Совсем скоро наступит апрель и караваны путешественников подобно участникам Хивинского похода 1873 года потянутся на Устюрт и Мангышлак. Именно им в помощь я продолжаю свою историю путешествия по восточному чинку плато Устюрт, вдоль берега Аральского моря в Хивинское ханство.
Мой маршрут на участке в пару сотен километров с точностью повторяет путь русской армии, в очередной раз отправившейся покорять Хиву 152 года тому назад. По ходу повествования я постоянно сверяю свое продвижение с дневником русской экспедиции по мемуарам Е.С.Саранчева, иногда удивляясь их точности, а иногда распутывая ребусы очевидца тех событий и находя грубые нестыковки.
Раннее утро десятого дня своего моторизованного похода я встретил на северной окраине урочища Кабан-Бай, за 1,5 км до спуска вниз к бывшему рыбучастку. Собственно это было еще не само урочище, а северная группа ям на месте советских балков. Предыдущим вечером, уже при свете фар, я забился в какую-то выемку на ночлег, с гордостью назвав ее капониром. На самом деле это была яма откуда бульдозер взял грунт на обваловку балка. Репортаж о событиях предыдущего дня смотрите здесь:
В планах на день у меня было: двигаясь на юг, достичь по краю восточного чинка Устюрта озера Судочье с развалинами поселка рыболовов Урга и к ночи, если повезет, выскочить в Муйнак. Еще я хотел посмотреть легендарный каньон под обрывом чинка про который мне рассказали местные в юртовом лагере. Именно поэтому я поехал вдоль самого края чинка, постоянно останавливаясь и заглядывая с обрыва вниз.
На календаре было 22 апреля. К 07.53 утра по пермскому времени, я уже позвтракал, свернул свой бивуак и делаю несколько кадров места своего ночлега перед тем как двигаться дальше.
Вокруг все изрыто и я вчера удачно спрятался от северо-восточного ветра и посторонних глаз со стороны чинка, а вот со стороны плато мой костер был как на ладони. Я не думал, что ночью там кто-то есть, но ближе к полуночи вдоль газопровода прошли два джипа с туристами на Кунград, скорее всего именно их я видел у юртового лагеря.
Это место пользовалось популярностью и в древности во времена "Шелкового пути" и в те времена когда вдоль чинка существовала основная грунтовая дорожная артерия из Нукуса и Кунграда на Челкар. Потом здесь обитали геологи, рыбаки, военные с полигона испытания химического оружия "Жаслык", связисты со свой радиорелейной станцией, газовики-трубопроводчики и пастухи. Нынче здесь все пришло в запустение. Одно можно сказать точно, что раньше здесь всегда можно было обогреться, найти помощь, воду и ГСМ.
Трактор хозяина стада типа "Беларусь" тащил на прицепе пару кибиток с нехитрым скарбом к которым вдобавок был прицеплен еще и жилой балок. За ним бредут верблюды, овцы и, кажется, коровы, пощипывая саксаул и пытающуюся проклюнуться травку. Со дня на день наступит короткое время когда пустыня зацветет и будет их вкусно кормить до начала испепеляющей жары.
Плато Устюрт представляет собой возвышенную равнину с абсолютными отметками 100-190 м, ограниченную четко выраженными уступами (чинками). Поверхность сложена преимущественно морскими третичными (сарматскими) карбонатными породами. С начала своего континентального развития эта территория не подвергалась воздействию постоянных водотоков, пустынная обстановка слабо влияла на формирование рельефа. (Нефтегазоностность..., 2018)
Чек-поинт 08.04
Через полтора километра и четыре минуты езды останавливаюсь на первый чек-поинт в исторической части урочища Кабан-Бай. Где-то в этом районе останавливались на ночлег отряды русской армии того самого Хивинского похода. Из исторических достопримечательность осталась пара кладбищ коренного народонаселения и какие-то непонятные рядные структуры на космоснимках, возможно связанные с лагерем русских войск. Кладбища я уже не осматривал и не снимал, надоели. Спуск с чинка к заброшенному поселку рыбного промысла Кабан-Бай я проскочил и в каком он состоянии сейчас не знаю. Скорее всего не проезжий. Колодец Кабанбай под чинком пересох, а напротив моего места ночлега должны быть еще два соленых колодца. Но была здесь и еще одна достопримечательность.
Формы рельефа промежуточной ступени чинка здесь заметно сглажены. Это говорит о том, что процессы формирования гребней замедлились, т.к. Аральское море из этого места давно ушло, уступив место пустыне Арал-Кум и обводнение подстилающих сарматские известняки пластов олигоцен-миоценовых глин ослабло.
