Эта щекотливая тема переживёт вечность. Она затрагивает каждого из нас и при этом настолько дискуссионна и значима, что поднимать её стоило бы на высших государственных уровнях и рассматривать на уроках социологии в университетах.
Но если всё же отбросить шутки в сторону, считаю что тема заслуживает обсуждения. На курортах мы неизбежно сталкиваемся с этой дилеммой. Собственно, идея этой заметки родилась в момент, когда я принимал историческое решение: бронировать лежак или остаться с чистой совестью?!
Как делать «правильно»
Для начала выскажу свою чёткую и однозначную позицию: считаю, что занимать заранее лежаки неправильно. Да-да, оставлять с утра свои полотенца, книги и журналы, а потом преспокойно отправляться на завтрак и возвращаться лишь к обеду — это нечестно по отношению к окружающим.
Но если бы всё в мире было так просто устроено, то, вероятно, мы все только и делали, что жили в радость и кайфовали. Увы, человек так устроен, что в реальности всё куда сложнее, и нет в таких вопросах однозначных ответов «правильно» или «неправильно».
Проиллюстрирую это ярким примером из нашей последней поездки в Шарм-эль-Шейх.
Когда система не работает
Дело было буквально пару недель назад, когда мы с Ксюшей отдыхали на побережье Красного моря в славном отеле Steigenberger Alcazar. Место прекрасное, респектабельное, недешёвое. Качественная «пятёрка». Неслучайно мы сюда возвращаемся уже второй раз.
Контингент тоже соответствующий — отдыхать умеют чинно и со вкусом.
Есть и наши соотечественники, но немного, зато вокруг изобилие британцев, немцев, испанцев и прочих представителей Евросоюза. В этот момент должны бы заработать обидные для наших людей стереотипы: мол, эти «просвещённые» европейцы такой ерундой, как бронирование лежаков, заниматься точно не будут. Да как бы не так! Они в этом деле впереди планеты всей!
Но вернёмся к сути. При отеле функционируют три больших бассейна, один из которых выделяется особой тишиной и спокойствием, поскольку предназначен только для взрослых. Имеется и пляж, но он никогда не бывает переполнен, даже в разгар летнего зноя. Сказывается специфика Шарм-эль-Шейха с его рифами и отсутствием удобного захода в море.
А вот у «взрослого» бассейна всегда плотнячком — и это вполне объяснимо.
Примечательно, что прямо возле бассейна красуется внушительная табличка на разных языках, включая русский, гласящая, что бронировать лежаки своими вещами можно не более чем на час, иначе место подлежит освобождению. То есть запрет и правило чётко определены. Но соблюдаются ли они на практике?
Конечно же, нет. По факту, первые три дня мы с Ксюшей, как законопослушные граждане, приходили после завтрака к бассейну (мы, к слову, не относимся к категории сов) и обнаруживали печальную картину: все лежаки уже заняты. Вещи присутствуют, а людей нет — они ещё нежатся в кроватях, завершают утренний моцион или наслаждаются завтраком.
Нам оставалось либо просить персонал принести дополнительные лежаки, что создавало неудобство из-за отсутствия зонтика, либо покидать бассейн и перемещаться на пляж, что мы периодически и делали.
Бороться или подстраиваться
И вот здесь возникает закономерный вопрос: почему правила столь демонстративно игнорируются? Это люди настолько невоспитанны, что занимают лежаки вопреки запретам, или сама система функционирует так, что они вынуждены это делать?
Я склоняюсь ко второй версии. Ведь если не займёшь ты, непременно займут другие. Такова общественная механика при отсутствии контроля исполнения правил. И перед тобой остаётся выбор: примерить на себя берет революционера и вступить в борьбу с системой или включить режим дарвинизма и адаптироваться к сложившимся обстоятельствам.
Встречал я в комментариях и радикальные суждения вроде: «Если я подобное увижу, то без колебаний скину чужие полотенца и займу место!» Но это уже прямой конфликт, да и этичности в таком поступке не больше, чем в самой причине.
Более того, к середине отпуска я заметил любопытный нюанс: сами сотрудники комплекса за бакшиш бронируют лежаки для постояльцев. Выходит, система не просто не работает — она прогнила насквозь и погрязла в мелкой коррупции.
Таким образом, борьба за соблюдение установленных правил неизбежно перерастает в противостояние с самой системой. При желании, конечно, можно организовать революцию в масштабах одного бассейна, но это непростой путь, а история неоднократно демонстрировала: революционеры зачастую сами сгорают в пламени революции.
Так и что делать?
А вот это каждому предстоит решить самостоятельно. Признаюсь честно, на четвёртый день я принял для себя решение — адаптироваться. И тоже начал оставлять вещи на лежаках перед завтраком.
В своё оправдание замечу, что ограничение в один час мы всё же старались соблюдать, но чувство неловкости, что поступаю некрасиво, периодически давало о себе знать. Обычно такое чувство именуется совестью, и в этой ситуации совесть пришлось слегка потеснить, поскольку хотелось в полной мере наслаждаться возможностями отеля и не лишать себя комфорта из-за того, что система функционирует именно так.
Так, я из принципиального противника этой практики превратился в её невольного соучастника. Система одержала победу. И это яркая иллюстрация из социологии о закономерностях социального поведения.
Вот такая история. А что вы думаете по поводу лежаков? Как ведёте себя в подобной ситуации? 🐾
__________________
Читайте другие заметки египетского цикла: