Найти в Дзене

(Не)святая молодость святого Франциска Ассизского

Легенды о святом Франциске Ассизском, основателе знаменитого нищенствующего ордена, пронизаны смирением и кротостью. Однако мало кто знает, что этот человек начинал свой путь совсем иначе. В юности будущий святой Франциск Ассизский был совсем не святым. Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, а именно так звучало его полное имя, родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — маленьком провинциальном итальянском городке. Он появился на свет в семье зажиточного торговца шёлком Пьетро Бернардоне деи Морикони, который частенько бывал во Франции по делам своего прибыльного бизнеса. Когда отец отсутствовал в городе, мать, Пика де Бурлемонт, дворянка родом из Прованса, окрестила сына именем Джованни. Но вернувшийся из деловой поездки отец, восхищённый своими коммерческими успехами и питавший неподдельную любовь ко всему французскому, переименовал сына в Франческо, что буквально означает «француз». Чтобы понять, какой была юность этого необычайного человека, нам нужно погрузиться в обстановку средн
Оглавление

Легенды о святом Франциске Ассизском, основателе знаменитого нищенствующего ордена, пронизаны смирением и кротостью. Однако мало кто знает, что этот человек начинал свой путь совсем иначе. В юности будущий святой Франциск Ассизский был совсем не святым.

Бурная молодость Франциска Ассизского: от разгула к святости

Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, а именно так звучало его полное имя, родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — маленьком провинциальном итальянском городке. Он появился на свет в семье зажиточного торговца шёлком Пьетро Бернардоне деи Морикони, который частенько бывал во Франции по делам своего прибыльного бизнеса.

Когда отец отсутствовал в городе, мать, Пика де Бурлемонт, дворянка родом из Прованса, окрестила сына именем Джованни. Но вернувшийся из деловой поездки отец, восхищённый своими коммерческими успехами и питавший неподдельную любовь ко всему французскому, переименовал сына в Франческо, что буквально означает «француз».

Чтобы понять, какой была юность этого необычайного человека, нам нужно погрузиться в обстановку средневекового итальянского городка конца XII века, представить себе узкие улочки, застроенные каменными домами, жизнь, которая кипела вокруг площадей и рынков, где торговцы, подобные Пьетро Бернардоне, вели свои дела и где формировался характер его сына.

Король пирушек

Среди шести дочерей Бернардоне Франциск был единственным сыном. Возможно, именно поэтому родители ни в чём ему не отказывали, позволяя юноше жить так, как он пожелает. А желания у юного Франциска были самые разнообразные и почти всегда дорогостоящие.

Золотая молодость Франциска проходила среди пирушек, песен и беспечных развлечений. Весёлый нрав, щедрость и способность организовать великолепное веселье сделали его настоящим лидером среди сверстников. Он был не просто участником шумных гуляний — его выбирали «королем» пирушек, признавая его неоспоримое первенство в искусстве праздной жизни.

-2

Его родители вовсе не сокрушались о таком образе жизни сына, напротив — они гордились его популярностью, особенно его знакомствами с дворянской молодёжью. Мать Пика де Бурлемонт, которая сама была дворянского происхождения, нисколько не скрывала, что ожидает для Франциска самого блестящего будущего.

Нельзя сказать, что юный Франциск не оправдывал надежд родителей. Он был превосходно одет, согласно последней моде, свободно тратил деньги отца и умел со вкусом организовать досуг своих друзей. Биографы отмечают, что Франциск не желал, чтобы «кто-либо его превосходил». Это касалось не только щедрости и умения веселиться, но и личных амбиций.

Франциск владел французским языком, знал песни трубадуров и часто распевал их. Его образованность и природное обаяние привлекали к нему других молодых людей, а чувство собственного достоинства и щедрая натура позволяли ему быть в центре любой компании, даже если там присутствовали представители более знатных семей.

Рыцарские амбиции

Франциск не ограничивался лишь весельем и песнями. В его груди билось сердце, жаждущее подвигов и славы. Когда между Ассизи и соседней Перуджей разгорелась война, он, не колеблясь, принял в ней участие, мечтая о рыцарских подвигах и лаврах победителя.

-3

Война между итальянскими городами-государствами не была редкостью в то время. Противостояние Ассизи и Перуджи представляло собой часть более широкого конфликта между сторонниками папства и империи. Однако для молодых людей вроде Франциска это была прежде всего возможность проявить себя, испытать свою храбрость и добыть боевую славу.

Участие в этой войне принесло Франциску первое серьёзное испытание — он был взят в плен. Но даже в неволе он не утратил своей весёлости и неизменной уверенности в великом будущем, которое его ожидает. Эта уверенность, граничащая с тщеславием, была одной из отличительных черт юного Франциска.

После освобождения из плена Франциска ждало новое испытание — тяжёлая болезнь. Можно было бы предположить, что эти удары судьбы заставят юношу задуматься о бренности жизни и тщете мирских удовольствий. Но как только здоровье вернулось к нему, Франциск вновь погрузился в привычную жизнь, полную веселья и расточительства.

Однако амбиции Франциска росли. Простых городских развлечений и местных конфликтов ему было уже недостаточно. Вместе с группой молодых рыцарей он предпринял поход в Южную Италию в поддержку папы. Этот поход должен был стать началом его настоящего рыцарского пути, принести славу и почести не только ему, но и его родителям.

-4

Расточительный сын купца

Франческо ди Бернардоне был известен в Ассизи не только своими пирушками, но и необычайной расточительностью. Имея доступ к лавке отца с дорогими шёлковыми тканями, юноша не стеснялся тратить средства семьи на свои забавы и удовольствия. Он одевался роскошно, следуя французской моде, которую так любил его отец. Дорогие ткани, яркие цвета, модный покрой — всё это выделяло его среди сверстников и привлекало внимание окружающих.

Франциск умел производить впечатление и тратил на это немалые деньги. А его щедрость не знала границ. Он легко расставался с деньгами, угощая друзей на шумных пирах. Песни трубадуров, которые он так любил распевать на французском языке, наполняли улицы Ассизи, когда разгорячённая вином компания возвращалась с очередной пирушки. Жители города привыкли к этому зрелищу и, вероятно, с усмешкой качали головами, глядя на золотую молодёжь.

И всё же даже в эти годы в характере Франциска проявлялась черта, которая впоследствии определит всю его жизнь — необычайная щедрость к нищим. Это качество сочеталось в нём с жизнерадостностью и отзывчивым сердцем, которое умело сострадать чужому горю, даже когда сам юноша был погружён в мир удовольствий и развлечений.

Один случай ярко иллюстрирует эту черту характера молодого Франциска. Однажды, будучи занятым каким-то делом, он отказал нищему, просившему милостыню именем Господа. Но, спохватившись и подумав, что если бы нищий попросил у него во имя какого-нибудь земного сеньора, он бы не отказал, Франциск догнал бедняка и щедро одарил его. Этот случай показывает не только его щедрость, но и способность к самоанализу и раскаянию — качества, которые в полной мере раскроются позднее.

-5

Поворотный момент

Трудно точно определить, когда именно в душе Франциска начались перемены, которые постепенно привели его к полному отречению от прежнего образа жизни. Это был длительный процесс, наполненный внутренней борьбой и откровениями, которые постепенно меняли его мировоззрение.

Однако биографы Франциска Ассизского рассказывают об одном эпизоде, который можно считать символическим поворотным моментом в его жизни. После очередной роскошной пирушки, когда его товарищи с песнями шли впереди, Франциск вдруг отстал от них, погрузившись в глубокое раздумье. Его сердце внезапно наполнилось таким сладостным ощущением, что он просто не мог сдвинуться с места — казалось, даже если бы его «стали резать на куски», он не смог бы нарушить это состояние.

Удивлённые товарищи окружили Франциска, спрашивая, о чём он так задумался — не собирается ли жениться? На это Франциск дал ответ, который уже в то время указывал на изменения в его душе: «Вы правду сказали, я задумал взять невесту, более благородную, богатую и красивую, чем вам когда-либо приходилось видеть».

Его друзья, конечно, не могли знать, что этой «невестой» станет Бедность, которую позднее великий художник Джотто изобразит в своих фресках как исхудалую женщину в изорванном платье, на которую лает собака, в то время как Христос благословляет её с небес. В это время Франциск начал искать уединения. Особенно его привлекали одинокие, запущенные церкви за городом.

-6

Переломное решение

Решающее событие, окончательно изменившее жизнь Франциска, произошло во время его паломничества в Рим. Посетив гробницу святого Петра, юноша был шокирован скудными подаяниями, которые оставляли паломники. В порыве чувств он высыпал из своего кошелька целую горсть монет в окошечко под алтарём, вызвав изумление окружающих.

Выйдя затем на паперть, Франциск увидел нищих, ожидавших милостыни. И тут, у гробницы апостола, в его сознании произошёл переворот: он внезапно понял духовный смысл нищенства для последователя Христа и апостолов. В этот момент юность расточительного сына купца начала подходить к концу. Обменявшись с одним из нищих одеждой, Франциск встал в их ряды и до вечера провёл время с ними, впервые ощутив, что значит быть на их месте.

«Нищее житие» уже не пугало его, напротив — оно начало представляться его поэтическому воображению как идеальный образ. Но на этом перемены в жизни Франциска не закончились. Вернувшись в родной город, он продолжал внутреннюю борьбу. Прежняя жизнь уже не привлекала его, но и решительный шаг к полному отречению от неё требовал огромного мужества.

Окончательный разрыв с прошлым произошёл, когда Франциск, желая помочь обветшавшей церкви св. Дамиана, решился на поступок, который его отец не мог не расценить как предательство. В отсутствие Пьетро Бернардоне юноша взял из его лавки лучшие товары, отвёз их в город Фолиньо и продал там, вместе со своей лошадью. Вырученные деньги он принёс священнику церкви св. Дамиана, но тот, опасаясь гнева влиятельного купца, отказался их принять. Тогда Франциск просто оставил кошелёк на подоконнике и остался при церкви.

-7

Узнав о случившемся, разгневанный отец начал поиски сына. Франциск, опасаясь гнева отца, некоторое время скрывался в окрестных пещерах. Когда же он всё-таки вернулся домой, Пьетро Бернардоне избил его и запер. Только благодаря матери, отпустившей сына в отсутствие мужа, Франциск смог покинуть родительский дом — теперь уже навсегда.

«Мой отец — не Пьетро Бернардоне»

Полный разрыв с прежней жизнью произошёл публично и драматично. Пьетро Бернардоне, человек практичный и деловой, был возмущён не только потерей ценного товара, но и странным поведением сына. Он обратился к городским властям с требованием вернуть ему и сына, и похищенные деньги. Франциск, однако, заявил, что стал слугой Господа и потому неподсуден светским судьям. Тогда рассерженный отец обратился с жалобой к епископу города.

На церковном суде произошла сцена, которая стала символом окончательного разрыва юноши с прежней жизнью. По требованию епископа Франциск вернул деньги, полученные за проданные товары. Но он пошёл дальше: снял с себя всю одежду, полученную от отца, и объявил, что отныне будет считать отцом своим не Пьетро Бернардоне, а Небесного Отца. Этот символический акт отречения от всякой собственности и от прежних связей наполнил его сердце необычайной радостью.

Получив от слуги епископа простую одежду, Франциск отправился в соседний лес. Но те, кто ожидал увидеть подавленного или скорбящего человека, были бы удивлены: бывший щёголь и расточитель шёл, громко распевая французские песенки — те самые, которые прежде исполнял на шумных пирушках. На вопрос встретившихся ему разбойников он с гордостью ответил, что он «вестник Великого Господа».

-8

Это случилось в 1207 году. Франциску было около 25 лет, и ему оставалось прожить ещё всего 19 лет. Но за эти годы он успеет создать то, что переживёт века — орден францисканцев, оказавший огромное влияние на духовную жизнь Европы и не утративший своего значения до сих пор.