Территория плато Устюрт и шельфа Аральского моря в плане нефте- и газоразведки была признана перспективной еще в 1930-50-е годы. Освоение каракалпакской части Устюрта профильным бурением начато с 1957 года, а глубоким - с 1960 году. С тех пор помимо разведочного бурения неоднократно были проведены сейсмо-, магнито-, гравио- и электро- разведки различной степени детализации. Это дало свои результаты в понимании строения геологических пластов и выделении перспективных площадей еще в советское время. Тем не менее район оставался недостаточно изученным и каких-либо открытий месторождений углеводоров не произошло. Более успешно дела обстояли у северных соседей, где на Северо-Устюртской нефтегазоносной провинции Казахстана в 1959-60 гг. из картировочных скважин были получены первые газовые фонтаны (Нефтегазоность..., 2018).
К теме вернулись в нулевые годы заново переосмыслив результаты еще советских исследований и проведя новые. После того как Аральское море стремительно уменьшилось в своих размерах - появилась возможность сравнительно легко бурить разведочные скважины на его обнажившемся шельфе.
В августе 2006 года было подписано Соглашение о разделе продукции по Аральскому блоку со сроком действия 35 лет, в соответствии с которым был создан консорциум Aral Sea Operating Comp (Aral Sea) с равными долями (по 20%) в составе Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», «ЛУКОЙЛ Оверсиз», «CNPC International» (Китай), «KNOC Aral» (Корея) и «Petronas Carigali Overseas» (Малайзия). Условия СРП, предполагают передачу по 10% добываемых углеводородов участникам консорциума на начальном этапе, минимальная доля Узбекистана - 50%.
В 2007-2009 гг. в узбекской части Аральского моря было выполнено 300 погонных км 2D- сейсморазведки, в результате чего выявлено 6 перспективных структур: Западный Арал, Северо-Западный Арал, Дуана, Ак-Тепе, Денгиз, Киндерлинское и Кассарминское поднятия (В разработку..., 2015).
Традиционно именно с юрой (максимальная мощность юрских отложений здесь достигает 2299 м) связываются основные перспективы открытия залежей углеводородов в пределах восточного Устюрта. По условиям осадконакопления и типу органического вещества здесь прогнозируется наличие в основном залежей газа (Нефтегазоность..., 2018).
В 2010 г в результате бурения 1-ой поисковой скважины было открыто месторождение газа Западный Арал с подсчитанными запасами около 9,1 млрд кубических метров пригодными для промышленной добычи. Глубина скважины составила 3300 м, продуктивные пласты вскрыты в интервале 2000-3000 м. В результате испытаний трех объектов в среднеюрских терригенных коллекторах получен приток природного газа максимальным суммарным дебитом около 580 тыс. кубометров в сутки.
В 2011 г была полностью выполнена программа ГРР, предусмотренных в СРП проекта Арал в рамках начальной стадии разведочного периода. В 2012 г оценочная скважина WA-2A подтвердила газоносность среднеюрских отложений. В отложениях верхней юры этой скважиной была открыта залежь нефти. В 2013-2014 гг. Aral Sea проводил 3D сейсморазведочные работы.
Однако первоначальный оптимизм сменился разочарованием. В мае 2011 года Petronas покинула консорциум Aral Sea, продав свою долю участия 20% ЛУКОЙЛу, вскоре за ней последовала KNOC. Еще спустя некоторое время консорциум покидает ЛУКОЙЛ, посчитавший для себя нерентабельным добывать газ на месторождении с такими небольшими запасами.
Таким образом наиболее перспективным участком в узбекской части акватории Аральского моря было признано так называемое Западно-Аральское месторождение углеводородов, расположенное в западной части острова Возрождения и на шельфе Аральской котловины. Ныне обнаруженные запасы углеводородов месторождения оцениваются в 15 млрд кубических метров природного газа и около 1 млн т нефти, что подтверждает его продуктивность, но пока не соответствуют целям коммерческой эксплуатации (В разработку..., 2015).
Тем не менее геологоразведочные работы на других структурах продолжаются и эта буровая вышка тому свидетель, но кто сейчас является оператором процесса я не знаю. Возможно это опорная скважина Кабанбай, но ее пробурили еще до 2018 года.
Аналогичные работы, но меньшего масштаба и с еще меньшим успехом ведутся на казахской стороне шельфа Аральского моря.
Подытоживая сказанное в свете последних исследований можно сказать что газ в котловине Аральского моря есть, но его мало. Однако при наличии здесь магистральных газопроводов и пустынных ландшафтов его добыча в будущем может стать перспективной.
