Найти в Дзене
Школа «Летово»

Наставника, который нужен ребенку, не ищут на рынке репетиторов

Среди наших читателей много студентов и молодых педагогов. Уже сейчас перед ними стоит вопрос — каким станет их будущее в профессии? Сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых учителя и сотрудники школы «Летово» будут делиться с молодыми коллегами своими мыслями и опытом, затрагивать темы, которые можно и нужно обсуждать внутри профессионального сообщества. О репетиторстве, его влиянии на карьеру учителя и о том, как не выгореть, если без репетиторства нельзя обойтись, рассуждает Ольга Сергеевна Калимуллина, учитель математики школы «Летово», член Центральной предметно-методической комиссии, член жюри финала Всероссийской олимпиады школьников. У многих студентов и выпускников, рассматривающих для себя педагогическую карьеру, есть ощущение, что сейчас единственная возможность заработка — это репетиторство. И многие, естественно, идут в эту область и остаются в ней. Да, репетиторство сейчас действительно востребованно. По моим ощущениям, подкрепленным большой работой с педагогами из

Среди наших читателей много студентов и молодых педагогов. Уже сейчас перед ними стоит вопрос — каким станет их будущее в профессии? Сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых учителя и сотрудники школы «Летово» будут делиться с молодыми коллегами своими мыслями и опытом, затрагивать темы, которые можно и нужно обсуждать внутри профессионального сообщества.

О репетиторстве, его влиянии на карьеру учителя и о том, как не выгореть, если без репетиторства нельзя обойтись, рассуждает Ольга Сергеевна Калимуллина, учитель математики школы «Летово», член Центральной предметно-методической комиссии, член жюри финала Всероссийской олимпиады школьников.

Фото из школьного архива: Ольга Сергеевна ведет урок
Фото из школьного архива: Ольга Сергеевна ведет урок

У многих студентов и выпускников, рассматривающих для себя педагогическую карьеру, есть ощущение, что сейчас единственная возможность заработка — это репетиторство. И многие, естественно, идут в эту область и остаются в ней. Да, репетиторство сейчас действительно востребованно. По моим ощущениям, подкрепленным большой работой с педагогами из регионов, практически сто процентов школьников, которые собираются поступать в вузы, занимаются с репетиторами. Зачем это детям, зачем это родителям — понятно. Но что это дает молодым педагогам? А вернее, что отнимает у них? Сразу подчеркну — все, о чем я говорю, мое личное мнение, основанное на многолетней работе учителем в разных школах и олимпиадным тренером

Работа репетитором совершенно точно означает достаточно быстрое достижение так называемого потолка, отсутствия роста — и профессионального, и материального. Репетиторы выходят на верхний предел своего заработка в среднем за 2-3 года. Дальше доход можно нарастить экстенсивно — добавлением часов. Сколько можно добавить часов? И как быстро это приведет к выгоранию?

Следующая проблема — а куда потом? Ни один работодатель не ценит строчку в резюме «Я работал репетитором». Почему? Главным образом потому, что этот опыт практически недоказуем: отзывы — как положительные, так и отрицательные, — легко сфальсифицировать.

Еще одна негативная сторона репетиторства как основной работы — отсутствие контакта с живым, меняющимся образовательным процессом. Меняются учебники, направления, методики. Если человек работает в школе, хочет он того или нет, он обязательно будет в курсе всех изменений. Репетитор этого лишен. Поэтому, когда вчерашний студент работает репетитором и при этом не работает в школе, у него рядом нет сообщества, коллег, менторов. И через несколько лет он выпадет из процесса, совершенно точно выпадет, и будет готовить к вчерашним экзаменам и вчерашним олимпиадам.

И самое важное, на мой взгляд — в репетиторстве нет того, что я бы назвала запросом на личность. К репетитору не пойдут как к человеку, который будет общаться с ребенком, наблюдать за его разносторонним ростом, поддерживать, помогать. Учитель помогает ребенку комплексно, а репетитор — назовем это прямо — затыкает определенную дыру в знаниях. Репетиторство — это исключительно работа под запрос родителей, условно говоря, «хотим ЕГЭ по русскому на 90+». Если ты не выполнишь запрос, тебя поменяют. Наставника, который нужен каждому ребенку, не ищут на рынке репетиторов. В наставнике важна личность, а она во многом возрастает именно в школе, где юный учитель общается с коллегами, учится устанавливать отношения и решать конфликты, контактирует с другими предметными областями .

