Найти в Дзене
Авто махинатор

Почему на Шишигу ГАЗ-66 не ставили дизельный двигатель?

Оглавление

ГАЗ-66 - это отличная армейская машина повышенной проходимости и колесной формулой 4x4. Немногие знают, но производство грузовика продолжалось аж до 1999 года и всего было выпущено 965 941 экземпляров в различных модификациях. Использовался он и для сельского хозяйства.

У грузовика хорошая компактность и маневренность и при грузоподъемности в 2 тонны, он имеет небольшие габариты, что делает его удобным в ограниченном пространстве и понятно, зачем ибо грузовик имел и свою десантную модификацию со съемной крышей кабины.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Сегодня содержать такой грузовик накладно и владельцы очень стараются установить на грузовик другой двигатель: это может быть отечественный дизель, иностранный дизель и даже объемный японский двигатель от японского автомобиля. А все это почему? Потому, что стандартный двигатель "Шишиги" питается бензином и ест он его просто в нереальных количествах.

Для начала, разберемся в выборе бензинового двигателя на ГАЗ-66 и почему именно ЗМЗ-513.10

Стоимость бензина

Всего называют несколько причин и с ними можно согласиться. На первое место ставят стоимость бензина в СССР: дело в том, что бензин АИ-76 в Советском Союзе был крайне дешевым и его было много ибо производство этой марки бензина не требовало особых затрат. Я не говорю, что он был бесплатным и что он чуть ли не из крана тек, но это были реально копейки: 6 копеек за литр для населения.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

И армия получала этот бензин в неограниченных количествах. То есть, все потребности армии объем поставляемого топлива закрывал, поэтому никаких неудобств от аппетита ГАЗ-66 армия не испытывала. Получается, что никакой проблемы-то и не было, поэтому и такой вариант двигателя всех полностью устраивал.

Массовая унификация

В то время нужна была массовая унификация ДВС, КПП и прочих важных агрегатов. Трансмиссия ГАЗ-66 максимально схожа трансмиссией ГАЗ-53 ( разница в дифференциалах ). Также, переход на дизель повлек бы за собой большое количество изменений и рамы в том числе. Дизель - это "тихоходный" двигатель, что повлечет за собой переделку мостовых редукторов для сохранение скорости.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Другие причины

Также, ГАЗ-66 имеет такую высокую проходимость из-за максимально хорошей развесовки по осям. Есть и мнение, что для такой развесовки пожертвовали комфортом водителя. Дизельный же двигатель - он существенно тяжелее родного ЗМЗ ГАЗ-66, что сильно нарушает развесовку и влияет на проходимость. Следовательно, установка такого двигателя влечет за собой массу переделок, а это недопустимо - смотрим выше про унификацию.

К тому же, дизельный двигатель сложнее и дороже. Дизельные двигатели на советской военной технике использовались массово, но здесь стоит понимать, что не всей технике он нужен. Какая-то техника может быть только на дизеле без вариантов, а вот ГАЗ-66 для тех целей, для которых он проектировался и создавался, просто не нуждался в нем. Бензиновый ЗМЗ полностью закрывал потребности.

Шишига проектировалась как максимально простой ремонтопригодный грузовик для специфических задач. Грубо говоря, бензиновый ЗМЗ можно завести кривым стартером от 9 батареек по 1.5V - попробуйте также завести дизель без электростартера. А добавим еще и низкую температуру. Удачи в этом.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Такого двигателя просто не было в СССР

Многие называют и такую причину. Конечно, в СССР были свои дизельные двигатели, хоть и немного. Например, был Д-240 - неплохой двигатель, из линейки ЯМЗ можно было рассмотреть разве что ЯМЗ-236 ибо он являлся самым маленьким, ЯАЗ-204. Можно вспомнить тракторные Д-50 и Д-65. И... все!

И все они не подходят для ГАЗ-66 - слишком много пришлось бы менять в конструкции. Грубо говоря, для такого специфичного грузовика нужен свой, созданный конкретно под этот грузовик двигатель. А это просто не требуется: простой бензиновый двигатель и бесконечный поток "копеешного" бензина тут полностью решил все вопросы.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Стоит сказать, что эксперименты по установке дизеля на ГАЗ-66 были: в начале 90-х Горьковский автозавод решил выпустить дизельную модификацию и первый макет ГАЗ-66-16Д увидел свет в 1991 году. В 1993 году было построено 3 опытных образца ГАЗ-66-40 на двигателях ГАЗ-5441.10 с турбиной и мощностью 116 Л.С.

В принципе, эти образцы вполне нормально показали себя на заводских испытаниях, но история получилась недолгой: уже в 1997 году это направление было закрыто, а всего через 2 года был закрыт и сам ГАЗ-66. Возможно, заводской дизельный ГАЗ-66 был неплохим вариантом, но опять же, он создавался больше не для армии, а для "мирных" целей.

Так или иначе, грузовик замечательный и до сих пор не имеет нормальной альтернативы. А про установку других двигателей на ГАЗ-66 мы еще поговорим - там много интересного, но об этом в других публикациях.

Такую Ниву мы берем? Новая длинная Нива-пикап

Реальный царь-минивэн: японцы сделали роскошный внедорожный минивэн

Подписывайтесь и ставьте лайк. Почитайте другие публикации на канале.