Найти в Дзене

"Светлый ручей" в Большом едва не пересох...

Оглавление

А вы вообще об этом балете что-нибудь слышали?

Если коротко, это одно из "пострадавших от политики" произведений - как роман "Мастер и Маргарита", только повеселее.

От постановки Федора Лопухова остались редкие фотографии, вы их найдете в буклете, если все-таки его купите за 350 руб.

Новый спектакль Алексея Ратманского шел 20 лет, пользуясь любовью как публики, так и труппы, насколько я могу судить. Но был снят с репертуара в 2022 году по требованию хореографа - опять же, насколько я понимаю.

И да, в Михайловском театре - это другое. Вообще!

Артисты были в ударе - все!

Здесь нет никакого противоречия с тем, что я говорю выше. Когда все не очень хорошо, любой луч света радует вдвойне, правда?

Даже дирижер Павел Сорокин имел на себе торжественный костюм и улыбку, обычно он суров и неприступен. Но при этом, как человек с хореографическим образованием, очень внимателен к артистам.

Отдельно хочу сказать о музыке Дмитрия Шостаковича. Что здесь могло при первой постановке не понравиться?? Уж я настолько "ненаслушанный слушатель", мне что бемоль, то же и бекар - и то, по-моему, трудно найти музыку доступнее для восприятия и приятнее для уха, чем балеты Шостаковича.

Шостакович, как я это вижу, уважал своего слушателя и писал для него, хорошо понимая, что на симфонический концерт, скорее всего, возьмут билеты одни люди, а на балет - другие. К примеру, я по своей воле не пойду на "Леди Макбет Мценского уезда" ни за какие коврижки. Зато музыка к "Оводу" у меня часто играет, когда я работаю.

Состав исполнителей

Обратили внимание, что половина постановочной группы не указано? Это внутри, на следующей странице.

Моя главная надежда была на ветеранов. И они не подвели!

Дачники - Анастасия Винокур и Алексей Лопаревич

-4

Это выдающийся комический дуэт! Можно спорить, стоит ли награждать характерных артистов званием "заслуженных", но, без сомнения, они оба - истинное украшение сцены!

Мне показалось, что "молодящейся дачнице" передвижение на пуантах уже дается с трудом. Но это никак не влияет на общее впечатление.

Гаврилыч, инспектор по качеству - Михаил Лобухин (первое выступление)

(На общем фото - с левого края)

Дебют - в этой партии. А раньше он с оглушительным успехом выступал в роли незадачливого агронома Петра.

Партия ему ожидаемо идет. Здесь нужно много выдумки и актерского дарования. У меня прямо стоит перед глазами сцена, когда старина Гаврилыч обронил пластинку от граммофона, потом поднял и рукавом косоворотки протер.

Судя по его повадкам, наверное, это боцман Черноморского флота, списанный на берег. С трубкой в зубах - у нас в деревнях было принято трубку курить? Он на корабле привык следить за порядком, вот и здесь стал "инспектором по качеству", все время ко всем пристает с ценными указаниями.

Думаю, если восстановят еще и "Золотой век" Григоровича, Михаил Лобухин там может быть одним из подвыпивших нэпманов. Почему нет?

Доярка и Тракторист - Станислава Постнова и Павел Смирнов (первое выступление)

Небольшие партии, но очень славные. (Они на снимках справа)

Доярка - такая простецкая; ей выходное платье подарили "шефы" из города, так она его сначала примерила не с той стороны, кружевом назад.

Дебютант очень гибкий, а под конец так разошелся, что, изображая лохматого песика, даже тявкнул на весь зал!

Школьница Галя и Гармонист - Мария Мишина и Вячеслав Лопатин

(Они на снимках слева)

Очень живая, но одновременно застенчивая деревенская Школьница, польщенная вниманием заезжего гостя.

Но первая скрипка - то есть, гармонь - конечно, франтоватый Гармонист. Вячеслав Лопатин мне очень нравится в гротескных партиях, его Модест Алексеич в "Анюте" - просто шедевр. Здесь Гармонист вышел несколько мрачноватым, но исключительно элегантным.

