Найти в Дзене
Егор Холмогоров

Любимые фильмы. От "Дерсу Узала" до "Подводной лодки"

Некоторое время назад меня попросили составить подборку из десяти моих любимых фильмов. Я выполнил эту просьбу, приложив краткие описания-характеристики. Делюсь этой подборкой с моими любезными читателями. Напоминаю, что гораздо больше о моем взгляде на кино и об отдельных фильмах, можно прочесть в моих книгах "Истина в кино" (2018) и "Истина в кино-II" (2024), вышедших в издательстве "Книжный мир". 1. Дерсу Узала. 1975. Реж. Акира Куросава Куросава величайший кинохудожник в истории, снял фильм о самом художественном объекте в истории - Российской Империи по романам Владимира Арсеньева. Арсеньев, русский путешественник и разведчик, сумел идеально обосновать русские права на Дальний Восток - тот раскрыт для русских настоящим гением места, добрым и мудрым охотником Дерсу. Добрый гольд как бы дарит русской империи в лице русского капитана свой мир, наполненный одушевленными горами, деревьями, огнем, и зверями. Абсолют имперской прозы переданный в абсолюте имперского кинематографа. Больше

Некоторое время назад меня попросили составить подборку из десяти моих любимых фильмов. Я выполнил эту просьбу, приложив краткие описания-характеристики. Делюсь этой подборкой с моими любезными читателями.

Напоминаю, что гораздо больше о моем взгляде на кино и об отдельных фильмах, можно прочесть в моих книгах "Истина в кино" (2018) и "Истина в кино-II" (2024), вышедших в издательстве "Книжный мир".

1. Дерсу Узала. 1975. Реж. Акира Куросава

Куросава величайший кинохудожник в истории, снял фильм о самом художественном объекте в истории - Российской Империи по романам Владимира Арсеньева. Арсеньев, русский путешественник и разведчик, сумел идеально обосновать русские права на Дальний Восток - тот раскрыт для русских настоящим гением места, добрым и мудрым охотником Дерсу. Добрый гольд как бы дарит русской империи в лице русского капитана свой мир, наполненный одушевленными горами, деревьями, огнем, и зверями. Абсолют имперской прозы переданный в абсолюте имперского кинематографа.

Больше здесь.

-2

2. Зимняя сказка. 1992. Реж. Эрик Ромер

Тончайший французский режиссер-католик, удивительно умеющий сочетать христианскую набожность с эротизмом, сделал цветную версию своей экранизации знаменитого пари Паскаля (черно-белая называлась "Моя ночь у Мод") - если ты ставишь на Бога, то выигрываешь всё. Потерянная любовь через молитву становится любовью обретенной. В фильме как всегда у Ромера много профессиональных разговоров о философии, в частности о платоновском знании как припоминании.

-3

3. Александр Невский. 1938. Реж. Сергей Эйзенштейн

Отец и мать всего исторического и военного кино, фильм, превзошедший даже шедевры Гриффита. Идеальное сочетание режиссуры Эйзенштейна и музыки Прокофьева создало настоящий балет на льду. Убедительная сила кино так велика, что до сих пор миллионы людей, включая докторов исторических наук, верят, что немцы проваливались на Чудском озере под лед. На самом деле это было на 8 лет раньше в битве при Омовже, выигранной у немцев отцом Александра Невского Ярославом.

-4

4. Апокалипто. 2006. Реж. Мэл Гибсон

"Страсти Христовы" Гибсона как-то неловко рекомендовать. Кто ты такой, чтобы рекомендовать Евангелие на кинопленке, а великий фильм католика-традиционалиста именно таков. Поэтому назовем фильм без нимба, но столь же великолепный, фильм о духовной катастрофе цивилизации, снятый на языке майя. Гибсон снял, конечно, не о том, что древние майя и ацтеки приносили в жертву пленников (они их еще и ели, кстати), а о том, что самоослепленная цивилизация начинает служить злу и приносить жертвы, думая остановить солнце в зените, но все равно приплывают люди с востока с крестом в руках.

Больше здесь.

-5

5. Брат-2. 2000. Реж. Алексей Балабанов

Фильм школа для поколения. О том, что русские своих не бросают. О том, что с родными нужно быть заодно. О том, что Гудбай Америка уже наступило. В первой части было еще о том кто нам брат, а кто не очень. Балабанов по сути восстановил атрофировавшиеся у русских базовые национальные племенные чувства и способность сражаться. Именно поэтому Данила Сергея Бодрова герой на все времена. А вопрос: "Скажи мне, американец, в чем сила?" мы задаем все чаще и чаще.

-6

6. Однажды в Голливуде. 2019. Реж. Квентин Тарантино

Американское кино - кино хэппи-эндов. Тарантино снял "Бесы" Достоевского с хэппи-эндом (точнее с хиппи-эндом) - антисистемная банда намеревается устроить кровавую бойню, но на её пути оказываются двое крепких парней с собакой и огнеметом. И одно из самых жутких событий в истории Америки отменяется, чтобы продолжился прекрасный золотой век. Тарантино-традиционалист? Нет ничего невозможного - если вы посмотрите "Криминальное чтиво" в правильном хронологическом порядке, то тоже заметите немало удивительного.

Больше здесь.

-7

7. Крылья Империи. 2017. Реж. Игоря Копылов

Историософский сериал Игоря Копылова о судьбе России и русских в революции и гражданской войне. Копылов удивительно тонкий кинохудожник, Вермеер буквально в каждом сериальном кадре (так никто даже у них не может с их бюджетами). Он создал грандиозную красочную панораму нашей революционной трагедии, каждый эпизод которой западает в душу.

Больше здесь.

-8

8. Жажда смерти. 1974. Реж. Майк Уиннер

Великий боевик с великим Чарльзом Бронсоном. У архитектора панко-гопники убивают семью, в скорби он едет в Техас и открывает такую замечательную вещь как оружие. Но он не "мстит", он теперь вигиланте - дозорный. Важнейшее понятие американской гражданской культуры, да и вообще нормальной гражданской культуры как таковой. Человек, который берет правосудие в свои руки, когда официальное правосудие бессильно.

Больше здесь.

-9

9. Иван Васильевич меняет профессию. 1973. Реж. Леонид Гайдай

Великая комедия о том, что человек Традиции, настоящий природный монарх Рюрикович, справится и наведет порядок даже в современном мире. А вот большевистские самозванцы с подвязанной щекой (удивительно как советская цензура пропустила прозрачную аллюзию на роммовского "Ленина в Октябре) так и останутся самозванцами, раздающие Кемску волость. Гайдай умудрился улучшить и политически заострить самого Булгакова, развернув красоту русской монархии на фоне красот Ростова Великого.

-10

10. Подводная лодка. 1981. Реж. Вольфганг Петерсен

Культовый фильм всей военно-исторической общественности. Лучше смотреть самую полную телевизионную версию фильма, в которой не потеряны нюансы замечательного романа Буххайма. Очень мужской рассказ о войне, мужестве, страхе и судьбе. О том, что тот, кому суждено быть расстрелянным не утонет. Совершенно неважно немецкие это подводники или чьи-то еще. Брат моего деда был боцманом на знаменитой балтийской лодке Щ-317. Там было всё то же самое. В принципе немецкие подводники воюют не с нами, а с англичанами, а место англичанина на дне морском. Но поскольку герои фильма нацисты - хочется увидеть, как их все-таки убьют... и... создатели фильма предоставляют желаемое.