Даже не знаю, есть ли подобное в России где-то ещё. Целая набережная с кораблями, музейными зданиями и уличными экспонатами.
На ум приходит Санкт-Петербург с Кронштадтом, но даже там не так всё концентрировано, как на набережной Петра Великого в Калининграде.
За почти 30 лет существования калининградский Музей Мирового океана разросся так, что изучить все объекты за одно посещение нереально. И это ещё не достроили круглый павильон-«планету», который притягивает своим необычным видом.
Внутри задумано что-то грандиозное. Правда, в планах было открытие в 2015 году… Видимо, не срослось 😉. Ждём дальше.
История музейного комплекса началась с, пришвартованного к набережной в июле 1994 года, научно-исследовательского корабля «Витязь», вышедшего «на пенсию».
Возле него, кстати, сидит ещё один «Малыш-хомлин Витя». Возможно, названный в честь космонавта Виктора Пацаева, имя которого носит НИС, стоящее неподалёку.
«Витязем» судно именовалось не всегда. Построили его в Германии в 1939 году для грузопассажирских перевозок и назвали «Марс». В этом качестве он прослужил до победы нашей страны в ВОВ и перешёл сначала в руки торгового флота СССР, а затем в ведение Института океанологии, успев сменить несколько названий.
«Витязь» стал первым советским научно-исследовательским судном. На его борту разместилось 12 лабораторий по изучению океанских глубин.
За 30 лет (с 1949 до 1979 гг) было совершено 65 экспедиций в водах Тихого, Индийского и Атлантического океанов, открыто больше тысячи новых видов морских животных и растений, исследован подводный рельеф, в том числе, определена максимальная глубина Марианской впадины.
Последняя научная экспедиция «Витязя» была совершена в 1979 году. С тех пор 13 лет решалась судьба судна, и в конце концов передача его музею поставила точку в неопределённости.
А мы теперь можем ходить по этому кораблю и рассматривать интересные экспозиции об истории морских исследований и великих географических открытий.
В верхней части витрины представлен «Вахтовый журнал» 16-го века. Вставляя колышки в отверстия, на нём отмечали курс следования корабля, сверяясь с компасом.
Игра «Проверь себя».
Зал, посвящённый Камчатским экспедициям. В 18-м веке Беринг доказал отсутствие соединения Америки с Азией.
Экспозиция, рассказывающая об освоении Арктики, начиная с 1900-го года. Были трагические походы, но были и легендарные.
А вот знаменитый ледокол «Красин». Сейчас он стоит в Санкт-Петербурге и является филиалом Музея Мирового океана.
Интерьер дома полярной станции 1930-е гг.
Показаны и каюты экипажа, и лаборатории с уникальным оборудованием, и внутреннее устройство судна. Четыре палубы с жилыми и рабочими помещениями.
Буфетная. Помещение соединялось с камбузом специальным подъёмником, по которому поступали готовые блюда. Их сервировали и подавали команде в салон.
В салоне проходили различные мероприятия и приёмы пищи.
Медицинский блок. Судовой врач тщательно следил за здоровьем членов экипажа. После выхода на чужие земли, обязательно устраивался спецосмотр и, при необходимости, карантин для профилактики заболеваний.
Эхолотная лаборатория.
Машинное отделение — «сердце» корабля. Механизмы немецкого производства исправно служили ещё много лет.
Гуляя по палубам и заглядывая во все уголки, читая сопроводительную информацию, здесь легко можно провести несколько часов. У меня на «полубегом» ушло полтора часа. Представляю, как на «Викторе Пацаеве» я бы потерялась во времени, ведь он ещё больше.
Не смогла я пройти и мимо плавучего маяка «Ирбенский». Такие сооружения выручали там, где не было возможности построить стационарные.
Интересно посмотреть, что из себя представляет последний в нашей стране маяк такого типа. А его, между прочим, тоже чуть не сдали на металлолом.
Сам фонарь находится на высоте 17 метров над уровнем моря. В туманных условиях включалось звуковое оповещение.
Маяк был построен в Финляндии по заказу СССР в 1962 году. Его свет, достигающий дальности 23 км, помогал судам проходить опасные места в Ирбенском проливе, соединяющем Балтийское море с Рижским заливом.
Сегодня есть возможность посмотреть на внутренние помещения и представить, как жили-работали члены экипажа.
Радиорубка. «Ирбенский» работал по 10-11 месяцев в году. И это место было очень важным для связи с землёй, судами, командным пунктом.
Понравилась выставка макетов маяков Балтики. Балтийское море суровое, с множеством препятствий для судохождения. Без маяков здесь никак было не обойтись.
ЗдОрово, что есть информационные плакаты. Вполне можно обойтись без экскурсии.
Каюта капитана.
Кают-компания.
В 1985 году был построен стационарный маяк «Ирбенский» и плавучему дали отставку.
Поскольку вскоре земли Латвии перестали быть частью Советского Союза, судно отправили в Санкт-Петербург, где оно какое-то время прослужило в качестве дивизионного штаба, а в 2009 году его чуть не продали на лом. Хорошо, покупателей не нашлось 😅. Такой раритет сохранился…А вот ещё один раритет. Подводная дизель-электрическая лодка Б-413. Одна из немногих в мире, относящаяся к доатомному периоду подводного флота.
Каждый раз, когда я спускаюсь в недра таких махин (а подводные лодки я посещала до этого уже два раза), меня пробирает чувство восхищения мужеством людей, выбравших профессию подводников. Не всякий смог бы жить в таких условиях по полгода. А экипаж этой лодки один раз даже больше года провёл в походе без замены.
Б-413 несла боевую службу с 1969 г. до 1999. За это время она побывала в составе Северного, а затем Балтийского флота. Несколько раз выполняла дипломатические миссии. Однажды переполошила Америку своим внезапным появлением в Мексиканском заливе. Считалась одной из лучших субмарин Российского ВМФ. А потом и одним из лучших экспонатов Музея Мирового океана, несколько раз входя в десятку популярных музеев страны.
Посетителям представлены семь отсеков, выполнявших каждый свою функцию. В каждом включается аудиосопровождение. Вот этот — торпедный, по совместительству жилой. Отдельные каюты были только у офицеров.
Мне кажется, запомнить какой вентиль от чего, просто нереально. Их там сотни!
Перед выходом представлена экспозиция, посвящённая погибшим подводным лодкам. Тема тяжёлая. Не буду расписывать.
Выйдя «на волю», можно просто погулять по набережной, вдоль которой много экспонатов под открытым небом, знакомящих с военно-морским прошлым нашей страны.
Вот этот бронзовый маячный Туманный колокол, отлитый в 19-м веке, можно назвать предком наутофона (звукового современного устройства на маяках).
А это — сверхмалая подводная лодка «Тритон 1-М» 1970 года выпуска. Предназначалась для доставки боевых пловцов и подводного оружия в места проведения спецопераций ВМФ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений, исследовательских работ.
Можно здесь увидеть и настоящий военный самолёт-амфибию! Бе-12 предназначен для обнаружения и уничтожения вражеских подводных лодок. Для этого он оснащён радиолокационной станцией и датчиком магнитных аномалий.
Рядом, наверняка, обратит на себя внимание павильон «Куб воды». В него вход бесплатный по билету на подлодку Б-413. Внутри — небольшой экскурс в историю ВМФ.
Если честно, я, глядя на это необычное здание, ожидала от него похожей начинки. Но там всё просто, без каких-либо «изюминок».
Продолжая гулять по набережной, я увидела так много всего, что восприятие начало притупляться. А ведь ещё здесь есть:
Главный корпус музея с аквариумами, коллекцией кораллов/ракушек/моллюсков и зданием фондохранилища с экспозицией «Глубина», где чего только нет! Это и легендарный подводный обитаемый аппарат «Мир-1», капсула космического корабля «Союз» с обзором её «интерьера», водолазная барокамера с возможностью побывать внутри, один из самых больших в мире скелетов кашалота, необыкновенные выставки морских обитателей… В общем, сюда надо закладывать времени побольше. К моему списку будущих посещений однозначно прибавился ещё один пункт.
Это фотография с сайта музея:
Покажу ещё немного объектов на набережной. Все они сопровождаются табличками с описаниями.
Гидрографический катер.
Закрытая спасательная шлюпка.
Различные буи.
Артиллерийские установки.
Лопинг — спортивный снаряд для тренировки лётного состава. Это тот, который крутится во все стороны вокруг оси 😵💫.
Много здесь и информационных стендов. Оказывается, судно «Космонавт Виктор Пацаев» — единственный сохранившийся (а не проданный на металлолом, как его собратья) участник «Звёздной флотилии».
О знаменитом посещении Петра l в эти земли во время «Великого посольства»:
Об обитателях Балтики:
Может показаться, что Музей Мирового океана — пространство исключительно калининградского периода. А нет! И здесь есть следы былого Кёнигсберга. Остатки булыжной мостовой, железнодорожного моста и здания складов — свидетели портовой жизни старого города. В одном из сохранившихся зданий, Пакгаузе, сейчас проходят временные выставки, а главным объектом является найденный недавно деревянный корабль 19-го века.
Что это за домик — не нашла информации. Сегодня в нём сувенирный магазинчик, а на одной из стен — мурал с изображением известной загадки о семи мостах.
Пожалуй, на этом я закончу прогулку. Но хочу сказать: я не смогла осилить всё, что представляет музей. Огромное количество экспонатов ждёт меня в следующий приезд. А сюда я обязательно загляну…
Пока же подготовлю рассказ о другом музее Калининграда, который не менее интересный 🤗