Разговор двух пилотов в кабине похож на диалог таксистов в одном купе. Сперва нужно обсудить кто куда летал, затем пожаловаться на зарплаты в России.
Часто капитан и второй на одном рейсе не знают друг друга, даже если работают в одной компании. Но имеют кучу общих знакомых!
Авиация-это большое село. Пилоты всего мира знают друг-друга если не лично, то через кого-то.
Например, стоит в Бангкоке зайти в бар где отдыхают пилоты, и там все друг друга знают! Кто-то учился в одном училище, кто-то летал в одной компании или переучивался на новый самолёт в одном экипаже.
Если разговор в кабине не идет, то достаточно громко вздохнуть и на выдохе произнести: "Развалили страну бл...", и диалог пошел!
После набора высоты и обеда можно поболтать о житейском.
Смотришь, порой, в окно на закат, такие яркие воспоминания всплывают! Поделишься ими с коллегой. Он в ответ расскажет свои житейские проблемы, истории. Про то, как жена бросила, как на алименты попал. Про детство и про то, как попал в авиацию...
Если в экипаже два легких в общении пилота-полет удался! Можно все 10 часов поболтать. Смеяться до слез!
Связи нет, да и не хочется в телефон смотреть, надоел он на земле.
Правило "Стерильной кабины"
От начала руления до высоты 3000 метров на взлете и с высоты 3000м до стоянки на посадке запрещено вести разговоры не связанные с полётом.
Но это правило соблюдают только самые педантичные и нудные пилоты, которых знаю в лицо и терпеть не могут в авиации.
После училища я попал к командиру, который травил анекдоты и байки до самой земли. И только перед касанием он замолкал на несколько секунд, самолет мягко касался полосы, он вскрикивал: «Эх надо было еще подтянуть!», и опять шел разговор.
Конфликты и несовместимость пилотов.
За атмосферу в кабине отвечает капитан. Его задача обеспечить комфортную работу экипажа. Но все мы люди, все разные, и без конфликтов не обходится.
Иногда в один экипаж попадают люди неприятные друг-другу.
Сколько катастроф было из-за недомолвок, отсутствия контакта и коммуникации в экипаже!
Общение в кабине-залог безопасности. Нужно сообщать друг-другу всю информацию касающуюся полета. Любые мысли, замечания, опасения.
Видишь, что догоняем впередиидущий борт-скажи.
Слышишь посторонний звук-скажи.
Чувствуешь недомогание-скажи, передай управление!
Но как мы, русские, обычно ведем себя с неприятными нам людьми?Мы замыкаемся, бурчим под нос.
Так мы въехали в инверсионный след от пролетевшего выше А380.
Тряхнуло сильно, выбило автопилот, стюардессы попадали в салоне.
Один не заметил летящий навстречу борт, другой заметил, но не сказал.
Сидит обиженный и думает: "Щас я посмотрю, как ты обосрешься"
Даже драки в кабине бывают
В зарубежной компании, где я работал, японцы капитаны дрались со вторыми китайцами.
Да и в каждой российской компании есть истории, когда пилоты били друг другу морды прям в воздухе.
Земные конфликты надо оставлять на земле. Или не лететь вовсе.
Можно отказаться от работы с конкретным человеком, если работать очень некомфортно.
Служба планирования пометит этих пилотов как "Несовместимые" и не будет ставить в один экипаж. Говорят: "У них нет CRM"
Экипаж и CRM
CRM-Crew Resources Management (управление ресурсами экипажа)
Это методическая программа, которая учит пилотов:
- Управлять силами экипажа
- Принимать верные решения. Учитывать все факторы риска: погоду, усталость, отказы техники.
- Равномерно распределять нагрузку. Например готовиться к заходу на посадку заранее, на эшелоне. Или считать посадочную дистанцию еще на земле.
- Она учит налаживать контакт между пилотами.
Все пилоты регулярно проходят обучение по CRM. Это очень серьезная штука, потому что большинство катастроф происходит из-за недостка слаженности в работе в экипажа.
Например командир чувствует усталость, но не передает управление. Второй видит, что скорость падает, но не говорит капитану, т.к в обиде на его резкое замечание. Третий, начальник проверяющий-учит как надо летать, отвлекает и раздражает пилотов. Так и происходят катастрофы.
По той же причине расстаются люди, распадаются семьи. Родители не находят общего языка с детьми. Из-за недосказанности, обид... Что-то я опять не туда полетел...
Главнее всего-погода в кабине
Помоги старенькому капитану затащить тяжеленный чемодан на 9 метровую высоту в кабину и он будет благодарен тебе весь полет. Будет добр, как отец.
Скажи второму пилоту, который старше тебя вдвое: "Саша, подсказывай пожалуйста если что, у тебя больше опыта на этом самолете", и он будет помогать тебе с удовольствием.
В кабине особая атмосфера. Экипаж в замкнутом пространстве на расстоянии 40 сантиметров друг от друга. Работает, ест, спит бок о бок. На остановке не выйдешь, если что не так. Надо найти общий язык до посадки, а там хоть трава не расти!
Помню, мы выполняли тяжелый ночной рейс Мск-Кемерово-Мск, с уходом на запасной аэродром.
На парковке в Домодедово второй пилот пожал мне руку сказал: "Надеюсь, что больше не увидимся"
Ну а с вами, дорогие друзья, мы еще увидимся! Подписывайтесь!
Летчик Миша из рок-группы SAHALIN