Идëт Великий пост, и неудержимо хочется говорить, говорить о Боге. Впрочем, о Нëм хочется говорить всегда. И, по моему глубокому убеждению, к такому разговору призван абсолютно любой человек, потому что, ну, как можно не говорить и не думать о том, кого любишь?
Блог мой, конечно, не богословский в точном смысле этого слова. Но только потому, что я живу в диком засилье земной многозадачности. Слишком много насущных нерешëнных проблем, о которых приходится писать, чтобы хоть как-то приблизиться к их решению. Может быть, когда-нибудь наступить тишь и благодать, все собаки и кошки пристроятся, а я буду сидеть на берегу моря и писать исключительно о Боге и об искусстве. В общем, мечтать не вредно. Хотя иногда я всё же немножко богословствую на горячие темы.
Но сегодня, прежде чем снова вернуться к нашим котопëсьим делам, я все-таки коротко напишу о том, о чëм всегда хотела. О том, почему христианство не религия и именно этим для меня ценно.
Большинство словарей определяют религию как систему взглядов, обусловленную верой в сверхъестественное, которая подразумевает свод моральных норм, типов поведения и обрядов и объединение людей в организации.
Сам термин происходит, как вы знаете, от латинского слова "религаре": "содиняю". Т. е. религия подразумевает соединение человека с высшими силами на основе веры и правил.
Причëм, не стоит думать, что под высшими силами всегда подразумевается Бог. Нет. В современном мире гораздо больше распространена секулярная религия (да, есть понятие секулярной и даже гражданской религии, почитайте, например, работы Джона Милбанка, Кэтрин Пиксток, Марка Седжвика, Ольги Михельсон и многих других): это всë, к чему мы относимся как к всесильному, с верой, не критично, безоговорочно. Всë, что ставим в нашей иерархии ценностей на высшее место, на место Бога. Элвин Плантинга ещё в 60-е писал, что одинаково недоказуемо не только существование Бога, но и факт наличия сознания другого человека, например. В мире есть много всего, что принимается просто как естественное допущение.
Например, предметом культа может стать наука (вера в ее всесильность, отсюда жёсткость принципов доказательной медицины, например). Или государственный строй (понаблюдайте, как относятся к своей демократии американцы).
Современный мир очень настойчиво предлагает нам в качестве религии философию успеха, веру в собственное "я", деньги. Даже к семье отношение может быть религиозным. И к здоровью может. И, кстати, атеизим тоже религия! Только без Бога, а так всë идеально сходится. Ну, в буддизме, например, Бога как личности тоже нет, а это ни на минуту не заставляет нас усомнится в том, что это настоящая религия.
В основе любой религии лежит свод запретов и правил. Любая религия программирует человека. В основе большинства религий лежит механистичность и принцип магизма: нажимаешь на определённые кнопки и получаешь результат. Особенно чëтко это видно в языческих культах (к коим безусловно относится эзотерика), где всë построено на страхе и взаимовыгодном обмене, на торговле с высшими силами: мы там домовому молочка, а он нам суженого, мы кому-то свечку, а он нам кочергу исполнения желаний, мы красную ниточку на запястье, а кто-то нам защиту от сглаза, мы ведьме деньги, а она нам снимет порчу (эй, вы серьëзно?). Мы в последней стадии ретроградного Меркурия три раза плюнем в дальний угол кошелька, и деньги потекут рекой...
В общем, соблюдай то-то и то-то, и спасешься (будешь успешен, крут, здоров, красив, причислен к кругу избранных). И только в христианстве всë иначе. Нет, правила там тоже есть, но это не больше, чем правила дорожного движения. Это тот минимум, без которого просто нельзя быть человеком. И совершается он прежде всего для блага других людей.
"Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:10).
Да и вообще-то за исполнение долга нормальному человеку странно ожидать награды...
Христианство в этом смысле очень далеко от остальных религий. Потому что оно построено прежде всего на личных отношениях с Богом, на любви. А это очень сложно и страшно ("Страшно впасть в руки Бога Живаго"). Ни железной логики, ни гарантий. Всë время надо думать самому и искать творческие решения, постоянно нужно продирался сквозь дебри собственного "я" и раздвигать рамки шаблонов. Но разве не это самое интересное и самое настоящее? При том, что Бог всегда рядом с тем, кто этого хочет.
Как сказал мне когда-то один мусульманин: "Мусульмане счастливы, потому что им не надо думать, Аллах за них всë придумал и решил". А за нас Христос ничего не решил. У нас нет миллионов предписаний на все случаи жизни, как в исламе и иудаизме. Христианство это свобода. "Люби — и делай, что хочешь", как писал святой Блаженный Августин, почитаемый и православными, и католиками. Можешь жениться или не жениться, иметь детей или не иметь, поститься или не поститься, работать дворником или менеджером, заводить собаку или кошку...
Есть тысяча путей Любви, найди свой...
Кстати, смысл предписаний и запретов в христианстве, как я писала в прошлом году при ближайшем рассмотрении оказывается иным, чем в религиях.
Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною., - добавляет апостол Павел (Кор, 6:12)
Бог разрешает всë, но предупреждает, что каждый шаг надо взвешивать. Двигаемся мы сами, а Бог это Тот, Кто направляет и страхует...
"Вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8).
Христианство не религия, потому что не призывает смиряться со злом, как буддизм, не откладывает лучшие времена на будущее, не преодолевает стену между человеком и Богом. Наоборот, Бог предлагает нам соединяться с Ним душевно и телесно хоть каждый день, в Причастии на каждой литургии, бесплатно, абсолютно даром, для всех без исключения, не зависимо от заслуг. Мне кажется, если в это хорошо вдуматься и вчуствоваться, вообще ничего другого в этой жизни не захочешь, потому что ничто не сравнимо с радостью быть вместе с Богом, впускать Его в себя, давать Ему действовать в себе как Тому, Кого нет ближе...
В христианстве человек принимает Христа как Самого близкого друга.
В христианстве нет эзотерики и понятия избранности и судьбы, как в других религиях. Оно для всех. В нëм нет ничего, что было бы принципиально скрыто от кого-либо. Если веришь в Христа, значит, уже избран. В христианстве к святости и спасению призван каждый человек и лицо каждого достойно иконы.
Христианство не религия, а что же это тогда? По-моему, это настояшая революция!
А теперь объясните мне, почему люди выбирают не Живого Бога, Который предлагает общаться на равных, Которому от нас ничего не нужно кроме любви и веры, а всяческий ретроградный Меркурий, Кали-Югу, либеральные фетиши, веру в успешный успех, ниточки-булавочки, ведьм, бабок, пугающих сглазом, тонны суеверий, коучей на трëх ногах и прочие злобные культы племени тумба-юмба? Мне не понять этого никогда...
ЗЫ: Автор уважает все мировые религии и их последователей, категорически не любит только эзотерику и неоязычество. А про главное отличие христианства от всех религий напишу позже отдельный текст.