— Совесть есть? — Фая заглянула в комнату дочери, которая лежала на диване, прикрыв глаза. — Бока еще не отлежала? Завтра на дачу едем, грядки копать надо.
Уходя в кухню, она сказала громче:
— И чтобы без всяких мне «не хочу» или «заболела»!
Фая весь год припоминала Свете, как та ее обманула с выдуманной болезнью. Как будто горло болит и даже сымитировала легкий кашель. Сдала Светку соседка, тетя Арина, недолюбливаемая местной молодежью. Арина любила усесться на скамье возле подъезда и рассказывать местным кумушках разные байки о чужих детях. Мол, распущенные, наглые, не здороваются, ведут себя, как беспризорники, а некоторые еще и курят. Пожилые соседки покачивали головами и верили каждому слову Арины, поддакивая ей и косясь на мимо проходящих молодых людей. Одинокая женщина с грозным видом и широкими плечами, огромным весом и жиденькими волосенками была довольна своей, мягко говоря, шалостью, распустив очередную сплетню. Выговорившись, она тяжело поднималась, прощалась и топала в подъезд, охая, словно на ее ногах повисли пудовые гири.
Света была зла на нерадивую соседку за ее глупости, в которые верила мать. Ох и досталось же тогда Светке! Щёки горели так, словно их ошпарили кипятком. Светка оправдывалась, досказывала, что тетка Арина врет, но Фая не поверила ни единому ее слову. Наказала дочь за ложь и на месяц закрыла дома. За июньской погодой Света наблюдала из открытого окна своей комнаты и подслушивала «сказки» Арины, старающейся изо всех сил навешать лапшу дряхленьким соседкам.
— Долго лежать-то будешь? — вновь послышался недовольный голос матери и Свете пришлось встать.
— Иду-у, — протянула она, выдвигаясь в кухню.
Мать разложила на столе покупки и приказным тоном заставила Свету чистить картофель на ужин, а затем – заняться мытьем полов. Света неохотно села на стул. Мама протянула ей нож и поставила на стол чашу с водой.
— Ты помнишь, что меня пригласили на день рождения? — Света подняла глаза на маму и выдавила виноватую улыбку.
— Не помню, — наливая себе чай, Фая даже не посмотрела на дочь.
— Ну мам, ты же обещала, — Света уже поняла, что она никуда не пойдет.
— Мало ли, что я там обещала. У меня дел невпроворот, не до ваших глупостей. Скоро отец придет, а тут еще конь не валялся. — фыркнула на нее Фая и резко села на стул. На столе зазвенела посуда. — Я сказала, на дачу, значит - на дачу. Или мне сто раз повторить надо?
Щеки Светы налились румянцем. Несправедливо! Почему она должна ехать на какую-то там дачу, когда у нее есть свои планы? Да и вообще, Света уже взрослая! Через неделю ей исполнится шестнадцать лет!
От вороха мыслей пухла голова. Света злилась, скрывая наплывшие слезы, и сгибалась еще ниже, чтобы мать не увидела ее расстроенного лица. Обидно, к Лильке на праздник придет Вова, который так нравится Свете. Лилька обещала свести их, незаметно: заставить Вову пригласить Свету на медленный танец. Лиля придумала целую программу, чтобы помочь подруге обрести пару. Но сейчас, когда в голову матери взбрело ехать на дачу, все планы рухнули, разбившись о скалы материнской неприступности. Света положила первую очищенную картофелину в чашу и покосилась на маму. Та смотрела в окно и думала о чем-то своем, покручивая чашку с чаем двумя пальцами. Хотелось закричать во все горло и доказать маме, что она не имеет права портить настроение и заставлять делать то, что не нравится. Но Света прекрасно знала – мать не уговорить, если она что-то втемяшила в свою маленькую головку.
Из прихожей в кухню донесся телефонный звонок. Фая встала и направилась к аппарату. Света напрягла слух, догадываясь, кто это позвонил.
— Алло. Да, Лиля, — мама говорила твердым тоном без всякой окраски. — Нет, она сейчас занята. Да? Ну, заранее поздравлять не буду, плохая примета. Завтра я тебя поздравлю. Света? Нет, она не придет. Потому что у нас на завтрашний выходной свои планы. Нет. Лиля, ты уже взрослая и должна понимать, что семья – дороже всего. Хорошо, сейчас позову. Только не долго. У нас много дел.
Фая принесла телефон дочери. Света подорвалась и пулей выскочила в прихожую. Прижав трубку к уху, замерла.