Чек-поинт 08.11
Чек-поинт 08.17
Чек-поинт 08.21
Чек-поинт 08.25
Чек-поинт 08.31
Чек-поинт 08.39
Чек-поинт 08.48
Чек-поинт 08.52. Каньон
А вот и тот самый каньон в урочище Улькентумсык. Я даже не понял, что это он, лишь интуиция и позднейшее сличение с фотографиями из Инета помогли опознать место. Сюда обычно завозят туристов с Муйнака или Кунграда, чья конечная точка маршрута Юртовый лагерь на берегу Арала. Честно скажу, каньон меня не впечатлил, особенно в сравнении с урочищем Кассарма, о котором я писал ранее:
Да и на мысе Актумсык все как-то поинтереснее. Наверное просто это самая ближняя к Муйнаку и Кунграду точка с подобным рельефом и при этом незаслуженно распиаренная.
Гораздо интереснее огромный блок отседания, представляющий собой плато со своим затерянным миром. Вот бы на него попасть!
Понятно, что при таких отколовшихся от плато массивах сарматских известняков, процесс выдавливания олигоцен-миоценовых глин в этом месте усиливается, в результате валы выдавливания увеличиваются в размерах и количестве, поднимая на своих гребнях "шапки" из блоков известняков. Этому в свое время способствовала высокая обводненность грунтов водами Арала. В настоящее время море отсюда ушло и процесс замедлился. Подробно о процессе образования удивительного рельефа промежуточной ступени чинка Устюрта читайте в одном из моих предыдущих репортажей здесь:
Рассмотрим ее поближе. Это некая чуть-чуть выступающая над повержностью плато круглая проплешина с конусовидной конструкцией в центре.
С помощью космосъемки таких проплешин на плато Устюрта можно найти достаточно большое количество, особенно в данном месте. Их можно принять за вытоптанный скотом растительный покров, но при ближайшем рассмотрении на уровне земли заметна их кольцевая структура и приподнятость над уровнем поверхности плато. Присутствуют они и на отколовшихся массивах. По всей видимости эти проплешины имеют естественное геологическое происхождение и связаны они либо с образованием в сарматских известняках так называемых биогерм, или онкоидов по Андрусову, (четко очерченных структур органогенного происхождения включенных в породу отличной от них литологии, например колонии кораллов или мшанок) либо наоборот с их разрушением. Однако наша проплешина увенчана пирамидальной конструкцией явно сделанной человеческими руками из блоков дикого камня.
Было бы интересно попасть на плато, чтобы разглядеть эту пирамидку вблизи. Само плато, расположенное в одном дне пути от крепости Карганши-Кала, как бы напрашивается на использование его в древности в качестве убежища или неукрепленного поселения с затрудненным доступом.
Более вероятен другой вариант - пирамидка может представлять собой классический тур или искусственный ориентир на древнем караванном пути. Но что могло быть ей отмечено в этом месте? Скорее всего колодец или источник. Где-то здесь или чуть дальше в урочище Улькентумсык на 1981 год числилось шесть колодцев, пять из которых были засыпаны, а один имел соленую воду.
Забегая вперед скажу, что я попытался проникнуть в каньон снизу, но передвигаться среди хаоса из каменных глыб мне сильно не понравилось, да и про пирамидку я уже к тому времени забыл под действием новых впечатлений. В общем упустил возможность потратив час посмотреть на нее вблизи. Хотя может это и к лучшему, этот час сильно пригодился мне вечером.
Чек-поинт 09.01 над урочищем Улькентумсык
Чуть позже мне удалось доехать до самых скал и бросив Белку в раскоряку между трещинами и промоинами отправиться пешком исследовать каньон снизу, но об этом будет в следующей части моего повествования.
Таким образом с постоянными остановками мне чуть более чем за час удалось преодолеть не более 15 километров - половину дневного хода отряда русской армии.
Использованная литература:
1. В разработку и поиск нефти Арала вольют еще 300 млн. долларов США. Neftegaz.ru, 2014
2. Королюк И.К. Подольские толтры и условия их образования. Труды института геологических наук. Вып. 110 (Геологическая серия № 56), М., 1952 г. Цена 8 руб. 10 коп.
3. Куандыков Б.М. Современное состояние, геологическое строение и перспективы нефтегазоносности Аральского моря. Нефть и газ. 2024, № 4 (142).
4. Нефтегазоносность плато Устюрт. Neftegaz.ru, 2018
5. Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. — 186 с.
Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Продолжение следует. Спасибо.
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...