18 марта, в день обретения мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и возвращения Крыма в состав России, в Оптиной пустыни простились с молитвенником, государственником, любвеобильным старцем схиархимандритом Илием (Ноздриным).
В историю Новой России отец Илий войдет как духовник Святейшего Патриарха Кирилла, – Патриарх с сонмом духовенства и совершил его отпевание в Казанском храме Оптиной пустыни.
Патриот и молитвенник, прошедший серьезную монашескую школу на Афоне, отец Илий преставился в ночь с 15 на 16 марта 2025 года. И, видимо, неслучайно 15 марта Церковь чтит обретение иконы Божией Матери «Державная». А на следующий день, 16 марта, в этом году праздновалась память Григория Паламы – афонского монаха-исихаста, автора учения о нетварных энергиях, Фаворском свете, которым Господь осиял своих учеников. Кстати, слово Илий переводится с греческого как «солнце». Удивительно и неслучайно все переплетено в духовном мире. Как солнце освещает и греет землю, все вокруг, так и отец Илий согревал своей любовью сердца многих и многих людей.
«Любовь - это не эмоциональное отношение, это способность отдавать, служить другому. Подлинная любовь всегда связана с самоотдачей. В наших сердцах отец Илий навсегда останется старцем, который открывал свое сердце тем, кто к нему обращался. Он полностью посвятил свою жизнь служению Богу и ближнему и, мы надеемся, будет ходатайствовать за нас у Царя Небесного», - сказал у гроба старца Святейший Патриарх Кирилл.
Сам Господь не оставлял Своего угодника до последних дней его жизни.
15 марта 2025 года, в праздник Державной иконы Божией Матери, отец Илий утром причастился Святых Христовых Тайн, а ближе к полуночи тихо отошел, закончив прискорбный, многоболезненный путь жизни, служения Богу и людям.
По его молитвам исцелялись онкологические больные. «Этот еще послужит Церкви», – сказал отец Илий иерею Валерию Духанину. Он и служит, вопреки медицинским прогнозам, живой и здоровый. «Это болезнь не к смерти, а к славе Божией», – сказал матери восьми детей Евгении Ульевой. И она тоже служит спустя восемь лет после вынесения смертельного диагноза – православным психологом, помогает людям преодолевать жизненные невзгоды.
Невесты находили по его ходатайству женихов. Одна из старших дочерей Евгении Ульевой Александра получила неожиданное благословение – ехать в деревню, найти Иру, «у которой коровы» и выходить замуж за ее сына. Девушка с верой поехала в указанное место, повстречала ту самую Иру, ее сына Максима и через некоторое время вышла замуж – это была любовь с первого взгляда. Сейчас у пары молодых фермеров уже четверо деток.
«Жизнь отца Илия замечательна тем, что он, как святитель Тихон Задонский, - из сельских. Батюшка Илий родился в Орловской губернии, детство его прошло в деревне Редькино Орловской области во времена, когда русскую деревню превращали в колхозы. Он вырос на земле, получил простое рабочее образование, отслужил в армии, а потом уже пошел в семинарию. Отец Илий говорил, что Россия будет жить от земли», - рассказывает духовное чадо отца Илия архимандрит Серафим (Кречетов). – Жизнь его так устроилась, что он, пройдя все испытания безбожной эпохи, закончил семинарию (начинал учиться в Саратовской, но после ее закрытия в 1961 году продолжил обучение в ныне Санкт-Петербургской семинарии, а после духовной академии). Потом был посвящен в монашество митрополитом Никодимом (Ротовым) с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских и воспринял от постригающего дух ревности в защиту веры и Церкви. Митрополит Никодим был одним из самых активных церковных деятелей того времени. Тогда нужна была церковная дипломатия, требовалось как-то общаться с властями предержащими, оказывать им какое-то почтение, как то полагается начальству, и в то же время не отступать от Истины».
Старец Илий прошел серьезную монашескую школу – сначала в единственном на всю Россию не закрывавшемся Псково-Печерском монастыре, где в то время подвизались Валаамские подвижники, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Потом около 10 лет подвизался в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, затем было восстановление Оптиной пустыни, духовничество в этом источнике русского старчества, на месте подвигов преподобного Амвросия Оптинского и других старцев.
Отец Илий был самым последовательным и непримиримым критиком коммунистов. Считал недопустимым нахождения мавзолея Ленина (которого и по имени не называл) на Красной площади, то что улицы российских городов носят «клички палачей». «Что там этот труп лежит?», - возмущался старец. Говорил, что Россия расплачивается многими бедами за аборты. Также категорически он не принял цифровизацию и все что с ней связано.
Всякий, кто попадал к батюшке Илию, чувствовал животворящую силу жизни по заповедям. По его молитвам, а чаще всего и при финансовой поддержке, восстанавливались монастыри и храмы, строились новые, открывались православные гимназии, духовные школы. Старец благословлял ученых, писателей, поэтов, художников и режиссеров, и их деятельность, творчество приобретало духовное наполнение. Так появилась знаменитая поэма «Русский крест» Николая Мельникова о спивающейся русской деревне, а потом и одноименный фильм Эдуарда Боякова, многие спектакли, постановки, книги по православному воспитанию.
До последних дней молился он за Патриарха, первых лиц государства, русское воинство, многих своих духовных чад, за всю Россию – власть предержащих и простых людей. Служение старца – особый подвиг. «Его подвиг был в том, чтобы объединять все слои общества», – говорит архимандрит Серафим (Кречетов).
Светлая память и вечный покой старцу Илию, вошедшему в эти дни поста в Церковь Торжествующую. Помяни и нас, добрый пастырь, в Царстве Христа Воскресшего!
Редакция медиаресурса «Святые online»