Городская интеллигенция - Элеонора Севенард (первое выступление) и Владислав Лантратов

Пожалуй, из всего состава Владислав Лантратов - единственный, за кого я не волновалась совсем. То есть, в физическом смысле - да, с травмой, даже залеченной, стоять на пуантах, наверное, непросто. Но образ совершенно великолепен! Это надо видеть, словами такую "Сильфиду" не опишешь.

Элеонора Севенард, в счастью, развеяла мои сомнения.

Дело в том, что партия Классической танцовщицы как бы делится на две, "юбочную" и "брючную". По первой части у меня не было опасений, она прекрасно вписывается в образ "столичной дивы".

Но травести? Мне казалось, что это - не ее амплуа. Однако нет, совсем наоборот. В сцене дуэли "понарошку" ее персонаж был очень колоритным. А вот в совместном танце горцев и кубанцев мне немного не хватило огня, прыжок был скорее академичным, чем стремительным. Что ж, это только первое выступление, есть, над чем работать.

Сельская интеллигенция - Анна Никулина и Егор Геращенко

Анна Никулина, как мне кажется - балерина Григоровича, лучшая Фригия и Анастасия из всех, что я видела.

Неудивительно, что мечтательная и скромная "колхозная Татьяна", все время с книжкой в руке, пришлась ей как нельзя более впору. Меня больше беспокоила вторая часть, где ей нужно с помощью маски перевоплотиться в уверенную в себе "городскую фифу". Но и тут дело пошло гораздо лучше, чем я ожидала. А главное - несмотря на 20 лет на сцене, Анна Никулина в отличной форме!

-9

Порадовал и Егор Геращенко. В том смысле, что все было не так плохо, хотя могло быть и лучше. А может, и не могло?

Ну в самом деле, посмотрите на фото - какой из него колхозный агроном? Даже если он приехал на село по распределению? Я все думала, кого он мне напоминает внешне... Вспомнила! В сериале "Улицы разбитых фонарей", не в первых сериях, среди оперативников есть такой персонаж, по виду - дворовый прохиндей, не помню, как звать актера.

Не подумайте, что я, как многие "насмотренные" зрители, буду кого-нибудь ругать в целом. Нет, я считаю исключительно удачным дебют Егора Геращенко в партии Курбского - эдакий напыщенный фанфарон, которому ни до кого нет дела. И его капитан Пепинелли в балете "Марко Спада" довольно выразительный чудак.

Но все же по актерской части ему есть, над чем работать. Да и над танцевальной тоже, все время он что-то недоделывает, недокручивает, короче, работает немного спустя рукава.

-10

Еще я хотела сказать несколько слов:

Почему мне так нравится "Светлый ручей"?

  • Во-первых, как написано на программке, это "комический балет". Редкий случай, обычно на сцене сплошь трагедии... Вы знаете, я не очень ценю глубокомысленные советы по "выходу из зоны комфорта" - мне сначала надо туда войти.
  • Во-вторых, я нахожу, что у хореографа Ратманского чрезвычайно гибкое дарование. "Жизель" он ставит так, как будет интересно зрителям в Нью-Йорке, для которых она, я думаю, и предназначалась. А "Светлый ручей" и "Пламя Парижа", несмотря на явную тенденциозность последнего, поставлены для Москвы. И непосредственно для Большого театра, с учетом его огромной труппы: пять премьерских партий в одном, шесть в другом, туча кордебалета, увлекательный сюжет, много трюков и никакого катания по полу в драных джинсах - все, как мы любим. Ну, лично я - определенно.
  • И в-третьих, как-то так получается, что в составе всегда прекрасные артисты. Вот как сейчас.

С нынешней политикой распространения билетов сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать - форменное издевательство.

-11

Поэтому смотрите запись с идеальным - на мой взгляд - составом!

"Светлый ручей", запись по трансляции 2012 год