Часто к этому описанию добавляются еще несколько характеристик: «никогда не устают», «ничего не боятся», «ни в чем не сомневаются», «не переживают из-за проблем», «не обращают внимания на чужое мнение» и т п.
Если сложить эти описания воедино, получится образ человека, который вообще не реагирует на внешние воздействия или носит какой-то волшебный скафандр. Неудивительно, что сами клиенты, сравнивавшие себя с такими людьми, по итогу чувствовали свою слабость и даже неадекватность.
Откуда появляются такие выводы и что стоит за образом «никогда не переживающих людей»?
1. Детский опыт: «плохо» = «неудобно»
- Во-первых, часто сама идея о том, что сильные переживания – это плохо, родом из семьи. Однако, во многих случаях, «плохо» можно было бы заменить на «неудобно». Родителям в какие-то моменты может не хватать времени и сил на то, чтобы заниматься чувствами ребенка; иногда им может быть неловко перед окружающими, если дело происходит в публичном месте; иногда они заняты своими собственными переживаниями, и для чувств ребенка нет места; иногда родительство само по себе не приносит им удовольствия, в особенности в те моменты, когда нужно справляться с заметным напряжением. На практике все эти причины либо вообще неочевидны для ребенка, либо забываются, а ощущение неадекватности своих эмоций остается на всю жизнь.
2. Идеализация: «если я не могу ничего не переживать, может быть, сможет кто-то другой?»
- Во-вторых, иногда такой образ – результат работы психологических защит с обеих сторон. Отталкиваясь от детского опыта, описанного выше, вырастая, такие люди начинают считать безэмоциональное состояние некой идеальной целью. Поэтому, если они встречают достаточно неэмоционального (или, что бывает чаще, не проявляющего эмоции конкретно в контакте с ними) человека, они легко его идеализируют. В результате, привлекательная черта характера (в нашем случае – безэмоциональность) как бы «выкручивается на максимум», а все черты или поступки человека, которые не вписываются в эту картинку, отбрасываются или их значимость сильно занижается. В итоге, такой человек вызывает восхищение, кажется «сильным», ему хочется подражать.
- Кроме того, нередко, такой человек выбирается не из самого близкого круга (а это значит, что клиенту неизвестно, как он ведет себя во многих ситуациях, и эту неизвестность легко заполнить своими догадками). Или вообще абстрактно – «вот другие люди так не переживают, а я …».
- Однако, если безэмоциональный человек – это кто-то из очень близкого круга, он часто вызывает уже совсем не такой восхищенный отклик, поскольку становится заметно, что общаться с ним не так уж приятно, а иногда и откровенно больно. В таком контексте тоже становится заметна работа защитных механизмов, уже с другой стороны.
3. Проекция: «Ты – мне, я – тебе»
- Один из таких механизмов – проекция (или даже проективная идентификация), когда безэмоциональный партнер особенно внимательно подмечает в клиентах их проявления чрезмерной эмоциональности (по принципу: «какой ты чувствительный»), часто осуждает их, а иногда вносит большой вклад в их появление своей нечувствительностью.
- Получается распределение ролей: «я не чувствую ничего, а ты чувствуешь слишком много». Часто тот партнер, который «чувствует слишком много», пытается «достучаться» до более закрытого партнера. Проблема в том, что, когда нас не слышат, мы постепенно начинаем повышать голос. Аналогично усиливаются и эмоции, если их долго не замечают. В итоге, безэмоциональный партнер, игнорирует более мягкие проявления эмоций, но замечает чрезмерно сильные и указывает на них как на исключительную проблему партнера (не признавая своего вклада в ситуацию). Получается что-то вроде игры «ага, попался!».
- В результате проекции все чрезмерные переживания оказываются приписаны партнеру, а те, что остаются (нередко это проявления гнева и раздражения) воспринимаются как абсолютно оправданная реакция («это же не я первый начал»).
4. Уровень развития эмоциональной сферы: «не ошибается тот, кто ничего не делает».
- Еще один источник образа «никогда не переживающего человека» в реальном уровне развития его эмоциональности. Нередко такие люди имеют очень слабо развитую эмоциональную сферу: у них практически нет навыков эмпатии, низкий эмоциональный интеллект и они используют очень сильные защитные механизмы для выстраивания того самого «волшебного скафандра».
- В итоге, получается своеобразная иллюстрация принципа: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Окружающие люди не видят «ошибок» (эмоциональной несдержанности, сложности в переживании каких-либо чувств и т п) в сфере эмоций, потому что «никогда не переживающие люди» всеми силами стараются в нее не входить. Невозможно упасть с велосипеда и разбить коленку, если вы никогда на нем не катаетесь. В результате то, что со стороны воспринимается как «виртуозное владение собой», на деле – результат тотального избегания этой сферы.
Поэтому клиенты, сравнивающие себя с такими людьми и огорчающиеся результатам сравнения, на деле находятся гораздо ближе к эмоциональной зрелости, чем люди, которых они считают своим идеалом. Переживание своих эмоций требует гораздо больше сил и смелости, чем их избегание и подавление.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/psychology_of_aliveness
Запись на консультацию @pershikova_psychoanalyst
Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru