И это не тот, который интригует видом макета Земли. Его всё обещают открыть, но что-то там долго не срасталось, ждём дальше (обозначены сроки: первая половина 2025 года).
А пока я сходила в обычный с виду музей, но интересный и познавательный внутри.
Снаружи здание ничем не примечательно. А вот экспозиция «Глубина» — прямо «Вау!» Даже взяв обычный билет без экскурсии, можно погрузиться в водный мир нашей планеты и получить море информации.
Огромное пространство разделено на два яруса. Осмотр начинается сверху, как-будто поднявшись на палубу.
Отсюда открывается прекрасный вид на уникальные экспонаты внизу и под потолком.
Интерактивные мониторы увлекают описаниями, а витрины коллекциями. Важные приборы, без которых невозможно было бы не только изучение окружающего водного мира, но и просто путешествовать по воде. Некоторые из этих помощников появились несколько веков назад и, усовершенствовавшись, служат до сих пор.
Все мы когда-то читали книги или смотрели фильмы об отважных путешественниках-моряках. Интересно немного прикоснуться к тайнам их профессии. На экспозиции подробно показаны разные приспособления для навигации.
Любой судоводитель, как в древности, так и сейчас, оказавшись в открытом море вне видимости берегов, прежде всего хочет знать, в каком направлении движется его корабль. Прибор, по которому можно определить курс корабля, хорошо известен — это компас.
По свидетельству большинства учёных-историков, магнитная игла, предок современного компаса, появилась примерно три тысячи лет назад. Общение между народами в те времена было затруднено, и пока чудесный указатель направления дошёл до берегов Средиземного моря, миновало немало веков. Едва оказавшись в Европе, прибор претерпел ряд усовершенствований, сыграв огромную роль в развитии цивилизации. Магнитный компас вселил в людей уверенность в море, помог им преодолеть страх перед океанскими просторами. Великие географические открытия были бы просто немыслимы без него.
До появления точных часов мореплаватели не знали, как среди морей вновь отыскать свои великие открытия. Ведь волны стирают след корабля и, оказавшись посреди океана, оставалось поручить свою судьбу лишь солнцу и звёздам. Так и поступали морские капитаны, определяя направление движения с севера на юг, а также широту места, где находился их корабль. Сложнее было разбираться с плаванием на запад и обратно. Вращение Земли всё время «сдвигает» звёзды, и они становятся плохим ориентиром. Долгие годы задача определения точного места судна в океане, а именно долготы, для мореплавателей считалась неразрешимой и ставилась в один ряд с такими мистическими загадками, как вечный двигатель и превращение металлов в золото.
В 1510 году испанец Санто Крус предложил простой способ определения географических координат корабля в море: взять за точку отсчёта какое-либо место на Земле и, имея очень точные часы, вести расчёты. Для этого морякам понадобился часовой механизм, сохраняющий правильный ход в условиях качки, перепадов температуры, давления, влажности. Ведь стОит находящемуся на экваторе прибору поспешить или опоздать всего на одну секунду, и ошибка в расчётах долготы корабля составит сотни метров! Часы, показывающие особо точное время, называют хронометрами. Первые точные часы были изготовлены в 1735 году йоркширским столяром (это не опечатка) Джоном Харрисоном.
Весь механизм помещается в латунный водонепроницаемый корпус, укрепляется в деревянном футляре и обязательно подвешивается, чтобы при качке циферблат всегда сохранял горизонтальное положение относительно земли.
Люди привыкли представлять небесный свод в виде опрокинутого над Землей купола, по которому плывут Солнце и Луна, другие светила и созвездия. Поэтому создание небесных глобусов в самые древние времена оказалось вполне естественным. Сферические изображения звездного неба были известны уже жрецам Древнего Египта, и торговцам Месопотамии. Исследования астрономами закономерностей движения звёзд по небосводу дали капитанам надёжный способ определения места своих судов в океане. Ведь звёздный рисунок остаётся неизменным уже много-много веков. Те же самые очертания звезд на небе видели моряки на всех меридианах пятьсот, тысячу и пять тысяч лет назад!
Звёзды, которые над головой видим мы, наблюдали Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернанд Магеллан, Америго Веспуччи, Семён Дежнёв и многие другие мореходы.
Сегодня практическое применение астрономических знаний морскими капитанами не так велико как прежде, но в учебную программу подготовки судоводителей входит предмет «Мореходная астрономия», и моряки могут использовать звёздный глобус для решения некоторых задач, связанных с наблюдениями звёзд и планет.
При плавании вблизи берегов маяки, вершины гор, отдельные приметные места на побережье давно служат ориентирами для кораблей. Определив по компасу направления на два-три таких предмета, моряки получают на карте точку — место, в котором находится их корабль. А как быть, если нет приметных мест или берег скрылся за горизонтом? Именно это обстоятельство долгое время было непреодолимым препятствием для развития мореплавания. Даже изобретение компаса (ведь он показывает лишь направление движения судна) не разрешило проблему. Когда стало известно, что можно определить долготу по хронометру, а широту по высотам светил, потребовался надёжный угломерный инструмент для определения этих высот. Одним из самых совершенных и устраивающих моряков из числа многих навигационных инструментов стал секстан.
Имея секстан, хронометр и компас, штурман может вести в океане любой корабль, независимо от того, есть ли на нём другие, пусть даже самые современные навигационные электронные комплексы. С этими испытанными временем приборами моряк свободен от любых превратностей в открытом море.
Подзорная труба — старинный оптический прибор, который в современном мире заменён биноклем.
Удивительные свойства вогнутых стёкол были замечены ещё римлянами. Они же обнаружили, что стеклянный сосуд с водой увеличивает предметы. А первое описание оптического прибора принадлежит английскому философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону, жившему в 13-м веке. Его эксперименты привели к совместному применению линз и зеркал с целью увеличения осматриваемых предметов. Роджер Бэкон выдвинул идею создания подзорной трубы и телескопа. Но современники редко видят дальше собственного носа и потому самым востребованным изобретением Бэкона стали всем знакомые ныне очки.
Следующее описание оптического прибора принадлежит гению Леонардо да Винчи. Великий мастер сделал схематический рисунок подзорной трубы, состоящей из двух линз. Именно он создал первые станки для шлифования линз, за счёт чего увеличилось качество стекол, а значит самих подзорных труб. Леонардо опережал своё время, поэтому и его современники не могли найти применение гениальным изобретениям.
Идея возможности увидеть отдалённые предметы заинтересовала великого учёного Галилео Галилея, и в 1609 году он создал подзорную трубу для наблюдения за сушей и морем. А вскоре — телескоп для наблюдения за небесными светилами. Но Галилей не только создал образец подзорной трубы, но и запустил его в серийное производство в 1624 году.
Под именем Галилеевой трубы новый прибор стал известен в Европе. К середине 17-го века зрительные трубы уже продавались в Москве в торговых рядах.
Но наблюдать за обстановкой одним глазом — не очень комфортно. В 1610 году Галилей усовершенствовал своё изобретение, соединив подзорные трубы параллельно. Бинокли с таким типом конструкции называют именем их первооткрывателя — галилеевскими. Бинокль Галилея был простым и давал четкое изображение.
В коллекции музея находятся бинокли производителей разных стран 19-20 веков.
Наши предки предсказывали погоду по приметам, луне, датам, по поведению животных и насекомых. Приметы приметами, но важнее всего непосредственные наблюдения за процессами в атмосфере. Инструментальные метеорологические наблюдения в России берут своё начало во времена организации Петром І Морского флота. С 1696 года в судовые журналы вносятся записи о погоде.
Одним из важнейших параметров в метеорологии является давление. Его изменение предшествует смене погодных условий, а показания датчика могут быть основой для прогноза погоды. В полевых условиях давление воздуха измеряется с помощью барометров-анероидов.
Чтобы анероид не подвергался резким колебаниям температуры, его помещают в особый закрытый футляр. От давления в свою очередь зависит и направление, сила ветра. Ведь ветер дует из областей высокого давления в области низкого, и чем быстрее и сильнее изменения, тем мощнее будет ветровой поток. Скорость ветра долгое время определялась на глаз, а направление по компасу. Но с конца 19-го века стали использовать компактные анемометры. Хотя их предшественники были придуманы ещё в 15-м столетии. Здесь я вспомнила, как удивилась, когда увидела огромный, во всю стену, анемометр в Летнем дворце Петра l (до сих пор работает).
Сейчас существует множество различных видов этого прибора. Самые распространённые состоят из чашечной (или лопастной) вертушки, которая закрепляется на оси.
Как измеряется температура (кстати, первый термометр придумал тоже Галилей — вот умный дядька был!) знают все, а влажность? Оказывается, этот параметр придумали измерять ещё раньше — в 14-м веке. Позже все влажностьизмеряющие приборы стали называть гидрометрами. А там и гигрометры появились (те, что работают с помощью человеческого волоса).
В 19-м веке веке произошел новый скачок в метеорологи, появился телеграф. Он привел к зарождению синоптики. Телеграф позволил оперативно передавать данные о погоде и метеорологических явлениях. Отныне появилась прекрасная возможность прогнозирования погоды. В феврале 1861 года появилась синоптическая карта, что в переводе означает «обзорная». Она дала возможность произвести одновременный обзор метеорологических явлений и состояния атмосферы на обширной территории.
После стали возникать специализированные службы погоды. Сейчас на земном шаре существует разветвлённая международная сеть погоды, в нее входит свыше 11 тысяч гидрометеорологических станций. В 1969 году были сделаны первые шаги в направлении использования спутникового зондирования атмосферы с целью получения сведений о температуре и влажности воздуха. Теперь это направление расширилось и является важной частью исследований.
На смену старым приборам пришли новые, позволяющие измерять метеорологические параметры автоматически. Однако приборы, созданные в прошлом, до сих пор служат метеорологии.
Вот так вкратце я пробежалась по экспозиции второго этажа. Мне она была интересна. Но самое завораживающее ждало внизу.
Изучение мира на глубине с помощью подводных аппаратов, которые здесь представлены живьём, точно никого не оставит равнодушным. Но об этой части музея расскажу в другой раз 🤗
А здесь можно узнать, что вообще представляет из себя Музей Мирового океана в Калининграде, восторг от посещения которого я не могла забыть почти два года.