Пролив Дрейка считается одним из наиболее труднопроходимых и опасных морских маршрутов на планете. Он простирается между самой южной точкой Южной Америки и ледяными водами Антарктиды. Эта область известна своими мощными штормами, свирепыми течениями и огромными волнами-убийцами, которые были причиной множества кораблекрушений в истории навигации. Почему мореплаватели стараются избегать этого пролива и какие угрозы скрываются в его водах?
Пролив Дрейка - где он?
Пролив Дрейка представляет собой узкий водный путь шириной около 800 километров и длиной приблизительно 1000 километров. Он связывает между собой Атлантический и Тихий океаны и является главной точкой взаимодействия с Южным океаном. Средняя глубина пролива составляет 3400 метров, что делает его одним из самых глубоких морских проливов на Земле. Одной из главных особенностей пролива является отсутствие природных барьеров, таких как острова или материки, которые могли бы ослабить силу ветров и морских течений. Из-за этого водные пространства подвергаются мощным циклонам и ураганным ветрам, способным формировать колоссальные волны.
В честь кого назван пролив Дрейка?
Сэр Фрэнсис Дрейк (1540–1596) — английский мореплаватель, корсар [частное лицо, использовавшее с разрешения властей вооружённое судно с целью захвата иностранных кораблей; член команды такого корабля - прим. ред.], адмирал и исследователь. Он сыграл значительную роль в морском противостоянии между Англией и Испанией в XVI веке.
Старт карьеры
Френсис Дрейк появился на свет в 1540 году в Крауделе, графство Девон. В молодости он начал свою деятельность на торговых судах и вскоре стал капитаном. В 1560-х годах принимал участие в рейдах против испанцев в Карибском море, где завоевал репутацию храброго корсара.
Морские экспедиции и кругосветное путешествие
В 1577 году Дрейк отправился в кругосветное плавание, получив поддержку от королевы Елизаветы I. Его быстрый и прочный корабль назывался «Золотая лань» (Golden Hind), хотя ранее он носил имя «Пеликан». Дрейк переименовал судно в честь покровителя королевы — Кристофера Хэттона (1540–1591), чей герб украшала золотая лань. Хэттон был главным спонсором экспедиции Дрейка.
Как было указано ранее, Дрейка всё же был корсаром, - то есть в его биографии фигурируют воинственные налёты на другие корабли (и не только) противников с целью наживы. Сначала он грабил испанские города на атлантическом побережье Южной Америки, - они были хорошо защищены. Однако не они были его целью. Дрейк направился к югу Южной Америки и вошёл в Тихий океан через Магелланов пролив.
Испанцы охраняли выход из пролива, но Дрейку повезло, и его корабль прошёл к Тихому океану. Испанские порты на Тихоокеанском побережье были практически беззащитны, и здесь Дрейк отыгрался (и обогатился) вдоволь. Когда испанцы всё же организовали эскадру для преследования Дрейка, его стремительная «Золотая лань» оторвалась от преследования и направилась на север, к современному побережью Калифорнии. Здесь он познакомился с местными индейскими народами, отремонтировал корабль, и обменял часть вещей на запас продовольствия с индейцами на запасы для дальнейшего плавания, и не забыл заявить права Британии на эти земли, пусть и номинально.
Возвращаться вдоль западного побережья Америки было слишком рискованно; не желая попасть в руки испанцев, Дрейк пересёк Тихий океан с востока на запад, достигнув Филиппин. Этот эпизод стал одной из самых сложных частей его путешествия.
Филиппины находились под испанским контролем, и здесь Дрейку приходилось действовать осторожно, избегая испанских военных кораблей и надеясь на свой корсарский опыт. Фортуна благоволила ему, и в 1580 году он вернулся в Плимут, став первым англичанином, совершившим кругосветное путешествие. Входе него Дрейк также разузнал о местоположении знаменитых "пряных" островов, богатых специями. За свои заслуги он был возведен в рыцари королевой, которая сама пришла на палубу его корабля для церемонии.
Разгром Непобедимой Армады
В 1588 году Дрейк стал ключевой фигурой в победе англичан над испанским флотом — Непобедимой армадой. Командуя английскими военными кораблями, он применил тактику молниеносных атак и огненных судов, - у испанцев не оставалось шансов.
Последние годы
В 1595 году Дрейк организовал ещё одну экспедицию против испанских колоний в Карибском море, но она прошла уже не так удачно, - он заболел дизентерией и скончался 28 января 1596 года у берегов Панамы, где его тело было погребено в море. Для британцев Фрэнсис Дрейк стал символом первооткрывателей. Хотя не он открыл пролив Дрейка, мореплаватели XX века решили назвать его в его честь.
Чем опасен пролив Дрейка:
- Бушующие штормы и ветра Водные пространства пролива Дрейка представляют собой место стыка тёплых и холодных воздушных масс, что приводит к частым и мощным штормам. Средняя скорость ветра составляет 15-20 м/с, но порывы могут превышать 30 м/с, что делает навигацию крайне трудной и опасной.
- Многоярусные высокие волны Из-за отсутствия суши волны в проливе могут достигать высоты 12-20 метров. Эти гигантские волны угрожают не только судам, но и вызывают крайне сильную качку, затрудняя работу экипажа на борту.
- Волны-убийцы Пролив часто испытывают так называемые волны-убийцы — колоссальные волны, высота которых в два раза превышает высоту окружающих волн. В 2022 году одна из них обрушилась на круизный лайнер, унеся жизнь одного человека и ранив ещё четырёх.
- Сильные океанические течения Антарктическое циркумполярное течение, проходящее через пролив, переносит около 130 миллионов кубометров воды в секунду, делая его самым могучим океаническим течением на Земле, способным качать даже самые крупные суда.
Почему корабли избегают пролива Дрейка?
- Высокий риск затопления корабля: в истории пролива зарегистрировано более 800 затонувших судов и более 20,000 погибших моряков, - это не добавляет проливу популярности.
- Экономически нецелесообразно: корабли, проходя через Панамский канал, тратят меньше топлива и не подвергаются сложным погодным условиям.
- Трудности при навигации: под влиянием штормов и волн даже современные суда порой не справляются с навигацией.
- Высокий риск для экипажа и пассажиров: морская болезнь, утомление и угроза быть попросту сметённым волнами — меньшие из зол, с которыми столкнётся решивший пересечь пролив.
Чем этот непростой пролив может быть полезен?
Несмотря на все риски, пролив Дрейка продолжает оставаться значимым морским маршрутом, особенно для:
- Экспедиционных судов и круизных лайнеров, следующих к Антарктиде.
- Грузовых судов, которые не могут пройти через Панамский канал из-за своих габаритов.
- Военно-морских кораблей, осуществляющих патрулирование южных вод.
Пролив Дрейка остаётся одним из самых сложных и опасных морских путей. Непредсказуемые погодные условия, гигантские волны, мощные течения и волны-убийцы служат настоящим испытанием для моряков. Хотя современные технологии помогают сократить риски, многие судна всё ещё предпочитают обходить пролив стороной. Тем не менее, этот район продолжает привлекать внимание исследователей и смельчаков, готовых бросить вызов стихийным бедствиям.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал Хроноскоп, если вам было интересно, и ставьте лайки понравившимся статьям и комментируйте, - так я вижу, какие темы освещать в будущем. Вы очень поможете мне в развитии канала.
Читайте также на канале: