А вы вообще об этом балете что-нибудь слышали?
Если коротко, это одно из "пострадавших от политики" произведений - как роман "Мастер и Маргарита", только повеселее.
От постановки Федора Лопухова остались редкие фотографии, вы их найдете в буклете, если все-таки его купите за 350 руб.
Новый спектакль Алексея Ратманского шел 20 лет, пользуясь любовью как публики, так и труппы, насколько я могу судить. Но был снят с репертуара в 2022 году по требованию хореографа - опять же, насколько я понимаю.
И да, в Михайловском театре - это другое. Вообще!
Артисты были в ударе - все!
Здесь нет никакого противоречия с тем, что я говорю выше. Когда все не очень хорошо, любой луч света радует вдвойне, правда?
Даже дирижер Павел Сорокин имел на себе торжественный костюм и улыбку, обычно он суров и неприступен. Но при этом, как человек с хореографическим образованием, очень внимателен к артистам.
Отдельно хочу сказать о музыке Дмитрия Шостаковича. Что здесь могло при первой постановке не понравиться?? Уж я настолько "ненаслушанный слушатель", мне что бемоль, то же и бекар - и то, по-моему, трудно найти музыку доступнее для восприятия и приятнее для уха, чем балеты Шостаковича.
Шостакович, как я это вижу, уважал своего слушателя и писал для него, хорошо понимая, что на симфонический концерт, скорее всего, возьмут билеты одни люди, а на балет - другие. К примеру, я по своей воле не пойду на "Леди Макбет Мценского уезда" ни за какие коврижки. Зато музыка к "Оводу" у меня часто играет, когда я работаю.
Состав исполнителей
Обратили внимание, что половина постановочной группы не указано? Это внутри, на следующей странице.
Моя главная надежда была на ветеранов. И они не подвели!
Дачники - Анастасия Винокур и Алексей Лопаревич
Это выдающийся комический дуэт! Можно спорить, стоит ли награждать характерных артистов званием "заслуженных", но, без сомнения, они оба - истинное украшение сцены!
Мне показалось, что "молодящейся дачнице" передвижение на пуантах уже дается с трудом. Но это никак не влияет на общее впечатление.
Гаврилыч, инспектор по качеству - Михаил Лобухин (первое выступление)
(На общем фото - с левого края)
Дебют - в этой партии. А раньше он с оглушительным успехом выступал в роли незадачливого агронома Петра.
Партия ему ожидаемо идет. Здесь нужно много выдумки и актерского дарования. У меня прямо стоит перед глазами сцена, когда старина Гаврилыч обронил пластинку от граммофона, потом поднял и рукавом косоворотки протер.
Судя по его повадкам, наверное, это боцман Черноморского флота, списанный на берег. С трубкой в зубах - у нас в деревнях было принято трубку курить? Он на корабле привык следить за порядком, вот и здесь стал "инспектором по качеству", все время ко всем пристает с ценными указаниями.
Думаю, если восстановят еще и "Золотой век" Григоровича, Михаил Лобухин там может быть одним из подвыпивших нэпманов. Почему нет?
Доярка и Тракторист - Станислава Постнова и Павел Смирнов (первое выступление)
Небольшие партии, но очень славные. (Они на снимках справа)
Доярка - такая простецкая; ей выходное платье подарили "шефы" из города, так она его сначала примерила не с той стороны, кружевом назад.
Дебютант очень гибкий, а под конец так разошелся, что, изображая лохматого песика, даже тявкнул на весь зал!
Школьница Галя и Гармонист - Мария Мишина и Вячеслав Лопатин
(Они на снимках слева)
Очень живая, но одновременно застенчивая деревенская Школьница, польщенная вниманием заезжего гостя.
Но первая скрипка - то есть, гармонь - конечно, франтоватый Гармонист. Вячеслав Лопатин мне очень нравится в гротескных партиях, его Модест Алексеич в "Анюте" - просто шедевр. Здесь Гармонист вышел несколько мрачноватым, но исключительно элегантным.
