Жанна д'Арк – выдающаяся фигура, окутанная мифами о святости и героизме. Но насколько глубоко мы знаем истинную историю этой невероятной женщины?
Зажиточные корни
Среди историков часто встречается романтическая сказка о том, что «Орлеанская дева» пришла из бедной крестьянской семьи. На самом деле это не совсем так. Отец Жанны занимал пост старшины деревни и исполнял функции налогового прокурора. В их распоряжении находилось 20 акров земли — это было довольно приличное хозяйство для того времени. Годовой доход семьи составлял порядка 200 франков, что было значительной суммой.
Таким образом, Жанна вышла не из убогой хижины, а из довольно состоятельного дома. История о том, как простая пастушка изгнала захватчиков, кажется более трогательной и внушительной.
«Не знаю фамилии»
В XV веке, в эпоху Жанны д'Арк, не существовало единого регламента для написания фамилий — их записывали, как умели. Поэтому истинное имя Жанны остается неизвестным. Ее отца периодически называли Дарком или Дарсом, а мать звали то Роме, то де Вутон в разных интерпретациях. В одном из допросов Жанна сама призналась, что "не ведает семейного имени".
Как «неграмотной простой девушке», ей оставалось лишь ставить крестик вместо подписи. Все звали ее просто «девица Жанна». Имя, под которым она известна как героиня Франции, появилось значительно позже. Так, благодаря этому титулу она осталась в памяти народов как выдающаяся защитница своей страны.
«Голоса святых»
С 13 лет Жанна слышала необычные "голоса святых", которые указывали ей путь. Архангел Михаил, Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская непрестанно говорили ей, что ей суждено завершить войну и освободить Францию от англичан.
В 16 лет Жанна обратилась к капитану Роберу де Бодрикуру с просьбой предоставить ей войска для выполнения своего священного долга. В первый раз капитан отказал, но настойчивая девушка вернулась через год.
Де Бодрикур, восхищенный упорством Жанны, представил ее Карлу VII. Наследник престола увидел в ней вдохновляющий символ и предоставил ей доспехи, коня и знамя, чтобы она могла вести армию на защиту своей страны.
Другая грань
В походах Жанны её верным сподвижником был маршал Жиль де Ре, барон де Монморанси-Лаваль, ставший прототипом Синей Бороды. Он проводил эксперименты с ртутью и акульими зубами в своем замке, стремясь создать эликсиры молодости и золота. Слухи о его занятиях оккультизмом и странных обычаях дошли до народа, возможно, они послужили вдохновением для Шарля Перро при создании сказки о Синей Бороде.
Современные исследователи сомневаются в достоверности этих фактов. Во-первых, он был женат только один раз, а во-вторых, следов его темных дел в замке не нашли. Его признание произошло лишь после пыток инквизиторов.
Образ вдохновения
О Жанне д'Арк сложилось впечатление как о бесстрашной воительнице, ведущей войска в бой. Однако сама она опровергла это на допросах у англичан: «Я любила знамя в 40 раз сильнее, чем меч. Носила его, но не губила никого». Роль Жанны была скорее символической – её задача заключалась в вдохновении воинов на подвиги, олицетворяя волю Господа.
Тактические действия находились, что логичнее, в ведении опытных военачальников. Исследователи полагают, что рассказы о военных талантах Жанны – это лишь пропаганда и использование запоминающегося образа невинной девы, достаточно сильной, чтобы перевесить чашу весов в сражениях на сторону Франции.
Наказания и прерогативы
Хотя Жанна не участвовала в сражениях, она искусно обращалась с мечами. У неё было два клинка — один старинный, освящённый в часовне Святой Екатерины, другой – трофейный, добытый у плененного бургундца. Несмотря на то, что эти реликвии редко использовались в настоящих битвах, они служили Жанне для поддержания строгой дисциплины в войсках.
Согласно хроникам, она строго наказывала «гуляющий элемент» - женщин, которые следовали за армией. В один из разов, будучи слишком рьяной, она случайно сломала священный меч. Наследник престола был возмущен происшествием: «Что же ты делаешь, - применяешь реликвии для воспитания распущенных женщин?! Для этого есть более простые методы». Жанна была прямой и непреклонной, ежедневно «разбираясь» с непослушными и богохульниками в своем войске, из-за чего в её штабе наблюдалось перманентное напряжение и соблюдался порядок.
Приговор и его последствия
Жанна д'Арк была осуждена за колдовство, но основные причины её расправы заключались в других «прегрешениях». Во-первых, она нарушала церковные уставы, носив мужскую одежду и отрезая волосы. Возможно, это было сделано для удобства во время кампаний, а может – чтобы не смущать солдат. Во-вторых, попытка Жанны скрыться от преследования властями в башне Боревуар трактовалась как тяжкий грех отчаяния.
За такие провинности, включая легковерие и нежелание покоряться церковному авторитету, её приговорили к сожжению на костре. Эпоха была суровой, и остается только догадываться, как Жанна восприняла свой последний приговор.
Ложные надежды
Французы отказывались верить в её смерть. В народе поползли слухи о том, что «она вовсе не умерла!» И некоторые жулики воспользовались этим, выдавая себя за «воскресшую» Орлеанскую деву. Самой удачливой из них оказалась Клод дез Армуаз – авантюристка, которая ранее вела жизнь в Папской армии.
Клод нашла братьев Жанны — Жана и Пьера и убедила их участвовать в обмане. Так «новая дева» и её команда начали колесить по стране, обманным путём завладевая средствами любопытных зевак.
Некоторые представители знати, такие как герцогиня Елизавета Люксембургская, даже дарили самозванке щедрые дары в знак благодарности за «спасение Франции». Инквизиция смогла положить конец этому мошенничеству только в 1440 году.
Неожиданные находки В 1867 году на чердаках старинной аптеки была найдена банка с надписью: «Останки Жанны д’Арк». Внутри были обнаружены древесина, обугленные кости, обрывки ткани, а также кошачья бедренная кость. Церковная администрация не мигнув глазом объявили их мощами самой Орлеанской девы. По их словам, выброшенные в костры ведьм кошки были средневековым обычаем, призванным принести удачу. Однако радиоуглеродный анализ, проведенный в 2006 году, показал, что останки принадлежат женщине, жившей в VII-III веках до нашей эры! Более того, были обнаружены следы бальзамирующих смол, использовавшихся для мумий фараонов. Смешно подумать, что церковные деятели фактически готовы были поклоняться древнеегипетской мумии, принимая её за святую Жанну.
Культ и почитание
Если католики с такой почтительностью относятся к Орлеанской деве, стоит ли говорить о менее масштабных религиях? А там есть, на что взглянуть! Во Вьетнаме существует культ каодаизма — синкретическое учение, которое объединяет буддизм, даосизм, конфуцианство, культ предков и католицизм. В этом пантеоне, вместе с Буддой, Конфуцием и другими важными фигурами, значится и Жанна д'Арк. Невинная дева, получающая божественные откровения от Высшего существа, которое является центром их вероучения.
Спасибо за прочтение.
Чтобы сказать мне "спасибо" - подписывайтесь на канал Хроноскоп, - так у меня будет больше шансов повыситься в ленте рекомендаций, а также читайте мои ранние статьи: