Март – идеальное время для строчек про кошек. В Иркутске мне уже попадались на глаза скульптуры животных: Бабра с соболем, собак, нерп, обезьян, коров, белок...
И первой увиденной мной иркутской скульптурой стал... не Бабр с соболем в пасти – символ города. До них я дошла уже после встречи с «Иркутской кошкой».
Есть же в народе традиция – в новый дом первой пускать кошку. Так вот, в новом для меня городе первой меня встретила как раз кошка))) Хорошая примета, наверно!
На яркой табличке под памятником надпись: «Всем иркутянам и кошкам, живущим в нашем городе, посвящается!».
28 сентября 2012 года между улицами Марата, Степана Разина и Горького был открыт сквер со скульптурой «Иркутская кошка». Кошка – символ уюта, тепла, финансового благополучия и атрибут старого города. Заказ на скульптуру сделало частное бюро финансовых решений «Пойдём!». Партнёрами проекта стали Ботанический сад ИГУ, администрация города и кузница «Никола кованый». Скульптура выполнена из бронзы и весит 120 кг.
Примечательно, что у иркутян XIX века не было трепетного и чуткого отношения к животным. Условия жизни в Восточной Сибири у людей той исторической эпохи были таковы, что самим бы выжить... Про «птичку жалко» речи вообще не шло. Поэтому и кошки были чем-то типа живого предмета мебели. Их задача – борьба с грызунами, на охотничьи подвиги многих кошек мотивировало то, что отдельно люди их не кормили. Ещё кошки были живыми грелками, что тоже актуально для Иркутска.
В конце XIX века иркутяне, которые сочувствовали братьям нашим меньшим, были настолько редки, что вошли в историю.
Прочла про одного такого зооактивиста Концевича Иннокентия Иосифовича. Это был человек тонкой душевной организации – педагог, концертмейстер, создатель общества защиты детей от жестокого обращения, председатель иркутского сиротского суда. И садовод.
Концевич тянулся к природе и воспринимал животных, как детей, которым он много лет активно помогал и желал лучшей доли. Этот ссыльный стал первым иркутянином, который начал заботиться о четвероногих. Он вложил свои средства (и нервы) в создание в 1901 году Общества покровительства животным. Городская публика считала его начинание блажью, смеялась, мол, деньги девать некуда... Но нашлись и единомышленники.
В 1903 ещё одна пара иркутян подняла зооповестку. Это графиня и граф Кутайсовы. Когда Общество покровительства животным после отъезда Концевича стало увядать, пожилая графиня озвучила готовность его возглавить. Супруг помог с финансами. На средства Кутайсовых в Иркутске появились:
- первые кузница для ковки шипованных зимних подков лошадям,
- приют для животных
- и ветеринарная лечебница.
Операции оплачивались по договорённости, но малообеспеченным иркутянам было достаточно принести свидетельство о маленьком доходе, чтобы их животных лечили бесплатно. Люди приводили сюда не только скот, собак и кошек, но и домашних птиц, которых раньше просто забили бы.
То, что инициатива к гуманному отношению к животным исходила от людей состоятельного сословия, понятно. Они были защищены от тех невзгод, с которыми сталкивались более бедные люди. Но именно эти гуманисты смогли изменить мировоззрение окружающих – примерно десятилетие спустя иркутяне стали видеть в животных помощников, а не рабов.
А вот и следующая увиденная мной скульптура «семейства кошачьих». Из реально существующих животных тут соболь. Бабр у приезжих вызывает некоторое недоумение (у меня вызвал). Пока не прочтёшь мифическое происхождение этого гибрида тигра и бобра, недоумеваешь по поводу вида животного.
Бабр — старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра.
Бабр, то есть тигр, встречался иногда в Забайкалье, которое в XVIII веке входило в Иркутское наместничество, а иногда и западнее Байкала. Таким образом, в гербе Иркутска были изображены самый необычный зверь для европейской России и соболь, дававший самый ценный мех.
Всё лучшее – детям гербу.
Но позже, почти через 70 лет существования нормального тигра на гербе, что-то пошло не так...
Получилось что-то вроде народной игры в «глухой телефон», когда поражаешься, как «шла Саша по шоссе и сосала сушку» превратилось в «шла Маша без шасси и сосала сумку»... Вроде общий смысл где-то есть, но... у тигра отрастают бобриный хвост и перепонки на лапах.
Перелопатила несколько источников и пишу простыми словами эту забавную историю.