— Лиль, ничего не получилось, — зашептала она, оглядываясь, не подслушивает ли мать. — Нет, она не пускает. Достала со своей дачей. Да, тебе повезло, вы там ничего не сажаете, а мы, как проклятые, каждый год пашем. Не знаю, что теперь делать, так обидно…
Всхлипнув, Света зажала рот рукой, чтобы не расплакаться, иначе противная привычка матери -орать во всеуслышание - докатится до ушей подруги. Неудивительно, что подруга позвонила на сотовый Фаи, девушка хотела посекретничать, но строгая мать Светы запрещала пользоваться сотовым дома. Правду сказать, семья Ивановых жила не ахти. Фая трудилась уборщицей, так как не имела образования, кроме школьного, а ее муж, Петр, работал на заводе, посменно. Света – единственный поздний ребенок в семье. Девочку жалели не только учителя, но и одноклассники, потому что Света одевалась простенько и была неприметной. Зато доброй и отзывчивой. Строгие родители держали Свету «на коротком поводке». Редко куда отпускали, заставляли сидеть дома и трудиться над учебниками.
— Я что-нибудь придумаю, — подруга поддержала Свету и отключила вызов.
Спрятав довольную улыбку, девушка вошла в кухню и продолжила чистить картофель. Через час пришел папа. Он был хмур и слишком задумчив. Фая накрыла стол к ужину, позвала всех и начала причитать о завтрашней поездке на дачу:
— Уберем мусор с участка, перекопаем грядки… — не успела она закончить, как Петр перебил ее:
— Завтра я никуда не поеду, — сказал он, жуя отварную сардельку. — Меня на рыбалку Федька пригласил.
— Начина-а-ается, — закатила глаза Фая. — А раньше ты не мог сказать?
— Когда? Меня только сегодня оповестили. С грядками сами управитесь, а я хочу нормально отдохнуть. В последний раз на рыбалке был осенью.
— В следующий раз порыбачишь, — отрезала Фая, запивая жареный картофель горячим чаем.
— Я сказал, нет! — стукнул по столу Петр, и все оцепенели от его нервного крика. — Хватит с меня. Столько лет тружусь, а отдыха никакого. Сами на дачу шуруйте, а я на рыбалку поеду.
Фая закусила губу и внимательно посмотрела на побледневшую дочь.
— Вдвоем поедем, не переломимся. — кивнула женщина, обидевшись на мужа.
***
Разбудив рано утром Свету, Фая вытащила дорожную сумку из шкафа и сложила в нее провиант на весь день. Света, умывшись, оделась, взяла с собой любимую книгу, чтобы было что почитать в электричке, и вышла в прихожую. Мама уже ждала ее при полном параде. Отца дома не было. Встав раньше всех на два часа, он уехал к другу, прихватив с собой удочку.
— Поехали, — сказала Фая, подняв с пола сумку.
Закрыв квартиру, обе вышли на улицу. Света чувствовала, как ее ноги сопротивлялись этой поездке, спотыкаясь на каждом шагу.
— Да что ты, как неживая! — рявкнула на нее Фая, проходя мимо скамьи, на которой уже расположились любопытные соседки.
— Правильно, — подала противный скрипучий голос Арина, — воспитывать надо, а то совсем распустились.
Света сжала челюсти до боли. Гадкая бабка комком встала в ее горле. Хотелось послать ее и наговорить всяких гадостей, но несмелая Света лишь молча опустила голову. Потом была долгая дорога в деревню, где стоит их старенькая дача. Почти полтора часа тряски и шумных пассажиров пришлось выдержать, чтобы не сорваться, потому что Света готова была расплакаться перед всеми. День рождения подруги пройдет без нее. Но больше всего терзало душу то, что Вовы не будет рядом.
Открывая калитку, Фая вздохнула с каким-то сожалением, и это прочувствовала Света.
— М-да, до вечера не управимся, — сказала мама, пропуская дочь вперед.
Они вошли в обветшалый домик, Фая вытащила из сумки тряпки, протерла стол, положила на него перекус и термос с водой, села на расхлябанный табурет и огляделась.
— Давно пора ремонт делать, да откуда ж столько денег?
Света с ненавистью осматривала бревенчатые стены, покрывшиеся паутиной. В доме пахло сыростью и пустотой. Непривычной, гулкой. Нет желания бывать здесь, нет охоты работать на земле. Сейчас мать встанет и прикажет брать грабли и лопаты и выходить на огород. Ожидая эти слова от матери, Света прослезилась.