Скажем честно: если вы выбрали путь учителя, вы понимаете, что эта история не про «много денег здесь и сейчас». Но это совершенно точно история про удивительную возможность общаться с детьми и помогать им, а еще история про горизонтальную карьеру. Сейчас многие считают успехом исключительно вертикальную карьеру, но горизонтальное развитие — путь к тому, чтобы стать настоящим экспертом в своей области, к свободе выстраивать свою траекторию, браться за те проекты, которые интересны и полезны тебе.

Мне могут возразить, что учителя заняты, перегружены и не могут вздохнуть, какие уж тут проекты. Да, но все эти учителя имеют репетиторство — находится же время на него? И да — каждый учитель может отказаться взять дополнительные часы. Нередка такая ситуация: учителя берут дополнительное количество часов, не осознавая масштаба нагрузки, а потом, что называется, дохнут. И чем это кончается? Они все равно отказываются от этих часов. Почему же нельзя отказаться чуть раньше?

Предвижу следующее возражение: хорошо вам говорить, вы признанный учитель с авторитетом, вы можете сказать «нет» кому угодно. Но я тоже была молодым учителем, тоже когда-то пришла в школу без опыта работы в ней. Сейчас у молодого специалиста возможностей даже больше, чем у меня тогда. В регионах открываются федеральные образовательные центры — идите туда. В образование активно приходит бизнес, и во всех этих проектах дикий кадровый голод — ищите такие проекты. Предлагайте директору своей школы, если он открыт к предложениям, запустить те или иные программы внеакадемического развития — к слову сказать, если директор к предложениям не открыт, лучше поискать другую школу. Участвуйте в педагогических конференциях, причем и в качестве члена команды организаторов — это бесценный опыт. Подавайтесь на стажировки. Да, все это сложно и требует проактивности, готовности брать на себя ответственность, умения делать акцент на междисциплинарности — но это приведет вас к возможности найти и уверенно занять свою нишу.

Несмотря на все, что я сказала, я смотрю на ситуацию трезво и понимаю, что молодым педагогам очень сложно отказаться от репетиторства совсем, если нужно обеспечивать себя. Поэтому позволю себе дать таким коллегам несколько советов.

  • Не отказывайтесь от работы в школе вообще, от жизни в сообществе, вне которого, я убеждена, профессиональный рост невозможен. Это может быть не школа, а образовательный центр, кружковая работа — главное, чтобы была общность детей и учителей.
  • Отсюда вытекает второй совет — ищите место, где вам и вашим инициативам будут рады. Ищите руководителя, который вас услышит. Такие руководители есть. Родителям будущих первоклассников часто дают совет: ищите не школу, а учителя. Так и здесь — ищите директора, энтузиаста, который поддерживает движение рядом с собой.
  • Как репетитор не берите много учеников — лучше одного или двух, но на каждого отведите несколько часов в неделю. На мой взгляд, оптимальное количество репетиторских часов в неделю — шесть-восемь.
  • Цените себя и свою работу. Чтобы провести качественный репетиторский урок, нужно подготовиться. Это труд. Я не говорю о сверхвысоких расценках, но нельзя называть совсем низкую оплату в надежде привлечь учеников.
  • Не обещайте результатов, не пообщавшись с ребенком. Познакомьтесь с ним, проведите диагностику и только после этого честно скажите родителям, к какому результату вы с учеником можете прийти. Так вы не станете заложником беспочвенных обещаний.

Учительская работа в рутинной ее части — бег по кругу. Но репетиторство — бег по очень маленькому кругу. Поэтому — еще раз — не отказывайтесь от школы, в которой можно общаться с такими разными детьми, видеть, как они взаимодействуют с окружающими, как меняются и растут. Это — главная радость и ценность учительского труда.