Найти в Дзене
Разговор начистоту

Мы не замечаем, что мы говорим, и как мы говорим…

Мы, взрослые воспитываем и учим детей, объясняя им: «Что такое хорошо, и что такое плохо?» А в нашей, взрослой жизни, все, что мы делаем сами, поддается оценке – «ХОРОШО или ПЛОХО»?

Как-то, я возвращалась после работы, и, поднимаясь в лифте, стала свидетельницей такой сцены: двое мужчин очень эмоционально что-то обсуждали, и все бы ничего, но речь их изобиловала ненормативной лексикой, и при этом в лифте с ними была девочка – подросток, лет двенадцати, и я, посторонний человек, женщина…

Я думаю, каждый из нас слышал, как сегодня, в компаниях общаются между собой подростки, и даже, дети младшего школьного возраста...

Повсюду: на улице, в общественных местах, молодые люди, и, часто, в присутствии девушек, общаются, используя «матерный слэнг» и ненормативную лексику.

Однажды, в транспорте, подростки общались на «языке», что пассажиры, не знали даже, как реагировать, и как себя вести. Я сделала замечание, и надо отдать должное, сквернословие прекратилось…

А вот совсем другая ситуация:

На своих уроках я часто использую такой метод в оценке исполнения игры ученика: мнение других учеников. Они слушают друг друга и обмениваются своими впечатлениями.

И что же дети говорят друг другу?

Одни – стараются не обидеть товарища, и даже, если заметили какие-то недочеты, делают это не по-детски – деликатно и аккуратно.

Таких детей – мало.

Большинство детей в своей оценке не скупятся на критические замечания. Сразу находят ошибки, и с каким- то, на удивление, удовольствием, делают замечания. А на вопрос: «А хорошее что-нибудь было»? В замешательстве не знают, что сказать. Не умеют говорить хорошие, добрые слова. Не умеют хвалить.

Был у меня один ученик, который в своих оценках был точен, и говорил все правильно. Но говорил так, что ребята, слушая его, обижались, и было видно, как им было неприятно слышать, на самом деле, правдивое его мнение.

Что это? Откуда такое поведение детей?

Ответ простой.

Дети копируют поведение взрослых: родителей, учителей.

В семье, дома, в школе, ребенок слышит, в первую очередь, критику и замечания, а одобрение? Оно вообще, присутствует в жизни ребенка?

Когда я этого мальчика спрашивала: «А почему ты не сказал ничего хорошего»? Он всегда смущался.

Ему было не просто, но взрослея, он в своих комментариях, с каждым разом, все больше говорил добрых слов, а критические замечания, становились менее обидными.

И хорошее, и плохое – все от нас, от взрослых… Чему научили, то и получили…

Сквернословие…

Неужели желание родителей – научить ребенка общаться и говорить на «матершинном, грязном языке»?

Вы слышали от своих детей такие слова: «А почему вам можно, а мне нет»?

А действительно, почему?

Давно известно, что дети – это наше отражение.

Как же так получается, мы учим ребенка тому, что заранее знаем, что это ПЛОХО.

Ребенку запрещаем делать то, что позволяем и разрешаем себе…

«Не воспитывайте детей. Все равно, они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…» Английская пословица.

Продолжение разговора следует…

Ваша Г. Молькова.