Сугробы, олени и снегоходы В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ?! Я не сошла с ума, так надо)) Сегодня на Ямале – в прекрасном городе Тарко-Сале на реке Пяку-Пур – проходит День оленевода.
В статье мои впечатления и фото с такого праздника, проходившего весной 2012 года на реке Айваседа-Пур. Тогда я, жительница г. Губкинского, приехала посмотреть на гонки на оленьих упряжках, посидеть внутри согретого буржуйкой чума, погладить мохнатые мордашки северных оленей... И, конечно, сделать мно-о-о-го фотографий. Такой колорит!!!
В тот день малицы – национальные костюмы ненецких мужчин – казались ещё ярче на фоне снега и серой пелены неба, сливавшейся с землёй воедино.
После официальной части мероприятия с речами, песнями и демонстрацией призов для лидеров соревнований (для ненцев лучший подарок – снегоход) участники и гости разделились на два лагеря. Пока зеваки, типа меня, глазели-болтали-ходили-бродили по стойбищу, оленеводы готовились продемонстрировать своё мастерство управления оленьей упряжкой.
Вообще программа Дня оленевода не ограничивается гонками на упряжках. У ненцев там целое многоборье по-ямальски: прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей (аркана на длинный шест), гонки на снегоходах или состязания по сноукайтингу. Ещё часто бывают ярмарки, на которых можно купить всякие этнические штуки ручной работы, угощения кочевников, пимы (обувь ненцев из оленьей шкуры).
Мне быстро надоело кочевать по стойбищу, и я пошла под мост, где стояли участники и их олени. Ну как пошла... Скорее погребла по колено в снегу, помогая себе руками.
Добиралась минут десять, под конец чувствуя свой пульс в ушах. Шапка впитывала мой пот, но глаза всё равно щипало. Тогда я поняла, почему под мост в основном добирались на снегоходах и лыжах. А я, спортсменка, блин, ножками...
Где-то тут был бы уместен мем «Слабоумие и отвага».
Коренастые ненецкие мужчины сначала оглядывались на меня – девушку на голову их выше, румяную, в длинном пуховике. И без лыж. Потом переключились на финальную проверку своего живого транспорта перед предстоявшей гонкой.
Ненцы, конечно, не братья Запашные, но толк в дрессировке ездовых оленей знают)) Пока я не ломанулась под мост, на стойбище я поспрашивала ненецкого подростка, как оленей приучают к нартам (саням). Этот процесс можно разделить на несколько этапов.
- Привыкание к арканам. Благодаря аркану (это верёвка длиной 20–25 м из узких тонких полос кожи оленя) олени приучаются приходить к человеку на определённый звук. Поощрением служит... соль. Олени те ещё солеежки!))
- Привязывание к пустым нартам. Животных каждый день привязывают к пустым нартам и оставляют так на несколько часов. Потом на сани кладут груз и неспеша водят животное по прямой линии, чтобы оно привыкло к ощущению саней за собой и тяжести груза. Оленевод на этом этапе приучает оленя к звуку своего голоса – разговаривает с ним.
- Впрягание в нарты. Это уже продвинутый уровень – для животных, которые понимают команды. Первое время олени двигаются по прямой, затем учатся поворачивать и преодолевать препятствия.
- Привыкание к вьючному седлу. С этой целью оленям на спину водружают седло, а затем постепенно нагружают его различными сумками.
- Привыкание к хорею. Есть ещё один этап, но он не для всех оленей, а только для ведущего (самого умного и авторитетного). Такое животное приучают понимать команды погонщика, которые он делает с помощью хорея – шеста длиной до 5 м с бубенчиками на конце, им он достаёт до первого в упряжке оленя. Лидер упряжки выполняет команду хорея, остальные олени повторяют за ним. Командная работа))
Примечательно, что каждый оленевод имеет свой набор голосовых команд для управления упряжкой. Они выкрикиваются очень громко и чётко, чтобы двигающийся олень точно услышал.
Нарты, на фото выше, делают из ели или берёзы, которые растут в лесотундре. Как и автомобили, нарты бывают легковые и грузовые. Причём легковые ещё делятся на мужские и женские модели.
Мужские имеют только заднюю спинку, женские — ещё переднюю и боковую для перевозки детей (тут без автолюльки, всё сурово).
Грузовые нарты отличаются от легковых конструкцией. Если соединить 5–6 грузовых нарт, то получится олений обоз – аргиш.
На Дне оленевода ненки тоже не скучали. Девушки в нарядных ягУшках (женская ненецкая одежда) демонстрировали навыки в рукоделии и домашних делах. Самое важное из домашних дел – это, собственно, дом. Чум у ненцев устанавливают женщины. И если летом это занимает около получаса, то зимой все полтора. Это вам не палатку установить (признаться, я никогда не ставила палатку), а тут доски, высокие деревянные шесты, покрытия из оленьей шкуры, печка и пр. Короче, я не хотела бы быть ненецкой чумохозяйкой...
Одно из немногих дел при установке чума, которым занимается мужчина, — это присыпание снегом подола чума по всей окружности, чтобы защитить жилище от сквозняков и дополнительно укрепить.
Чум – это весьма подвижный дом: чумохозяйки собирают и разбирают около 120 раз в год, так как оленеводы кочуют вместе с оленями и срываются с места раз в 2–3 дня. Поэтому внутри чума главное – это печка и умывальник. Из мебели только переносной ларь и столик. Зато хватает меховых мешков, сумок и подушек. Спят в чуме ногами к печке, как говорится, держи ноги в тепле, а голову в холоде.
Несмотря на относительно небольшое пространство, внутри чума есть женская и мужская половины:
- мужская половина (синя) расположена прямо напротив входа. Здесь хранятся мужские вещи, инструменты, оружие.
- женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду.
Железных оленей на лыжах ненцы тоже любят.
Под мостом я в День оленевода походила, походила я и на мосту. Чтобы сделать общий план с высоты птичьего полёта.
В тот день у меня страшно замерзли пальцы на руках – я фотографировала, снимая варежки, боясь упустить удачный ракурс. За годы жизни на Ямале это был мой личный рекорд замерзания рук.
Я сидела в «Ниве-Шевроле», запихнув между бёдер ладони, тихонько поскуливала и ждала, когда мои конечности пройдут все круги ада разморозки: мясо пальцев жжгло крапивой, кололо иголками, потом ладони чесались и болели одновременно.
Когда кровообращение, наконец, восстановилось, пальцы распухли, будто резиновые перчатки, которые решили надуть. Фаланги не хотели сгибаться. Из моих глаз вытекала вода – солёный конденсат от согретых, наконец, пальцев. Водитель, который вёз меня домой, сочувственно поглядывал в зеркало заднего вида:
– У вас по ходу обморожение, может, к врачу?
– До свадьбы заживёт, – буркнула я, стараясь больше не скулить и не плакать.
После того памятного Дня оленевода у меня появились варежки со снимающейся пальчиковой частью.
Хэппи энд.
P. S. И с первым днём весны вас, дочитавшие до этого места любители интересненького! 🌷✨
Обморозилась я не зря. Мои фото с праздника украсили полосы местной газеты и поучаствовали в нескольких конкурсах. Решила в честь сегодняшнего Дня оленевода поделиться этими кадрами в блоге.
~ ФОТОВЫСТАВКА ~ «ПОТОМКИ ЯМАЛА»
Дорогие подписчики и гости блога, добро пожаловать на мою фотовыставку! Предлагаю вашему вниманию портреты ненцев, которые я сделала на Дне оленевода.
Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил меня на блог. Пишу о событиях и местах, где побывала лично. Подписывайтесь!