Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Кошачьи истории: «Иркутская кошка» весом 120 кг и как у Бабра вырос бобриный хвост

Март – идеальное время для строчек про кошек. В Иркутске мне уже попадались на глаза скульптуры животных: Бабра с соболем, собак, нерп, обезьян, коров, белок...

И первой увиденной мной иркутской скульптурой стал... не Бабр с соболем в пасти – символ города. До них я дошла уже после встречи с «Иркутской кошкой».

Есть же в народе традиция – в новый дом первой пускать кошку. Так вот, в новом для меня городе первой меня встретила как раз кошка))) Хорошая примета, наверно!

Первая скульптура, которую я встретила в Иркутске. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Первая скульптура, которую я встретила в Иркутске. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На яркой табличке под памятником надпись: «Всем иркутянам и кошкам, живущим в нашем городе, посвящается!».  

28 сентября 2012 года между улицами Марата, Степана Разина и Горького был открыт сквер со скульптурой «Иркутская кошка». Кошка – символ уюта, тепла, финансового благополучия и атрибут старого города. Заказ на скульптуру сделало частное бюро финансовых решений «Пойдём!». Партнёрами проекта стали Ботанический сад ИГУ, администрация города и кузница «Никола кованый». Скульптура выполнена из бронзы и весит 120 кг. 

Примечательно, что у иркутян XIX века не было трепетного и чуткого отношения к животным. Условия жизни в Восточной Сибири у людей той исторической эпохи были таковы, что самим бы выжить... Про «птичку жалко» речи вообще не шло. Поэтому и кошки были чем-то типа живого предмета мебели. Их задача – борьба с грызунами, на охотничьи подвиги многих кошек мотивировало то, что отдельно люди их не кормили. Ещё кошки были живыми грелками, что тоже актуально для Иркутска.

Картина «Дама с кошкой» русского художника Николая Ярошенко, написанная в 1880-х годах. Это портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко, жены брата художника, Василия Ярошенко. Картинка с сайта ru.m.wikipedia.org
Картина «Дама с кошкой» русского художника Николая Ярошенко, написанная в 1880-х годах. Это портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко, жены брата художника, Василия Ярошенко. Картинка с сайта ru.m.wikipedia.org

В конце XIX века иркутяне, которые сочувствовали братьям нашим меньшим, были настолько редки, что вошли в историю.

Прочла про одного такого зооактивиста Концевича Иннокентия Иосифовича. Это был человек тонкой душевной организации – педагог, концертмейстер, создатель общества защиты детей от жестокого обращения, председатель иркутского сиротского суда. И садовод.

Концевич тянулся к природе и воспринимал животных, как детей, которым он много лет активно помогал и желал лучшей доли. Этот ссыльный стал первым иркутянином, который начал заботиться о четвероногих. Он вложил свои средства (и нервы) в создание в 1901 году Общества покровительства животным. Городская публика считала его начинание блажью, смеялась, мол, деньги девать некуда... Но нашлись и единомышленники.

В 1903 ещё одна пара иркутян подняла зооповестку. Это графиня и граф Кутайсовы. Когда Общество покровительства животным после отъезда Концевича стало увядать, пожилая графиня озвучила готовность его возглавить. Супруг помог с финансами. На средства Кутайсовых в Иркутске появились:

  • первые кузница для ковки шипованных зимних подков лошадям,
  • приют для животных
  • и ветеринарная лечебница.

Операции оплачивались по договорённости, но малообеспеченным иркутянам было достаточно принести свидетельство о маленьком доходе, чтобы их животных лечили бесплатно. Люди приводили сюда не только скот, собак и кошек, но и домашних птиц, которых раньше просто забили бы.

То, что инициатива к гуманному отношению к животным исходила от людей состоятельного сословия, понятно. Они были защищены от тех невзгод, с которыми сталкивались более бедные люди. Но именно эти гуманисты смогли изменить мировоззрение окружающих – примерно десятилетие спустя иркутяне стали видеть в животных помощников, а не рабов.

