетти. Светло и катарсически, как и похожий финал в "Обломове".
Находки Павла Лебешева в картине впечатлили и зрителей и профессионалов. Сцена под лестницей, где Софья Егоровна то видна, то нет, в свете вспыхивающей сигары, была оценена многими специалистами.
Фильм вообще прогремел, и кочевал с фестиваля на фестиваль, собирая изрядный урожай победных кубков. А в Москве в кинотеатре "Пламя", что на Красной Пресне, картину показывали ровно год без остановки. И трудно сказать, кто её тогда не посмотрел по нескольку раз. Московская интеллигенция восприняла картину как возможность посмотреть на себя в современности. "Неоконченная пьеса для механического пианино" до сих пор актуальное полотно, ибо картина очень отражает русскую душу.