Городская интеллигенция - Элеонора Севенард (первое выступление) и Владислав Лантратов
Пожалуй, из всего состава Владислав Лантратов - единственный, за кого я не волновалась совсем. То есть, в физическом смысле - да, с травмой, даже залеченной, стоять на пуантах, наверное, непросто. Но образ совершенно великолепен! Это надо видеть, словами такую "Сильфиду" не опишешь.
Элеонора Севенард, в счастью, развеяла мои сомнения.
Дело в том, что партия Классической танцовщицы как бы делится на две, "юбочную" и "брючную". По первой части у меня не было опасений, она прекрасно вписывается в образ "столичной дивы".
Но травести? Мне казалось, что это - не ее амплуа. Однако нет, совсем наоборот. В сцене дуэли "понарошку" ее персонаж был очень колоритным. А вот в совместном танце горцев и кубанцев мне немного не хватило огня, прыжок был скорее академичным, чем стремительным. Что ж, это только первое выступление, есть, над чем работать.
Сельская интеллигенция - Анна Никулина и Егор Геращенко
Анна Никулина, как мне кажется - балерина Григоровича, лучшая Фригия и Анастасия из всех, что я видела.
Неудивительно, что мечтательная и скромная "колхозная Татьяна", все время с книжкой в руке, пришлась ей как нельзя более впору. Меня больше беспокоила вторая часть, где ей нужно с помощью маски перевоплотиться в уверенную в себе "городскую фифу". Но и тут дело пошло гораздо лучше, чем я ожидала. А главное - несмотря на 20 лет на сцене, Анна Никулина в отличной форме!
Порадовал и Егор Геращенко. В том смысле, что все было не так плохо, хотя могло быть и лучше. А может, и не могло?
Ну в самом деле, посмотрите на фото - какой из него колхозный агроном? Даже если он приехал на село по распределению? Я все думала, кого он мне напоминает внешне... Вспомнила! В сериале "Улицы разбитых фонарей", не в первых сериях, среди оперативников есть такой персонаж, по виду - дворовый прохиндей, не помню, как звать актера.
Не подумайте, что я, как многие "насмотренные" зрители, буду кого-нибудь ругать в целом. Нет, я считаю исключительно удачным дебют Егора Геращенко в партии Курбского - эдакий напыщенный фанфарон, которому ни до кого нет дела. И его капитан Пепинелли в балете "Марко Спада" довольно выразительный чудак.
Но все же по актерской части ему есть, над чем работать. Да и над танцевальной тоже, все время он что-то недоделывает, недокручивает, короче, работает немного спустя рукава.
Еще я хотела сказать несколько слов:
Почему мне так нравится "Светлый ручей"?
- Во-первых, как написано на программке, это "комический балет". Редкий случай, обычно на сцене сплошь трагедии... Вы знаете, я не очень ценю глубокомысленные советы по "выходу из зоны комфорта" - мне сначала надо туда войти.
- Во-вторых, я нахожу, что у хореографа Ратманского чрезвычайно гибкое дарование. "Жизель" он ставит так, как будет интересно зрителям в Нью-Йорке, для которых она, я думаю, и предназначалась. А "Светлый ручей" и "Пламя Парижа", несмотря на явную тенденциозность последнего, поставлены для Москвы. И непосредственно для Большого театра, с учетом его огромной труппы: пять премьерских партий в одном, шесть в другом, туча кордебалета, увлекательный сюжет, много трюков и никакого катания по полу в драных джинсах - все, как мы любим. Ну, лично я - определенно.
- И в-третьих, как-то так получается, что в составе всегда прекрасные артисты. Вот как сейчас.
С нынешней политикой распространения билетов сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать - форменное издевательство.
Поэтому смотрите запись с идеальным - на мой взгляд - составом!
"Светлый ручей", запись по трансляции 2012 год