Памятник Бабру в 130-м квартале. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Памятник Бабру в 130-м квартале. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А вот и следующая увиденная мной скульптура «семейства кошачьих». Из реально существующих животных тут соболь. Бабр у приезжих вызывает некоторое недоумение (у меня вызвал). Пока не прочтёшь мифическое происхождение этого гибрида тигра и бобра, недоумеваешь по поводу вида животного.

Тут с хвостом тигра ещё всё в порядке. Картинка с сайта multiurok.ru
Тут с хвостом тигра ещё всё в порядке. Картинка с сайта multiurok.ru

Бабр — старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра.

Бабр, то есть тигр, встречался иногда в Забайкалье, которое в XVIII веке входило в Иркутское наместничество, а иногда и западнее Байкала. Таким образом, в гербе Иркутска были изображены самый необычный зверь для европейской России и соболь, дававший самый ценный мех.

Всё лучшее – детям гербу.

Но позже, почти через 70 лет существования нормального тигра на гербе, что-то пошло не так...

Получилось что-то вроде народной игры в «глухой телефон», когда поражаешься, как «шла Саша по шоссе и сосала сушку» превратилось в «шла Маша без шасси и сосала сумку»... Вроде общий смысл где-то есть, но... у тигра отрастают бобриный хвост и перепонки на лапах.

В 1859 году герб Иркутска приобрел такой вид. Картинка с сайта bais.ru
В 1859 году герб Иркутска приобрел такой вид. Картинка с сайта bais.ru

Перелопатила несколько источников и пишу простыми словами эту забавную историю.

Переносимся в 1858 год. В стране при императоре Александре II начинается масштабная идеологическая кампания – реформа геральдики. Зачем это нужно? Главной целью было стремление упрочить основы монархической власти в огромной стране. Ну и навести порядок в гербах. Тогда не было общепринятых правил геральдики, и новые гербы составляли кто во что горазд. И ладно б такое творилось только в регионах. Но и российский герб всё время претерпевал какие-то метаморфозы. Говоря современным языком, император пожелал, чтоб у страны и её регионов наконец появились узнаваемые урбанистические бренды.

Под руководством барона Бориса Кёне была разработана система российских государственных гербов, изменён рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведён в соответствие с международными правилами геральдики. 

И вот однажды в прекрасный город на Неве – Санкт-Петербург – поступает на рассмотрение и утверждение в герольдию описание герба далёкой и загадочной Иркутской губернии:

«Бабр, несущий в зубах соболя».

Бабр — это тот же тигр, но знали об этом только местные. Сопроводительное письмо с пояснениями тогда никому не пришло в голову.

И вот представьте, читает это описание некий уважаемый чиновник, человек грамотный, знающий несколько европейских языков, слово «бабр».

Читает раз. Читает два.

ОПЕЧАТКА!

Думает он. Ну, ей-богу, опечатка! Надо поправить.

И «а» становится «о».

А – О

Чиновник доволен собой, не зря его государство кормит. В описании герба теперь всё верно, можно передавать в следующую инстанцию.

Получилось по тексту, что бобр держит в зубах соболя.

Почему тут никого ничего не смутило? Наверно потому, что физически бобр может подержать соболя в пасти, укусить уж точно.

Бобр не такой уж маленький... Фото с сайта forum.guns.ru
Бобр не такой уж маленький... Фото с сайта forum.guns.ru

Я выяснила, прежде всего для себя, размеры этих двух животных.

Размеры бобра:

  • длина тела — до 1 метра; 
  • высота — до 35 см; 
  • длина хвоста — до 30 см, ширина — до 13 см.
  • Вес: до 30 кг

Размеры соболя:

  • длина тела: в среднем составляет от 35 до 50 см; 
  • хвост: от 10 до 17 см;
  • вес: 1,8–2 кг. 
Соболь вполне себе с котика. Фото Saltmag
Соболь вполне себе с котика. Фото Saltmag

И ещё момент.

