Весна в деревне - особое явление, которое любят по сей день воспевать писатели и поэты. Можно много об этом прекрасном времени года говорить, петь и писать, но невозможно с идеальной точностью охарактеризовать её величественный приход. Именно в деревне с первыми тёплыми солнечными лучами весна устраивает настоящее зрелище - зарождения новой жизни начиная от первой проталинки и робкого подснежника, заканчивая мощным сходом снега и появлением нежной зелени. Да к тому ещё, происходит это волшебство под лирический аккомпанемент разноголосой пернатой братии, прилетевшей из тёплых краёв вывести новое потомство. Наверное, поэтому весной людей накрывает романтическое настроение и прилив жизненных сил.
Благодаря стараниям Кузьмы Трофимовича и его пробивному характеру в последний год в Алькино произошло много изменений. Достроили новую птицеферму, на которой производилось приличное количество куриных яиц, помимо этого, получали куриное мясо и шили подушки из перьев и пуха для городского населения. Тогда же была построена вторая ферма для коров. Теперь молоко два раза в сутки отвозили в райцентр на молокозавод. В осенью 1966 года рядом со школой открыли детский сад на три группы, а на задках выровняли площадку под футбольное поле и установили ворота. Теперь местной детворе было чем заняться. Футбол у них пользовался популярностью. Пацаны часто играли команда на команду. Несмотря на некоторый расцвет и преображение села, молодёжь начало массово уезжать на учёбу в город - кто в техникумы, кто в профтехучилища, кто поступал в институты...
***
Ворончиха после похорон Степана успокоилась. Единственное опасение теперь представляла его мать, но в последнее время её практически не было видно и слышно.
Сегодня семья Болотовых в полном составе занялась подготовкой почвы к посадкам. А садили на приусадебном участке они всё. Земля и без того была благодатная, чернозёмная, а сдобренная навозом из-под своей коровы благодарила хозяев хорошими урожаями. У Галины, памятуя о голодных военных годах на огороде росло всё: картошка, капуста, свёкла, морковь, репа, редька, лук с чесноком. Даже она высаживала огурцы и помидоры, которые мало кто в те годы выращивал. Теплолюбивые растения требовали дополнительного ухода, нередко их приходилось укрывать на ночь от холода. Зато их вдоволь ели летом и хватало для засолки на зиму. Излишек овощей либо сдавали заготовителю, либо продавали в городе на рынке.
Крестьянское хозяйство - это образ жизни, не знающей ни больничных, ни отпусков, ни выходных. Обязанности в семье были распределены. Огород с посадками и прополкой полностью находился во власти на Галины и Иришки. Они же кормили скотину, доили корову и собирали яйца. Заготовкой сена занимался Николай и привлекал в помощники Андрюшку и Серёжу. Верка, в свободное от работы время, занималась домом и Ваняткой.
Галина после долгой зимы соскучилась по землице. Планов много настроила и охотно делилась ими с Николаем, когда у соседей скрипнула давно молчащая калитка.
- Ой, кто это к Василисе заглянуть решил? - спросила она и подошла к забору. Сквозь щель между досками можно было разглядеть, одетую по-городскому, молодую девушку, которая, не торопясь, вела за ручку к дому маленького ребёнка. - Аннушка! - воскликнула Галина. - Ты что ль приехала?
Девушка услышала знакомый голос и заулыбалась, хотя от воспоминаний горечь у горла комком встала. Здесь она родилась и выросла. В этом доме всегда было тепло и уютно. Здесь всегда пахло испечённым хлебом и пирогами.
Во дворе стояла старая цинковая ванночка, в которой маленькая Анечка любила плескаться, на крыльце лежала, выцветшая от времени, сшитая мамиными руками кукла. Сейчас отчий дом выглядел осиротевшим. Стоило только затопить печь, как он задышит и наполнится жизнью и теплом.
- Тётя Галя, здравствуйте! Мы с дочкой на праздники приехали маму навестить, да хозяйство проведать. - звонко отозвалась Аня. - Зайдёте к нам?
Через пару минут они уже обнимались на пороге опустевшего дома.
- Значит ты и есть маленькая Василиса? - спросила Галина, обращаясь к малышке. Та в ответ с готовностью протянула пухлые ручки к незнакомой женщине. - Какая, ты, смелая! Наш Ванятка плачет, когда к нему чужие подходят.
- Так с Васяткой бабушка водится, а моя Василиса с трёх месяцев в ясли ходит, да и в общежитии с девчонками оставлять приходится, если в магазин сходить нужно или в выходной на работу выйти. Она привычная к людям...
- Какая ты красавица стала! Модная дама! Всего ничего времени прошло, а тебя не узнать...
И на самом деле, перед Галиной стояла совершенно другая Аннушка. Вместо телогрейки на ней надет диковинный плащ с поясом, с английским воротником, и прорезными карманами, а на ножках изящные туфли на невысоком каблуке.
- В городе совершенно другая мода, да и работаю я в столовой при швейной фабрике. Такую красоту там отшивают! Тётя Галя я ведь вам плащ из болоньи в подарок привезла. Таких в Алькино точно нет. Пойдёмте в дом! Я подарки разберу.
