Вашему ребёнку исполнилось 6 или 7 лет. Впереди выпускной из сада, а дальше – школа. И если портфель, ручки и тетради вы совершенно точно купите, то повзрослеет ли ребёнок к 1 сентября достаточно для того, чтобы стать учеником, предсказать невозможно. Или возможно? И причём тут кризис семи лет? Рассказывает Елена Анатольевна Курганова, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии ИППО МГПУ.
Ключ к учёбе
Ребёнок, бодро шагая по дороге своего детства, к 6,5–7 годам должен быть уже вполне готов стать общественно значимой личностью и заняться очень важным делом — учебой. Но не каждый ребёнок в этом возрасте готовый школьник.
Так как же мы увидим, что один готов покорять вершины знаний, а другой нет? Давайте представим ситуацию. Дети увлеченно заняты своей игрой. Вдруг слышен возглас воспитателя: «Ребята, мне нужна ваша помощь!». Кто-то бросил игру и мчится к воспитателю, а кто-то по-прежнему играет и не может оторваться.
В возрастной психологии считается, что кризис 7 лет начался, если:
- ребёнку уже недостаточно рамок игры для освоения окружающего мира;
- появился явно выраженный интерес к учебной и другой общественно значимой деятельности (помощь взрослому или другому ребёнку),
- в поведении уже нет непосредственности.
Ребёнок теряет прежние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Родители не узнают своего милого непосредственного малыша. Оспаривая родительские просьбы и требования, ребёнок нередко прибегает к хитрости, демонстрируя «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть как маленький.
Возрастные кризисы
К 7 годам за плечами ребёнка уже есть ряд кризисов, которые играют важную роль в развитии. Они поднимают ребёнка на новую ступень, на новый возрастной этап. Это процесс достаточно сложный и любой кризис болезненно воспринимается всей семьей, не только самим ребёнком.
Какие же основные кризисы настигают ребёнка? Во-первых, жизнь человеческая начинается с кризиса новорожденности. Иначе и быть не может. Ребёнок, как космонавт, адаптируется в совершенно новых и непривычных для него условиях: меняется способ дыхания, питания, температура окружающей среды. Затем наступает кризис первого года, когда пришла пора физически отделяться от мамы, изучать окружающий мир. Потом — кризис трех лет. В три года кризис даже название имеет «Я сам!». Ребёнок в этом возрасте уже чувствует в себе силы психологически отделиться от мамы, осознать, что он сам рисует, лепит, бегает и еще много чего умеет делать. У ребёнка появляется гордость за собственные достижения. И он уверенно шагает в дошкольный возраст.
Кризис 7 лет: симптомы
После относительно спокойного дошкольного детства наступает критический период, который знаменует рождение школьника. Что ребёнок в кризисе, вы поймете сразу. Как и в три года, у ребёнка меняются отношения с родителями, он отказывается выполнять просьбы, следовать необходимым правилам поведения.
Уже нет интереса к любимым в дошкольном детстве занятиям и играм. Появляется кривляние, ребёнок и сам порой не понимает, что происходит, но проявлять непосредственность ему становится все труднее. Есть уже внутренняя речь, внутренний план действий.
Ребёнок становится более критичным к себе. Если раньше он готов был окунуться в любые занятия в детском саду, хоть в пляс, хоть в художественный класс, то в период кризиса 7 лет появление внутренних переживаний, их обобщение позволяет ребёнку начать смотреть на себя со стороны, осознавая, что какая-то деятельность получается у него лучше, а какая-то хуже, чем у его друга. Это и для самого ребёнка новое осознание своей личности. Раньше он никогда об этом не задумывался. К 7 годам у ребёнка становятся осознаннее эмоции и чувства, меньше становится импульсивных поступков.
Итак, обобщим: кризисом 6–7 лет завершается дошкольный возраст. Важнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, кривляние, манерничание.
Что делать?
Не нужно бояться негативных симптомов! За ними скрывается важное позитивное достижение ребёнка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности.
Важнейшее изменение в период кризиса — появление внутренней жизни и на этой основе возникновение иной регуляции поведения. Например, появляется подчинение правилу как внутренней инстанции выбора поступка.
«Стертость» кризиса 6–7 лет — показатель сохранения ребёнком внутренней позиции «дошкольника», низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе. Это может стать серьезным препятствием для школьного обучения. В этом случае стоит обратиться к психологу — как минимум для диагностики.
Прохождение возрастного кризиса — не единственный критерий способности дошкольника стать учеником. Читайте о физиологической готовности к школе в материале Елены Геннадьевны Гравицкой, доцента ИПКР МГПУ! Проходите бесплатную логопедическую диагностику для старших дошкольников! А главное — постарайтесь, пожалуйста, спокойно принимать нагрянувшие изменения ребёнка. Расти не всегда просто!