Соболь (Martes zibellind) и бобр (Castor fiber} на Руси издавна являлись важными объектами пушного промысла (Кириков, 1966). Шкурки их всегда были экономически наиболее выгодным товаром на пушно-меховом рынке. Поэтому обозначение на гербе Иркутской губернии этих двух стратегически важных животных не кажется какой-то больной фантазией. Да, немного странная художественная композиция: у бобра в пасти соболь. Но это уже другая инстанция пусть разбирается, главное – ошибка в слове «бабр» устранена.

В моих руках шкуры бобра и соболя. Фото смотрителя учебно-научного музея охотоведения ИУПР
В моих руках шкуры бобра и соболя. Фото смотрителя учебно-научного музея охотоведения ИУПР

Государя Императора Александра II тоже ничего не смутило: до него столько умников смотрело очередной герб в цветастом потоке гербов, что можно и не вникать особо.

И художники вскоре получили в работу это удивительное описание утверждённого уже всеми и вся герба. Судя по тому, что в итоге мы видим на гербе не чистокровного бобра, можно догадаться, что кого-то вся эта животная вакханалия всё-таки смутила. На гербе 1790 года тигр, а в 1858 году в описании уже бобр. А сюжет тот же... Художники оказались где-то посередине между авторитетом самого Императора и здравым смыслом.

Так появилось изображение гибрида из исправленной опечатки и исторически зафиксированного в первой версии герба тигра. А если начальство спросит, то это бобр. Я художник, я так вижу.

Ну и вернусь к памятнику в 130-м квартале Иркутска. С ним тоже интересная история. Городская дума согласовала создание памятника бабру к 350-летию города. Проектом изначально занимался российский скульптор и художник Даши Намдаков.

Работа знаменитого скульптора Даши Намдакова. Образ мифического «Бабра» – символа Иркутска. Фото Артёма Илошваи, сайт m.babr24.com
Работа знаменитого скульптора Даши Намдакова. Образ мифического «Бабра» – символа Иркутска. Фото Артёма Илошваи, сайт m.babr24.com

Но его проект не приняли, потому что тот не соответствовал определённым нормам, установленным для геральдических символов города.

Председатель гордумы Андрей Лабыгин заявил: «Когда мы увидели бабра, изготовленного Даши Намдаковым, поняли, что это не символ города, а взгляд художника». 

Открытие памятника перенесли на год. В итоге комиссия приняла проект, создателями которого стали архитектор Ольга Смирнова и скульптор Наталья Бакут. Это один из немногих памятников в Иркутске, созданных женщинами.

Пара примеров других женских работ. Наталья Петрова-Ивачёва создала барельеф на фасаде Дворца спорта и знаменитую скульптуру всадника на въезде в посёлок Усть-Ордынский.
Лидия Лось является автором скульптуры, посвящённой киноманам, которая установлена возле кинотеатра «Звёздный».
Красивая всё-таки кошка, хоть и придуманная чьей-то фантазией. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Красивая всё-таки кошка, хоть и придуманная чьей-то фантазией. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

С кошачьими в Иркутске всё непросто, но интересно. И если вы дочитали мои изыскания до конца, то ставьте лайк себе за терпение и мне тоже за терпение))) Дня три читала кучу статей, чтоб написать не очень скучно.

Про другие памятники животным тоже напишу, когда руки дойдут.

Генерация изображения по фото в «Шедеврум»
Генерация изображения по фото в «Шедеврум»

Это мы с иркутской кошкой передаём вам привет из XIX века! Такая вот нейрофантазия. В приложении я добавила специальный фильтр к своим селфи, сделанным в Иркутске, и смонтировала позитивный мартовский кошачий ролик. 👇

Всем мяу!

Меня зовут Анна. Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!