Переносимся в 1858 год. В стране при императоре Александре II начинается масштабная идеологическая кампания – реформа геральдики. Зачем это нужно? Главной целью было стремление упрочить основы монархической власти в огромной стране. Ну и навести порядок в гербах. Тогда не было общепринятых правил геральдики, и новые гербы составляли кто во что горазд. И ладно б такое творилось только в регионах. Но и российский герб всё время претерпевал какие-то метаморфозы. Говоря современным языком, император пожелал, чтоб у страны и её регионов наконец появились узнаваемые урбанистические бренды.
Под руководством барона Бориса Кёне была разработана система российских государственных гербов, изменён рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведён в соответствие с международными правилами геральдики.
И вот однажды в прекрасный город на Неве – Санкт-Петербург – поступает на рассмотрение и утверждение в герольдию описание герба далёкой и загадочной Иркутской губернии:
«Бабр, несущий в зубах соболя».
Бабр — это тот же тигр, но знали об этом только местные. Сопроводительное письмо с пояснениями тогда никому не пришло в голову.
И вот представьте, читает это описание некий уважаемый чиновник, человек грамотный, знающий несколько европейских языков, слово «бабр».
Читает раз. Читает два.
ОПЕЧАТКА!
Думает он. Ну, ей-богу, опечатка! Надо поправить.
И «а» становится «о».
А – О
Чиновник доволен собой, не зря его государство кормит. В описании герба теперь всё верно, можно передавать в следующую инстанцию.
Получилось по тексту, что бобр держит в зубах соболя.
Почему тут никого ничего не смутило? Наверно потому, что физически бобр может подержать соболя в пасти, укусить уж точно.
Я выяснила, прежде всего для себя, размеры этих двух животных.
Размеры бобра:
- длина тела — до 1 метра;
- высота — до 35 см;
- длина хвоста — до 30 см, ширина — до 13 см.
- Вес: до 30 кг.
Размеры соболя:
- длина тела: в среднем составляет от 35 до 50 см;
- хвост: от 10 до 17 см;
- вес: 1,8–2 кг.
И ещё момент.
Соболь (Martes zibellind) и бобр (Castor fiber} на Руси издавна являлись важными объектами пушного промысла (Кириков, 1966). Шкурки их всегда были экономически наиболее выгодным товаром на пушно-меховом рынке. Поэтому обозначение на гербе Иркутской губернии этих двух стратегически важных животных не кажется какой-то больной фантазией. Да, немного странная художественная композиция: у бобра в пасти соболь. Но это уже другая инстанция пусть разбирается, главное – ошибка в слове «бабр» устранена.
Государя Императора Александра II тоже ничего не смутило: до него столько умников смотрело очередной герб в цветастом потоке гербов, что можно и не вникать особо.
И художники вскоре получили в работу это удивительное описание утверждённого уже всеми и вся герба. Судя по тому, что в итоге мы видим на гербе не чистокровного бобра, можно догадаться, что кого-то вся эта животная вакханалия всё-таки смутила. На гербе 1790 года тигр, а в 1858 году в описании уже бобр. А сюжет тот же... Художники оказались где-то посередине между авторитетом самого Императора и здравым смыслом.
Так появилось изображение гибрида из исправленной опечатки и исторически зафиксированного в первой версии герба тигра. А если начальство спросит, то это бобр. Я художник, я так вижу.
Ну и вернусь к памятнику в 130-м квартале Иркутска. С ним тоже интересная история. Городская дума согласовала создание памятника бабру к 350-летию города. Проектом изначально занимался российский скульптор и художник Даши Намдаков.
Но его проект не приняли, потому что тот не соответствовал определённым нормам, установленным для геральдических символов города.
Председатель гордумы Андрей Лабыгин заявил: «Когда мы увидели бабра, изготовленного Даши Намдаковым, поняли, что это не символ города, а взгляд художника».
Открытие памятника перенесли на год. В итоге комиссия приняла проект, создателями которого стали архитектор Ольга Смирнова и скульптор Наталья Бакут. Это один из немногих памятников в Иркутске, созданных женщинами.
Пара примеров других женских работ. Наталья Петрова-Ивачёва создала барельеф на фасаде Дворца спорта и знаменитую скульптуру всадника на въезде в посёлок Усть-Ордынский.
Лидия Лось является автором скульптуры, посвящённой киноманам, которая установлена возле кинотеатра «Звёздный».
С кошачьими в Иркутске всё непросто, но интересно. И если вы дочитали мои изыскания до конца, то ставьте лайк себе за терпение и мне тоже за терпение))) Дня три читала кучу статей, чтоб написать не очень скучно.
Про другие памятники животным тоже напишу, когда руки дойдут.
Это мы с иркутской кошкой передаём вам привет из XIX века! Такая вот нейрофантазия. В приложении я добавила специальный фильтр к своим селфи, сделанным в Иркутске, и смонтировала позитивный мартовский кошачий ролик. 👇
Всем мяу!
Меня зовут Анна. Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!