Заняться историей водопада Грейт-Фоллс на реке Пассейк в черте города Патерсон, штат Нью-Джерси, меня вдохновил не сериал “Сопрано”, где в первом сезоне бандиты сначала кошмарили на мосту у водопада несговорчивого страхового агента, а затем скинули нарокбарыгу в пропасть, а картина Джона Бакстона 2013 года, о чем в самом конце. Но так как “Сопрано” по известности стоит несоизмеримо выше творчества Бакстона, то выберем именно его для точки визуализации.
Перед тем, как голландцы а 1625 году обосновались на Манхэттене и объявили все земли от Фрэш-Ривер (Коннектикут) до Южной реки (Делавэр-ривер) владениями Соединенных Провинций, в долине реки Пассейк проживало одно из подразделений алгонкино-язычного народа лени-ленапе (делаваров). Голландцы называли их Акваканонк, очевидно по названию местности или главной деревни, как, например, соседние подразделения лени-ленапе: раритан, хакенсаков, тапан и т.д.
Ленапе почитали Великую Черепаху Унами и жили своим традиционным укладом, подчиненному смене времен года. Весной сажали кукурузу, летом ловили рыбу, осенью собирали урожай, и отправлялись на зимнюю охоту. Река Пассейк снабжала индейцев обильным уловов проходной рыбы - угрей, шэда, форели. Для ее ловли использовали заборы из камней, которому перегораживали реку, и чьи останки еще долго можно было увидеть, когда ленапе уже давно покинули эти края. Грейт-Фоллс также служил природной кладовой, где индейцы били острогами рыбу, скопившуюся в бассейне внизу водопада.
Так как акваканонк располагались чуть в глубине континента, их не коснулись войны, которые голландцы вели с прибрежными индейцами дельты Гудзона. В целом, с 1625 по 1673 год земли индейцев Акваканонк мало интересовали европейцев, и они мирно пережили смену юрисдикции, когда в 1664 году Англия захватила Новые Нидерланды. Англичане порезали завоеванную колонию на новые провинции, и Акваканонк оказались в северной части провинции Нью-Джерси. подаренную английским королем Карлом II своему брату герцогу Йорскому.
Провинция Нью-Джерси за свою раннюю историю слишком много раз меняла собственника, разъединилась и объединилась, чтобы на этом подробно останавливаться. Скажу лишь, что она принадлежала группе лордов-собственников, которые желали брать с белых жителей провинции ренту за землю, и по закону эту землю поселенцу сначала нужно было купить у индейцев, и уже с этой купчей являться к представителю лордов-собственников за окончательным оформлением настоящей покупки (патента) и оформления договора ренты.
В марте 1678 году Хартман Михельсен (позже Вриман), молодой торговец мехами из Нью-Йорка, в компании с сыном зажиточного нью-йоркского землевладельца Жака Кортелью, отправился вверх по реке Пассейк, чьи угодья ему очень хвалили индейцы, чтобы присмотреть землю под торговую факторию. Местные лепане были обеспокоены наплывом европейцев, которые уже скупили всю землю в устье Пасейка под город Ньюарк, и понимали, что долго им тут не продержаться - болезни и пьянство все равно их доконают. Поэтому вожди хотели хоть что-то получить за землю, прежде чем их народ отправиться на запад.
По итогу поездки Жак Кортелью купил земли вдоль реки Сэддл (притока Пасейка), а Хартман стал владельцем речного острова Менехенике, который впоследствие получит название остров Данди, и который в настоящее время давно не остров и нам нем располагается парк отдыха Пуласки в города Песейк. Эта была первая покупка земли в нынешнем округе Песейк. где расположен водопад Грейт-Фолс. Хатман построил факторию и довольно успешно начал вести бизнес, так как даже сумел перебить бизнес конкурента, который купил участок земли напротив острова Данди и построил торговый пост в 150 метрах от заведения Михельсена.
