Найти в Дзене

Как привить дошкольнику здоровые привычки

Оглавление

На чём строится любое обучение ребенка? На подражании — и это общебиологическая закономерность, она работает независимо ни от чего. Поэтому любые привычки, вредные или полезные, ребёнок приобретает, копируя взрослых или сверстников. Как помочь малышу получить от близких только лучшее, рассказывает Елена Геннадьевна Гравицкая, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Привычка к гигиене

Итак, первое — начинаем с себя! Для формирования у малыша гигиенических навыков, например, чистки зубов, родитель должен ежедневно привлекать его в свою компанию. Не надо понукать, смотреть со стороны, комментировать: «Не так, неправильно». Организуйте совместное действие, добавьте игровой компонент. Сначала ребенок будет наблюдателем. Потом спросите: «А я правильно делаю?» Проверяя вас, он и сам сформирует и улучшит свой навык.

Возникает естественный вопрос, а с какого возраста приучать ребёнка чистить зубы? Воспринимая уход за полостью рта как обычное естественное действие, ребенок вскоре сам захочет освободиться от опеки родителя и показать свою взрослость и самостоятельность. Остается только поддержать и проконтролировать процесс.

Эмоциональное поощрение, похвала — сильный подкрепляющий компонент любого обучения, поэтому стройте процесс формирования любого навыка, опираясь на положительные эмоции. При этом будут ошибки (исправляем, опять же, вместе) и очень милые, смешные ситуации. Запомните их, детство малыша пролетает быстро! Мне довелось познакомиться с семьей, где трёхлетний сынишка после приглашения спать отправился… в ванную почистить зубы.

Основной механизм формирования привычек – физиологический динамический стереотип. Это повторяющееся чередование небольших действий, складывающихся в поведенческий навык. Динамический стереотип формируется трудно: в его образовании задействован процесс образования новых нервных связей в головном мозге. Но есть и хорошее — выработанный стереотип легко и долго поддерживается.

Привычка к движению

В детстве стереотипные реакции, которые мы можем назвать ритуалами, вырабатываются быстрее и оказываются более прочными, чем у взрослых. Ритуал отхода ко сну, ритуал просыпания. Проснулся — заправь кровать, собираешься спать — убери игрушки, они тоже будут спать. Пришёл с улицы — вымой руки.

Хорошая привычка — ежедневные прогулки на свежем воздухе. Это и свежий воздух, и двигательная активность, и общение со сверстниками, и открытие нового в природе.

У каждого ребёнка своя суточная потребность в локомоциях, и она в любом случае будет реализована детским организмом. Если ребенок остается дома на целый день, то все локомоции достанутся домочадцам: дитя будет прыгать, скакать по диванам, кричать. Это обязательно завершится плачем.

Вот и сформировалось еще одно правило: для ребенка важен процесс, а не результат. И нам важен процесс, а результат получится сам. Если мы совершаем пешие прогулки, малыш активно ведет себя на детских площадках, то все двигательные потребности будут удовлетворены.

Привычка к правильному питанию

Часто родители не следят за режимом питания ребёнка, позволяют ему формировать собственное пищевое поведение и даже манипулировать взрослыми с требованием «вкусненького». Как и всё в организме, процесс пищеварения эффективнее реализуется в регулярном сбалансированном питании. Дошкольникам нужно питание не менее четырёх раз в сутки с горячими блюдами в трёх из них и соотношением белков, жиров и углеводов 1:1:4. Несвоевременные перекусы сбивают ритм пищеварения, повышают уровень глюкозы, приводят к отказу ребёнка от регулярного приема пищи. По данным гастроэнтерологов, первые гастриты появляются в возрасте трёх лет именно из-за нарушения пищевого поведения.

Мотивируем, объясняя!

При формировании здоровых привычек мы подключаем мотивацию, которая у ребенка строится на игровых и познавательных моментах. Конечно, объяснять назначение процедур и правила выполнения мы начинаем с возраста понимания. Дети с интересом исследуют свой организм, и им уже можно в простой форме объяснять, зачем нужны глазки, что находится в голове, как наступает утомление. Так ребёнку легче понять ограничения на просмотр телевизора, пользование гаджетами. Но только понимание — не панацея. Включайтесь сами! Почитайте вместе, раскрасьте картинку, сложите пазл.

Слишком хорошо = нехорошо

Не пытайтесь с завтрашнего дня начать приучать ребёнка ко всем здоровым привычкам сразу! Его мозг не примет сразу столько новых правил и «закроется» от вас и переизбытка информации. Вы столкнетесь с капризами, непослушанием и даже агрессией. Постепенно, только постепенно! Сначала формируем один навык, затем другой.

В литературе вы можете встретить фразу: на формирование привычки уходит 21 день. Это всего лишь красивое число, на самом деле навыки формируются в индивидуальные сроки, и у детей это происходит быстрее чем у взрослых. Поэтому наблюдайте за достижениями малыша и двигайтесь дальше! Но помните: любой навык, пусть и выработавшийся, нуждается в подкреплении. Не пускайте на самотёк, если ребенок уже достаточно самостоятельно справляется с действиями, обязательно контролируйте, положительно мотивируйте и поощряйте! Можно создать дневник достижений и отмечать в нём все успехи. Положите его на самое видное место: ведь так приятно вместе с малышом обсуждать его вполне взрослые достижения!

И помните: здоровый позитивный родитель = здоровый позитивный ребенок!