Найти в Дзене
Словесный бардачок

Снова в школу. Быть или не быть?

Давненько я не писала о своей новой старой работе. Зато накопила много мыслей, так что сегодня поговорим подольше. Как быть, если дети переходят границы дозволенного? Вспоминается Блок, а вслед за ним и Бродский: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Начну с воспоминаний. Учитывая то, что сельская местность остро нуждалась в учителях, распределение после пединститутов было областным. Но, поскольку я была коренной жительницей областного центра (у меня ко времени окончания вуза даже своя квартира имелась) и хорошо училась в институте (на распределение я заходила одной из первых), комиссия по распределению «пошла мне навстречу»: меня убедили, что я справлюсь с работой в колонии для малолетних преступников, которая находилась в Новосибирске, правда на ОбьГЭС, это очень далеко от Центрального района, где я жила. Ехать в деревню мне очень не хотелось — я там никогда не жила, а не подчиниться комиссии мне не пришло в голову — там сидели люди многоопытные, они, как мне тогда казалось, не ос

Давненько я не писала о своей новой старой работе. Зато накопила много мыслей, так что сегодня поговорим подольше. Как быть, если дети переходят границы дозволенного? Вспоминается Блок, а вслед за ним и Бродский: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

Начну с воспоминаний. Учитывая то, что сельская местность остро нуждалась в учителях, распределение после пединститутов было областным. Но, поскольку я была коренной жительницей областного центра (у меня ко времени окончания вуза даже своя квартира имелась) и хорошо училась в институте (на распределение я заходила одной из первых), комиссия по распределению «пошла мне навстречу»: меня убедили, что я справлюсь с работой в колонии для малолетних преступников, которая находилась в Новосибирске, правда на ОбьГЭС, это очень далеко от Центрального района, где я жила. Ехать в деревню мне очень не хотелось — я там никогда не жила, а не подчиниться комиссии мне не пришло в голову — там сидели люди многоопытные, они, как мне тогда казалось, не оставили никакого выбора: или колония, или деревня. Сейчас я понимаю, что надо было упереться и не соглашаться, а тогда…

В общем, летом, еще до начала учебного года, я съездила на рекогносцировку — посмотреть, как выглядит мое место работы. Сначала я испытала стресс, увидев охранников на КПП, а потом, пообщавшись с работодателем (не помню, кто это был), я поняла, что больше здесь не появлюсь ни-ког-да! Последней каплей стала информация, что я буду работать не учителем, а воспитателем. Вы представляете, что это такое в колонии? Учитель проводит урок в присутствии охранника, а воспитатель — сам себе охранник. А мне 22 года, и я книжная и романтичная девушка…

В общем, пошла я солнцем палима в облоно (областной отдел народного образования) сдаваться и со слезами стала умолять отправить меня в деревню. Удалось договориться, чтобы меня это был ближайший к городу район. Так моим первым местом работы в качестве учителя стала (ха-ха!) Кремлевская школа, которая находилась в… Кремлевском совхозе Коченевского района Новосибирской области. Там я выдержала год, жилье дали — мы жили в двушке еще с двумя молодым учительницами, но это не собственная квартира, которая стояла закрытой. Да я и в институте-то в общаге не жила. Короче, как оказалось, можно было сразу, наплевав на распределение, прийти в любую новосибирскую школу, и меня бы взяли на работу, т. к. вакансии в образовании всегда имеются. В итоге через год я стала работать недалеко от дома в новосибирской школе.

Памятник учителю в Красноярске
Памятник учителю в Красноярске

К чему я это все вспомнила? Да к тому, что сейчас, спустя -дцать лет, я опять почувствовала себя как после распределения. Дети меня приняли, хотя говорить о каких-то результатах и повышении их мотивации сейчас пока однозначно рано. А самое главное, я понимаю, что работа меня, как всегда, начинает засасывать, я вкладываю в нее больше усилий и душевных сил, чем это допустимо для сохранения здоровья пожившего человека, собственной самооценки и психологической безопасности.

Моя мягкость (которую дети, ищущие лазеек, по ошибке иногда принимают за слабость) привела к тому, что кое-кто начал переходить границы дозволенного. Пришлось, как говорится, показать зубы. П. продолжила забирать мою энергию и мешать классу. Не потому, что она ко мне плохо относится, а потому, что это ее естественная манера поведения, весьма эгоцентричная и неаристократическая. Недавно сказала: «Вам повезло, я сегодня в хорошем настроении». В другой раз демонстративно пол-урока скребла карандаш, потом, осознавая, что я вижу ее действия, вывалила соструганный грифель на пол. Другой эпизод: она решила выйти во время урока, несмотря на мой запрет, остановил ее только мой железный тон, после которого я закашлялась и утирала слезы перед классом, потому что в горле запершило из-за непривычного повышения голоса. И совсем уже вопиющий случай. Родители оплачивают индивидуальные занятия с П. по русскому языку, на которые та приходит с таким выражением лица, что сомнений не остается: она не собирается заниматься. Потом следует условная причина, по которой девочке нужно срочно уходить. И последний раз она заявила: «А вы запишите, что мы отзанимались, я маме не скажу».

Мои действия: отказалась от индивидуальных занятий с П., поставила в известность администрацию, пригласила маму через куратора, сообщила об этом П. и поставила ультиматум: или она меняется, или мы расстаемся, если надо — уйду я. (Подозреваю, что дети не хотят, чтобы я уходила, но пришлось прибегнуть и к этому аргументу, которым не люблю щеголять, — в ход пошли все средства.) В общем, сменила по отношению к ней свою привычную манеру поведения на более жесткую. Что для меня нехарактерно, для меня свойственны строгие (но справедливые) требования по предмету, но во взаимоотношениях с детьми моим естественным стилем является ирония и обычно хватает укоряющего взгляда, чтобы шалопай пришел в себя. Так что имеем то, что имеем, значит, будем лавировать и менять тактику. Знаю только одно: тактику надо иногда менять, хоть я и не умею гневаться так, чтобы это было действенно, надо очень сильно постараться, чтобы меня до этого довести🙃

Понятно, что не моя вина в том, что у П. такие проблемы — ошибки допущены в семье, но, если дети переходят границы дозволенного, в этом есть и наша вина, ведь мы это допустили. Иногда в обществе приходится слышать, мол, не надо наших детей воспитывать, учите их — и всё. А как они себе это представляют? Ладно, это отдельная тема.

В общем, до П. удалось достучаться общими усилиями — со следующего дня ее как подменили. Оказывается, надо сказать спасибо хорошей работе психолога, эта работа в школе поставлена на уровне! И администрации, которая меня поддержала, когда я приуныла и готова была сказать: «Будь проклят тот день, когда я села за баранку этого пылесоса!» Ну и, конечно, сработало то, что я все-таки хватилась (а выхода уже не было — не могла же я позволить так со мной общаться) и приняла меры, а то хоть уходи. Я ведь уже начала сомневаться в том, что смогу с этим справиться, ведь нестандартные решения приходят далеко не всегда. Поэтому я в корне не согласна с комментатором к первой статье про мое возвращение в школу: «"Я не знаю, откуда у меня берутся эти нестандартные решения, наверное, это мое призвание". И скромности убавьте, или это на правах рекламы?» Учитель должен осознавать свое могущество и призвание, только тогда он сможет справиться с такими ситуациями (не подавив ребенка и не позволив унизить себя). Учитель на уроке — главный, и никак иначе.

Часть общества ничего не понимает в учительской работе, требуя от учителей то скромности, то грубости (были мнения, что лучше наорать, но за одним «наорать» последует еще раз «наорать» и так до бесконечности, это плохой метод) или защищая права детей от коварных учителей. Нет, как раз те, кого волнует будущее их детей, то есть их родители, понимают, что учитель и школа — их союзник. Все мы как родители допускаем ошибки, но большинство из нас их признает и стремится исправлять. Я, кстати, уже с несколькими родителями познакомилась, все примерно так и мыслят, причем у некоторых есть чувство вины перед детьми, что не могут им много внимания уделить в силу занятости на работе. И готовы принимать помощь и действовать сообща. А учителя — люди, и они разные, и они нужны детям разные: и мягкие, и жесткие. Лишь бы не равнодушные.