После года пребывания одного года в статусе владельца острова Данди, Михельсен уговорил своих троих братьев и еще 10 знакомых и друзей приобрести у индейцев всю долину Пасейка от границ Ньюарка до скал, откуда падает водопад, всего около 15 000 акров. В результате 27 марта 1679 года состоялась большая сделка с вождем местных ленапе по имени Каптагем.
Ниже приводится текст купчей, составленной 14–тью покупателями для подписи индейцами Акваканонка.
Настоящим знайте все, что я, Каптагем, индейский сахем и вождь, владелец участка земли , известного под названием Акваканонк, и лежащего и находящегося на реке Писавик. В присутствии и с одобрения и согласия Мемисерэна Миндаваса, Гоннеа, индейцев и сахемов упомянутой страны, за и в обмен на оговоренное количество товаров, одеял, котлов, пороха и прочих вещей, к моему удовлетворению и довольству, оплаченных Гансом Дедериком, Герритом Гаррисоном, Уоллингом Джейкобсом и Хендриком Джорджем, получение которых к моему удовольствию и удовлетворению я настоящим признаю.
Подтверждаю, что я отдал, уступил, обменял и продал вышеупомянутым Гансу Дедерику, Герриту Гаррисону, Уоллингу Джейкобсу, Хендрику Джорджу и их товарищам, только что вышеупомянутый участок земли и прилегающие к нему луга. Начиная от самой северной границы города Ньюарк, от самых нижних его частей до самых верхних, вплоть до крутых скал или гор, если оттуда оттуда бежать (пробел) вдоль всей упомянутой реки Писавик до белого дуба, стоящего за упомянутой рекой на северной стороне малого ручья, и оттуда бежать до крутых скал или гор. Упомянутое дерево было отмечено упомянутым Каптаем в присутствии Ла Прари, генерального землемера. Подписи.
14 владельцев Акваканонка разыграли по жребию участки и стали осваивать землю, полагая, что никому ничего не должны. Но лорды-собственники Нью-Джерси все настояли на своем праве взимать ренту, и нашим фермерам пришлось идти за патентом к губернатору провинции и погасить задолженность за арендную плату в размере 50 фунтов стерлингов ( и 14 фунтов ежегодно) о чем был составлен официальный документ 15 марта 1684 года. В нем уже черным по белому упоминается название водопада - Грейт-Фоллс.
В промежутке между 1679 и 1684 годом Акваканонк посетил агент христианской секты лободистов Джаспер Дарнкерст, который искал подоходящее место для колонии и первый из европейцев описал красоту и мощь Грейт-Фоллс.
Описание Грейт Фоллс в 1680 году.
После трех часов пути по высоким холмам мы добрались до высокого скалистого утеса, откуда слышался шум воды. Взобравшись на вершину, мы увидели под собой водопад - зрелище, на которое стоит посмотреть, чтобы убедиться в Божьей чудотворной силе. За этим утесом уровень земли намного выше, чем на другой стороне реки, и остается такой так далеко, насколько известно. По этому высокому плато между холмами протекает река, образованная несколькими притоками, спускающимися с еще более высоких холмов. Эта река, бегущая по долине в поисках моря, подходит к этому утесу где натыкается на большую скалу из голубоватого камня, которая расколота надвое по косой относительно реки.
Одна часть скалы над водой - это выше упомянутый выше утес. Другая - это трещина или расщелина шириной примерно 8 или 10 футов, по которой протекает река в обрамлении почти гладких стен. Река, натыкаясь на пропасть, выливает в нее всю свою воду с высоты, по моему предположению, около 80 футов. Весь водяной поток обрушивается на скалы, лежащие внизу, и вызывает такой рев и бурление, что людям, стоящим там бок о бок, приходится кричать другу другу, чтобы хоть что-то понять из разговора.
Из-за рева воды и ветра, который несет с собой падающий поток, над водопадом висит водяная дымка, которая осыпается вниз настоящим дождем. Когда светит солнце, эти брызги рождают радугу, которая постоянно дрожит и трясется, и даже кажется, что она раздвигает скалы.
После водопада река течет по ущелью на юг, чтобы вскоре резко повернуть в конце скального мыса, отсюда начинается спокойное течение потока. Вершина скального мыса, как я полагаю, находится на высоте 100 футов над уровнем воды, а стены его почти вертикальны. Когда рыба поднимается вверх по реке, бассейн под водопадом оказывается так наполнен рыбой всех видов, что ее можно ловить руками. Так происходит из-за того, чтобы рыба нарочно приходит в это место кормиться, потому что вода приносит с собой кусты, листья, землю и ил, в которых рыба находит свою пищу. Река течет на восток и северо-восток до Акваканонка. Индейцы поднимаются вверх по реке на каноэ на рыбный промысел, самый богатый из всех, что у них имеется. Конец описания.
Больше 150 лет река с Пассейк с ее водопадом и деревня Акваканонк представляли собой тихую пасторальную картину, которую сначала нарушила Американская война за независимость с ее мародерствами и бесчинствами, как со стороны британских войск, так и американских патриотов, громящих дома лоялистов, а потом строительство в 1792 году целого производственного комплекса фабрик и города Патерсон, которые должны были работать, жить и развиваться за счет дармовой энергии падающей воды Грейт-Фоллс. Постройка плотины и акведуков и фабрик почти до неузнаваемости изменила очертания водопада, который лишился высокой 100-футовой скалы-мыса.
Применительно к теме моего канала, самым знаменитым предприятием, работавшим на энергии воды Грейт-Фоллс Пассейк, была компания Patent Arms Manufacturing Company, основанная Сэмюэлем Кольтом. В 1836 году на территории прямо под водопадом была построена оружейная фабрика Colt Gun Mill, великолепное четырехэтажное здание из коричневого камня.
Здесь Кольт впервые изготовил свое недавно запатентованное многозарядное огнестрельное оружие — легендарный револьвер Кольт-Патерсон, который отлично себя зарекомендовал в боях между техасскими рейнджерами и команчами. Патентованные револьверы Сэмюэля Кольтом, производились в этом здании до 1842 года, когда компания обанкротилась. Потом здание бывшей фабрики Кольта много раз перестраивалось, меняло владельцев, и вплоть до 1983 года использовалось в качестве ткацкой фабрики Сегодня это руины.
Картина Джона Бакстона Грейт-Фоллс Пассейк в Патерсоне
Водопад Грейт-Фоллс бесчисленное число раз писали разные хужожники, но мне, разумеется, больше всего нравиться картина Джона Бакстона, великого живописца жизни индейцев Вудленда в колониальные времена. Вот история ее написания.
Чета Вайсенридеров, бизнесменов и коллекционеров живописи из Нью-Джерси, находится в близкой дружбе с Джоном Бакстоном и его женой Норали. Дитер Вайсенридер заказал своему другу написать картину, где был бы изображен Грейт-Фоллс таким, каким бы он представлялся в те времена, здесь обитали индейцы ленапе и занимались своим традиционным рыбным промыслом. Вайсенридеры посетили эту достопримечательность вместе с Бакстоном, который нанял старшего бойскаута, чтобы тот отвез его на каноэ под самый водопад, дабы художник мог лучше почувствовать масштаб и перспективу.
Дитер Вайсенридер продолжает эту историю:
Увы, течение оказалось слишком сильным, поэтому каноэ перевернулось и получило большую пробоину в борту. К счастью, молодой человек был хорошим пловцом, и мы смогли вытащить каноэ из реки Пассейк примерно в 400 футах ниже по течению. Плохая новость: каноэ было полностью разбито; хорошая новость: Джон выиграл два главных приза за эту великолепную картину, и теперь у нас есть прекрасное воспоминание, которое мы будем хранить вечно.
Открывайте для себя мир увлекательных историй вместе с каналом Фронтир и Дикий Запад в Дзене, в Телеграме, ВКонтакте и по Премиум-подписке Дзен
.