Найти в Дзене
Pop Heaven

Антология Fleetwood Mac: обзор альбома Then Play On

Оказалось, что я уже больше полугода не писал статьи про Fleetwood Mac, а ведь обещал себе двигаться хотя бы со скоростью одна пластинка в месяц. Ну что ж, буду нагонять. Возможно, перерыв связан с тем, что впереди у меня мой нелюбимый альбом из дискографии группы – третий студийник Then Play On. В Европе альбом следует за Mr Wonderful и The Pious Bird of Good Omen, а в США вышел после сборника English Rose. Я не любил этот альбом по нескольким причинам, но сегодня оказалось, что не все из них актуальны. Альбом всегда казался мне очень затянутым, с непонятной динамикой, но сегодня я выяснил, что всё это время слушал вовсе не оригинальный треклист, а европейское переиздание на CD 1990-го года. Ещё у меня есть одно из оригинальных американских изданий, и оно, наоборот, обрубленное – всего 12 треков. Сегодня, перед написанием статьи я наконец-то добрался до самого первого треклиста (в ремастере 2013-го). Вообще все эти перемешивания песен для разных изданий меня тоже всегда отталкивали. О

Оказалось, что я уже больше полугода не писал статьи про Fleetwood Mac, а ведь обещал себе двигаться хотя бы со скоростью одна пластинка в месяц. Ну что ж, буду нагонять.

Возможно, перерыв связан с тем, что впереди у меня мой нелюбимый альбом из дискографии группы – третий студийник Then Play On. В Европе альбом следует за Mr Wonderful и The Pious Bird of Good Omen, а в США вышел после сборника English Rose.

Я не любил этот альбом по нескольким причинам, но сегодня оказалось, что не все из них актуальны. Альбом всегда казался мне очень затянутым, с непонятной динамикой, но сегодня я выяснил, что всё это время слушал вовсе не оригинальный треклист, а европейское переиздание на CD 1990-го года. Ещё у меня есть одно из оригинальных американских изданий, и оно, наоборот, обрубленное – всего 12 треков. Сегодня, перед написанием статьи я наконец-то добрался до самого первого треклиста (в ремастере 2013-го).

Вообще все эти перемешивания песен для разных изданий меня тоже всегда отталкивали. Одно дело выкинуть что-нибудь, чтобы уместить на пластинке или добавить пару бонусов в конце на переиздании. Но как-то нечестно выпускать множество вариантов под одним названием без каких-либо пометок. Это мне говорит о том, что группа не видела этот альбом цельным и относилась к нему, как к ещё одной компиляции. И это ещё одна причина не воспринимать этот альбом всерьёз, как настоящую цельную работу.

Сама главная причина – отсутствие вклада Джереми Спенсера. Все блюзовые песни Джереми планировали выпустить мини-альбомом, который дополнял бы Then Play On, но фанатам пришлось ждать почти тридцать лет, пока этот материал в итоге выпустили в продажу.

Парень, который отвечал практически за половину материала на прошлых двух пластинках, теперь оказался спрятан за талантами Питера Грина и Дэнни Кирвана. На оригинальных изданиях Джереми в итоге вообще отсутствует, и только на переизданиях играет на клавишах на Oh Well. А когда я начинал слушать FM, Джереми мне очень нравился – намного больше, чем Питер на первых двух альбомах (по крайней мере, вокально).

Но с тех пор прошло довольно много лет, и многое поменялось. Драйв Джереми мне всё ещё нравится, но я понимаю, что строить весь имидж группы вокруг каверов и подражания блюзовым звёздам было нельзя, если музыканты хотели, чтобы Fleetwood Mac продержались дольше, чем пару сезонов. Думаю, коммерческий успех нескольких их авторских синглов вдохновил ребят попробовать сделать что-то большее.

В итоге Then Play On стал их первым альбомом, который не записывался вживую в студии и на котором используется овердаббинг. Музыканты отошли от блюзовой формулы и исследовали больше жанров, включая намёки на хард-рок и психоделию. Возможно, их на это вдохновили американские концерты, в ходе которых они познакомились с разнообразными наркотиками и увидели волнения в американском обществе (Мик Флитвуд в его книге пишет о том, как их поразила культура хиппи и антивоенное движение).

Открывает альбом Coming Your Way, которая сразу же показывает рост музыкантов. Начинается песня с привычного ритма на барабанах конга, но в конце настроение меняется, и заканчивается гитарным проигрышем. Похожей по манере получилась ещё более знойная Rattlesnake Shake со змеиными звуками и очень «жадными» гитарами и вокалом Питера.

В эту же категорию обновлённого и утяжелённого блюза я помещу Fighting for Madge и Searching for Madge, которые до сих пор интригуют меня названиями, но изначально и были причинами, почему пластинка мне казалась затянутой. На этих треках практически ничего не происходит, и первый слишком неожиданно обрывается (что не есть хорошо), а второй бесконечно тянется (ещё хуже).

К сожалению для группы, я прекрасно знаком с их главными хитами тех лет, и все эти треки вижу лишь менее удачными попытками получить шедевры вроде Oh Well и The Green Manalishi (With the Two-Pronged Crown). Наверно, я просто не особо большой фанат такого броского гитарного звучания в таких объёмах и на альбоме предпочёл бы меньше таких треков, но лучше. С другой стороны, чередование этих песен с более спокойными треками позволяет и тем и тем звучать намного эффектнее.

Между бездумно энергичными треками Closing My Eyes кажется особенно глубокой с меланхоличной гитарой, эмоциональной подачей Питера и скорбными строчками. В похожем стиле получился ещё один его трек Before the Beginning, который завершает альбом.

Причудливая When You Say напоминает музыку для подростков и мальчиковые группы, Like Crying добавляет на стандартный песню в стиле Simon & Garfunkel или Everly Brothers немного больше блюза, а Although The Sun is Shining изображает сладкий и безобидный поп-рок с очень приятным проигрышем, который мог бы звучать в добрых советских фильмах (не знаю, откуда у меня такая ассоциация).

Then Play On сегодня мне понравился намного больше, чем раньше, и в истории группы это важный релиз, но всё же наиболее удачные тихие и мелодичные песни здесь остались в тени броских гитарных треков, которые пока ещё неумело двигали группу в сторону неокрепших новых жанров. Ставлю 3.5/5.

-2

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!