Подобно ужаленному рассерженным шершнем в пятую точку Росинанту, Белка вынесла меня по старой военной бетонке от базы снабжения полигона на острове Возрождения, расположенной на берегу Аральского моря, на обрывистый чинк Устюрта в районе мыса Кеинчияк. Не теряя времени даром и наперегонки с движущемся к закату солнцем мчу по краю чинка уже знакомой дорогой в южном направлении. До обеда я здесь уже проезжал, но только в другую сторону. В этот раз мое направление движения в точности совпадает с маршрутом Хивинского похода 1873 года. Стараюсь выбирать дорогу где получше, держать скорость около 60 км/час, или наоборот пройти той колеей которой ранее не ехал, чтобы посмотреть что-нибудь новенькое.
Чек-поинт 17:40. Номер чек-понта устанавливается по времени прибытия. Через 50 минут пройдя 47 километров и не доезжая полтора километра до заметного ориентира - мазара Кунт-Ата в урочище Касарма, останавливаюсь у безымянного кладбища.
Таких кладбищ здесь масса, а еще больше одиночных могил. Ведь именно по этому месту проходила ветка Великого Шелкового пути и многие путники за десятки веков нашли здесь свой последний приют. Не очень оптимистичные мысли для моего одиночного путешествия. На самом деле большинство ныне видимых надгробий поздние - XVIII-XX веков, принадлежат казахам (адайцам) и каракалпакам. Мы находимся на их пограничье.
У адайцев Мангышлака такие надгробные сооружения называются сандыктас. Они архаичны, но используются вплоть до наших дней у бедных кочевников. На плитах у обоих захоронений вырезаны тамги в виде ключа или аркана: правильный круг с палочкой и крючочком на его свободном конце. Эта тамга имеет здесь широкое распространение. Например, ее можно встретить на соседнем кладбище в полутора километрах южнее в урочище Касарма с мазаром Кунт-Ата или Жанболатулы-Кунти (1734-1806).
Эти еле заметные точки на предыдущем фото не что иное как мазар Кунт-Ата и домик при нем в урочище Касарма. О них я подробно рассказывал ранее здесь:
Сейчас мазар и кладбище я проскакиваю без остановки.
А это картины его отца - Рафаэля Матевосяна. Похоже? Источник
Почему же я не заметил этих скал, когда был здесь перед обедом? Все дело в том, что нельзя останавливаться каждые 100-200 метров на обрыве чинка, несмотря на великолепные пейзажи, так жизни не хватит на эту дорогу. В большинстве случаев я останавливался рандомно, вырулив на обрыв чинка в поисках живописных видов. В результате по дороге на север скалы в виде печных труб от меня заслонила "Аврора" и дымка. Они все-таки чуть торчали, но я не придал этому значения.
Сейчас же я остановился несколько севернее и скалы стали видны более отчетливо. Все-таки я проскочил самую выгодную точку для их осмотра на траверзе мазара Кунт-Ата. Где-то там должен быть старый спуск вниз, показанный на картинах Рафаэля Матевосяна, а внизу тот самый колодец Касарма глубиной 3 м с дебетом 800 л/минуту.
Про участок между мысом Актумсык и урочищем Карганшикала и контексте Хивинского похода 1873 года я уже писал здесь по дороге на север:
В 19:12 я вновь достиг спуска к Аральскому морю в урочище Карганшикала (Давлет-Гирей). Сам спуск я уже не снимал, мне он надоел, посмотреть как он устроен и узнать как его найти можно здесь:
Мой бросок на север на расстояние в 80 км к базе снабжения полигона на острове Возрождения занял 8 часов и 22 минуты. В оставшееся до темноты время попытаюсь продвинуться на тридцать километров южнее. Почему на 30 спросите вы? Потому что где-то на сороковом километре (здесь все расстояния примерно кратны 40 км) будет так называемый каньон, который надо смотреть, а смотреть ночью не совсем удобно. Это были новые, ранее не изведанные мной края по пути Хивинского похода 1873 года.
Где-то внизу, укрывшись в складках местности, я ночевал предыдущей ночью. Здесь же, между гребнями выдавливания, прячется крепость Карганшикала или Давлет-Гирей. О ней у меня была отдельная статья здесь:
Но сколько я ни старался разглядеть ее сторожевую башню на гребне выдавливания, у меня ничего не получилось, а вот шалман у пирса на предыдущем фото заметен светлой точкой.
Где-то в этом месте есть старый спуск, не уверен что проезжий, вниз к колодцу Куркулау, глубиной 3 метра и дебетом 1000 л/час.
В этом месте, как раз на траверзе поста на газопроводе, я преодолел две странные валообразные насыпи и канавы, идущие от газопровода перпендикулярно к обрыву на расстоянии в 500 метров друг от друга и пересекающие дороги подобно противотанковым рвам. Для нормальной машины не составит труда переехать эти валы через пару лазеек, где они не столь высоки, но в темноте и с одной фарой можно не хило влететь.
Если посмотреть из космоса, то валы представляют собой незаконченный пятиугольник размером 500х700 метров обращенный вершиной к газопроводу. При таком взгляде может показаться, что это древняя ловушка на сайгаков, но на самом деле насыпи относительно свежие и ловят они только автомобилистов. Кто и с какой целью это сделал - загадка. На картах 1980-х годов в этом месте отмечен склад ГСМ на трассе Кунград-Челкар, но он был расположен несколько западнее и фиксируется на космосъемке. Через сотни лет эти валы будут серьезной загадкой для археологов. Таких насыпей здесь великое множество, равно как капониров для техники полигона испытания химического оружия Жаслык, закопанных вагончиков пунктов обогрева бывшей трассы Кунград-Челкар и обваловок различного назначения.
Вскоре справа от дороги замечаю какие-то капониры, ломлюсь туда, осматриваюсь и загоняю Белку в яму с трех сторон прикрытую валами, чтобы не быть видным с дороги, что идет по краю обрыва, и получить хоть какое-то укрытие от ветра. Встаю на бивуак.
Место располагает к романтику и я, дабы сэкономить газ, решил разжечь костер. Для того у меня было: две подобранные в пустыне грязные досочки, некий "брошенный посох пастуха", пара обугленных гнилушек которые я нашел в этом "капонире" и конечно же куст сухого саксаула рядом. Этот ассортимент внушал надежду на успех, тем более это был мой первый костер в путешествии. Но не тут-то было...
По всей видимости я ночевал в "капонирах" чуть севернее старого спуска к высохшему колодцу в урочище Кабан-бай (в современной транскрипции Кабан-Бэй) и одноименному заброшенному рыбному промыслу. Это место хорошо ловится на космосъемке и его описал нам участник Хивинского похода 1873 года Е.С.Саранчев (см. ссылку в конце):
29-го апреля пришли на урочище Кабан-бай, отстоящее от Давлет-гирея на 34 версты. Здесь ни озер, ни колодцев на террасах нами встречено не было, и пришлось вырыть около 25 колодцев на берегу моря; глубина их достигала до 2 саж.
30-го апреля совершили переход около 30 верст и пришли на урочище Аджи-бай. Еще на предыдущей станции вожаки заявили, что на всем остальном протяжении пути до мыса Урга воды или вовсе не будет, или же если и будет, то горько-соленая. На основании этого на урочище Кабан-бай наполнили водой все имевшиеся в отряде баклаги. По приходе на место бивуака, мы действительно не нашли ни озер, ни колодцев на террасах...
Видео участка пути от урочища Касарма до бивуака в районе урочища Кабан-бай. Не забывайте подписываться на мой Ютуб-канал starcom68, спасибо!
Итоги дня: всего пройдено вдоль восточного чинка Устюрта по грунтовым дорогам и без дорог 201 километр. Пять часов в северном направлении (80 км) и три часа в южном направлении (110 км). Осмотрена крепость Карганшикала, мазар Кунт-Ата и кладбище в урочище Касарма, база снабжения полигона на острове Возрождения и многочисленные живописные скалы чинка Устюрта. На следующий день в планах достигнуть узера Судочьего, а затем выйти через Аралкум на Муйнак. День будет не простой.
На этом пока все, спокойной ночи, осмотримся завтра утром.
Использованная литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. — 186 с.
Прочитать можно на сайте "Милитера" или Кунград
Навигация по Большому Центрально-Азиатскому путешествию здесь
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Продолжение следует. Спасибо.
И да, Дзен и Ютуб перестали платить за работу, поэтому, если вам понравился репортаж и вы с нетерпением ждете продолжения - смело вставайте на их место, жертвуйте на вкусный бензин для Белки на экспедицию Эльбрус-2024 в сентябре. Карта Сбера: 2202 2053 7263 9515. Как вариант - можно погладить донатную свинку на платформе NUUM. Собрать надо 45 тысяч рублей в ценах на сейчас. Собрано 11 тыс. с хвостиком. Спасибо за поддержку!
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.