Внутри Аннушка сразу зацепилась взглядом за старые фотографии членов семьи, что висели на стене. Тут и погибший на фронте отец, и бабушка с дедом, которых уже тоже нет в живых. Вот стол под абажуром, за которым проходили все задушевные беседы. Вот комната мамы, в которой на комоде стоит детский рисунок, который она бережно поставила в рамку, потому что он ей очень нравился. Грустил в девичьей спальне старый стеллаж с книгами, а рядом – такой же стеллаж с игрушками и красивыми статуэтками... Рассматривая все эти вещи, Анна на мгновение перенеслась в детство.
В избу вошёл Николай, прервав воспоминания. Заметив Аннушку, на его лице появилось недоумение.
- Здравствуй, соседушка! Я-то думаю, что за красивая девушка приехала? Давненько же мы не виделись. Какими судьбами?
- Маму приехала проведать, да дочке родительский дом показать... - скромно улыбнулась Анна. Что что, а скромность, несмотря на внешние изменения, в ней осталась прежняя.
- Николай, истопи девочкам печь! Нужно дом к ночи прогреть, чтобы малышку не застудить...
- Сейчас изладим... С дороги небось голодные? Мама, ты приглашай дорогих гостей в дом. Девочка с Иваном одного возраста, пусть поиграют. К вечеру, когда изба прогреется, они спать сюда вернуться... - проявил гостеприимство Николай продолжал искоса посматривать, то на Аннушку, то на мать, примеряющую обнову.
- Спасибо, Николай! Мы сначала на кладбище, а потом в гости к Кузьме Трофимовичу заглянем, а там уже и в избе тепло станет, - поблагодарила Анна, а про себя подумала, что встречаться с Веркой у неё совсем нет желания.
- Так я с тобой до Василисы схожу... - засобиралась Галина. - Коля, ты с мальчишками делай всё, как запланировали, я после присоединюсь...
Анна, порывшись в шкафу, нашла старую одежду, и с удовольствием сменила городской наряд на удобный деревенский. У ворот её поджидала тётя Галя с Василисой. Она взяла дочку на руки и все вместе они направились в сторону кладбища. Пешком до него минут двадцать ходу.
- В этом году, в середине апреля уже снег сошёл, но земля всё сырая стояла, никак не выветривалась. В другие года в начале мая уже весь огород засевали...
- В холодную землю мама любила садить. Ждала, чтобы сначала солнышко кормилицу погрело... - рассуждала Аннушка, наслаждаясь свежим ветерком, который обдувал её лицо. - Надышаться не могу родным воздухом. Он у нас особый - мягкий и чуть сладковатый. В городе он совершенно другой...
- Так возвращайся! Где ведь родился, там и сгодился. Дитю на свежем воздухе расти лучше...
- Нет, тётя Галя, сейчас не могу. В этом году в институт буду поступать. Работа мне нравится. Да и подругами я там обзавелась. Это сначала было трудно, иногда даже плакала... Мне девчонки и коллеги по работе помогали. А домой... Может когда-нибудь позжк...
- Не скажу, что довольна твоим решением, но думаю, что оно верное. Несмотря на то, что совхоз развивается, а молодёжь, всё одно, в город бежит. Скоро на селе останутся одни старики и старухи...
- Бегут, потому что в городе всё по-другому. Там есть выбор. Хочешь работаешь на заводе или фабрике, хочешь летишь в космос, хочешь становишься врачом или директором. Работы всем хватает. У молодых специалистов неограниченные возможности для роста. Вот я получу образование, вступлю в партию, и тоже стану руководителем... Главное не лениться. И потом в городе можно в театр сходить, на выставку картин, на стадион или даже каток. Школы там совершенно другие, более современные, магазины большие, улицы с асфальтом и машинами...
- Ты - девушка умная! Пусть у тебя всё получится!
За разговорами они незаметно подошли к воротам кладбища. Аннушка хорошо помнила, где находилась мамина могила - недалеко от входа, с правой стороны там делали свежие захоронения. После Василисы появились семь новых могил. Возле одной из них сгорбившись, спиной к подошедшим, сидела женщина в чёрном. Она что-то неразборчиво говорила и делала руками какие-то знаки.
- Это кто? - шёпотом спросила Аннушка мамину подругу.
- Нина это Старыгина - мать Степана... - так же тихо ответила Галина, боясь нарушить покой несчастной матери.
- Я помню Степана... Лучший плясун Алькино... - насторожилась Аня и прижала к себе маленькую Василису. - Что случилось?
- С армии парень вернулся инвалидом - без ноги, да с горя как запил... В декабре у нас мороз лютый стоял. Степан пьяный видать на улице упал и замёрз... До дома совсем немного не дошёл... - пояснила Галина, не вдаваясь в подробности и личные сомнения.
- Ой, горе-то какое! - искренне посочувствовала Аннушка. - Совсем молоденький мальчишка был. Подойду к тёте Нине, выражу соболезнование...
По мере приближения к могиле Степана, голос его матери слышался отчётливее.
- Родной мой... Стёпушка... ведь всё могло быть иначе, стоило только захотеть! Ты выбрал другое... Я когда вижу твоих друзей, завидую их матерям и от отчаяния плачу... Никто больше меня не назовет мамой... Некому мне приготовить обед и постирать рубашку... Не знаю, как дальше живут мамы, которые больше не мамы. Меня больше нет... Я не живу, родненький мой... Чувствую, что схожу с ума... Вою и ору в подушку... Я медленно умираю...
Продолжение следует...