«У меня никогда не будет дачи» — подумала она, опускаясь на табурет, стоящий у порога.
— Свет, — голос Фаи внезапно окрасился ласковыми нотками, — сегодня уберем мусор, а завтра начнем копать. Чувствую, завалимся если за все разом возьмемся.
В ответ Света улыбнулась. Годы уже не те. Фая разменяла шестой десяток, пора и о здоровье подумать. Они взяли грабли, убрали листья, ветки и перекусили перед обратной дорогой. Не успела Фая сказать, что пора идти на вокзал, как на улице раздался веселый смех. Фая приподнялась и выглянула в окно.
— А это еще что?? — к дому подошла молодая компания. Фая, недоумевая, вышла к гостям.
— Тетя Фаина, мы приехали помочь! — радостно воскликнула Лиля, окруженная одноклассниками.
— Зачем? — опешила женщина, стоя на крыльце.
— Чтобы вместе с вами отпраздновать мой день рождения! — Лиля вся светилась.
— Молодец, Лилька! — Света, услышав голос подруги, вскочила с табурета и ринулась на улицу.
— Привет! — хором поздоровались ребята, увидев Свету.
— Что надо делать? Командуй! — из шумной толпы выделился голос Вовы, и Света покраснела.
Всего за пару часов весь огород был перекопан дружной компанией. Лопатами, вилами и ведрами поделились соседи, которые жили тут круглогодично. Уставшие, но довольные мальчишки разожгли костер на заднем дворе, а девчонки помогли хозяйке привести в порядок комнаты, чтобы было где переночевать.
— Тетя Фая, а у вас интернет ловит? — спросила Лиля, вынув из своей сумки планшет.
— Не знаю, — пожала плечами женщина.
— Пришло время для расслабления, — Лиля важно провела пальцем по экрану гаджета, откинула подставку и установила планшет на кухонном столе.
— Зачем это? — Фая ничего не понимала в модных приборах, ей было чуждо всё, что связано с современными «игрушками», как она их называла.
— Послушаем хорошую музыку, чтобы расслабиться, — Лиля провела изящным пальчиком по экрану и в кухне заиграла успокаивающая мелодия.
Прислушавшись, Фая улыбнулась, а потом зевнула.
— Такое мне нравится, — сказала она, закатив глаза.
— Медитация, — Лиля подсела к Светлане, — помнишь, я тебе рассказывала?
— Это дорого, — Света украдкой взглянула на мать, которая еле заметно покачивалась из стороны в сторону.
— Не переживай, я сделаю тебе подарок. Всего 4660 рублей с промокодом brys, — Лиля нежно обняла подругу. — У тебя же через неделю день рождения, так?
— Да.
— Вот и подарю тебе фитнес-набор «Перезагрузка». (В набор входит ковер pvs, тканевые ленты 3 шт.). Количество ограничено, но до 31 марта мы успеваем оформить безлимитную подписку FitStars и получить подарки за свои тренировки и сертификаты в фирменный магазин FitStars.shop.
— Мы не можем себе это позволить, — встряла в разговор Фая.
— А для вас, тетя Фаиночка, есть кое-что интересное. Вы же любите растения, да?
— Да, — непонимающе кивнула женщина.
— Так вот, участвуя в тренировках, вы помогаете планете! За каждые 100 тренировок будет посажено 1 дерево в рамках проекта "Лес FitStars". Здорово, правда?!
Фая задумалась на несколько секунд, а потом кивнула.
— Спасибо вам, дети, за помощь и за подарки. — женщина вдруг всхлипнула. — Не понимала я вас, а теперь буду вместе с вами слушать красивую музыку и сажать деревья.
С тех пор Фая не только медитировала, но и гуляла ранним утром, нарезая круги по улицам вокруг своего дома. Ее душа распахнулась миру. Долгие прогулки изменили характер женщины, и она стала добрее. Однажды Арина хотела поддеть ее и посмеяться, мол, сдурела на старости лет, но Фая быстро дала отпор наглой соседке.
— Если еще раз скажешь про мою дочь плохое, я тоже расскажу всем, как ты оговариваешь каждого соседа в нашем доме. Тогда посмотрим, как на тебя все ополчатся. Арина замолчала и удалилась прочь. Не желая ссориться с напористой женщиной.
Реклама. ООО «Парсек»
ИНН 7810817393
Erid: 2VSb5wfqfPE