А насчет сложности учительской работы вот вам пример: в нашей школе много молодых мужчин, и это здо́рово. Но вот один из них уходит. А ведь он все время в окружении детей, они к нему тянутся, да и ему видно, что нравится работа, и энергии ему не занимать. Но человек отработал полтора года и уходит на стройку. Сказал: «Дети — цветы жизни. Но я лучше буду кирпичи на стройке таскать». Так что это профессия, заведомо подразумевающая выгорание. Может это и неправда, но слышала, что в Америке учителей со стажем больше 10 лет не берут в свидетели на суде.

Памятник первому учителю, Горно-Алтайск
Памятник первому учителю, Горно-Алтайск

Я считаю, что каждый учитель ценен и достоин памятника. При том, что оплата труда совершенно не соответствует, во-первых, тем затратам труда, который учитель вкладывает в свою работу, во-вторых, той важности для общества, какую представляет работа учителя. Любой курьер или самый мелкий банковский менеджер, который занимается обзвоном и воспроизводством денег, получает в разы больше, чем учитель, который хорошо образован и от которого зависит судьба каждого поколения и будущее государства. А потом какой-нибудь торговец делает бровки домиком и говорит: «Бедные учителя, как они работают за такие зарплаты…» А про себя прибавляет: «Убогие, не умеют зарабатывать».

А учителям не нужна их жалость. Им нужен результат, который может быть достигнут только при понимании всем обществом важности их работы. Поэтому даже не пытайтесь говорить плохо про учителей. Я спросила у директора нашей школы, молодой, успешной и энергичной женщины, как она решилась взяться за такой бизнес, ведь образование, хоть и частное, прибыли практически не приносит. А она ответила: «Это не бизнес, это миссия».

А насчет П. скажу так: она все-таки еще ребенок, она может понимать по-хорошему, но, видимо, ей нужны периодические встряски. Я тут недавно в какой-то связи сказала детям, что после школы отличники, бывает, пройдут мимо — и не заметят. А двоечники, с которыми ругались и бились насмерть, аж дорогу перейдут, чтобы поздороваться. П. тут же отреагировала: «Это про меня!»

Пока я не настроена уходить, настроена на конструктивное решение проблем. Если не удастся и пойму, что такая работа себе дороже, тогда решу, что с этой миссией я не справилась. В моей жизни от этого ничего не изменится, потому что я уже со столькими миссиями в жизни справилась и продолжаю справляться, что одна неудача меня не сломает. Но я упорная, поэтому, пока здоровье позволяет, буду бороться.

Кстати, меня очень порадовала тихоня У. своим прекрасным сочинением — отзывом на фильм «Пеликан». Она смогла увидеть ситуацию шире, чем детские оценки типа «отец не должен был так поступать». Пока не из всех еще вытрясла сочинение, но худо-бедно пытаются писать сами.

Продолжение следует.

Памятник учителю в Якутске
Памятник учителю в Якутске

И да, когда я пишу о своей жизни, людям иногда кажется, что я выдумываю. Значит, просто я умею рассказывать😎 Я не пишу ни одного слова неправды. Мне действительно есть что рассказать, потому что я много видела, много переезжала, много успела в нескольких специальностях и двоих сыновей вырастила. Кроме того, я в сознательном, взрослом возрасте застала развал своей страны и все, что за ним последовало. Так что ничего удивительного, что жизнь моя похожа на вымысел🧚‍♀️ и считайте, что я еще не начинала рассказывать.

Вот вам ссылочка на статью, где тоже есть мои воспоминания.

Автор: Софья Мулеева (Романенко)

Буду рада вашей поддержке и вашим советам.

Следите за подборкой «Снова в школу».

Если вам нужна редактура или корректура, я на связи в ВК.