Найти в Дзене

Петр I и перемены в Японии

В первой половине XIX века часть японских интеллектуалов обратилась к опыту России и фигуре Петра Великого, чтобы продвинуть идеи модернизации страны. В ней они видели выход из глубокого системного кризиса, в котором оказалась Страна восходящего солнца. Сторонники перемен призывали к разумному заимствованию западных технологий и достижений науки, развитию внешней торговли, торгово-денежных отношений, промышленности. Эти люди (в разной степени, вольно и невольно) идейно подготавливали комплекс реформ 1868­­–1889 годов, изменивших весь общественно-государственный порядок Японии и выведший страну в число мировых держав – «обновление Мейдзи»*. Одним из таких идеологов был политик и мыслитель Сакума Сёдзан, открывший в 1851 году в японской столице собственную школу, из которой вышли многие лидеры реформаторского движения эпохи Мэйдзи. Примечательно, что в своих сочинениях Сакума Сёдзан неоднократно ссылался на опыт русского императора Петра Великого. Даже в стихах. К востоку он владения на

В первой половине XIX века часть японских интеллектуалов обратилась к опыту России и фигуре Петра Великого, чтобы продвинуть идеи модернизации страны.

В ней они видели выход из глубокого системного кризиса, в котором оказалась Страна восходящего солнца. Сторонники перемен призывали к разумному заимствованию западных технологий и достижений науки, развитию внешней торговли, торгово-денежных отношений, промышленности. Эти люди (в разной степени, вольно и невольно) идейно подготавливали комплекс реформ 1868­­–1889 годов, изменивших весь общественно-государственный порядок Японии и выведший страну в число мировых держав – «обновление Мейдзи»*.

Одним из таких идеологов был политик и мыслитель Сакума Сёдзан, открывший в 1851 году в японской столице собственную школу, из которой вышли многие лидеры реформаторского движения эпохи Мэйдзи.

Примечательно, что в своих сочинениях Сакума Сёдзан неоднократно ссылался на опыт русского императора Петра Великого. Даже в стихах.

К востоку он владения на десять тысяч верст расширил –
Все потому, что поощрял науки, научившись у голландцев.
А в нашей же стране болтают о пустом наследники героев –
Уж сотню лет нет никого, сравнимого с Петром!
(перевод В.В. Щепкина)

А вот фрагмент из письма к поэту Янагаве Сейгану:

«В глубине души я очень надеюсь, что в ближайшее время правительство… решительно изменит свой прежний временный курс и СДЕЛАЕТ ВСЕ ТАК, КАК ПЕТР В РОССИИ. Выбрать разных людей, послать их за границу, чтобы изучали искусства и ремесла, которые там развиты, и собирали сведения о местной обстановке и настроениях. Пригласить побольше иностранных умельцев, тепло принять их с открытым умом и сердцем, сделать их учителями в искусствах, которых нет в нашей стране, и всячески развивать науки. Изменить систему деления на княжества, запретить безделье, смягчить наказания, развивать машиностроение, открыть фабрики, увеличить число больших кораблей, восстановить морскую торговлю… Я скромно полагаю, что если мы будем придерживаться этих мер в течение некоторого времени, то сможем превзойти по государственной мощи Англию, Францию и Америку».

Это письмо он написал в 1858 году. Но фигура Петра Великого вдохновляла японца и до этого. В 1842 году он представил главе княжества Мацусиро и члену совета старейшин центрального правительства Санаде Юкицуре предложения по укреплению обороны морских берегов. В записке он несколько раз обращался к опыту российского государя.

Приведу несколько примеров.

«Не так давно РОССИЙСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ ПЕТР, осознавая нехватку крупных судов, неумение вести войну на море и незнание навигации в своей стране, пригласил из Голландии знатоков разных искусств и ремесел для обучения им своих подданных. Хотя и приходилось прибегать к принуждениям и поощрениям, спустя некоторое время все эти искусства и ремесла стали развиваться, и в конце концов Россия стала одним из достойных государств Европы».
Сакума Сёдзан
Сакума Сёдзан

А вот здесь Сакума Сёдзан пишет о той роли, которую может сыграть энергичный правитель, если возглавит преобразование государства:

«ДО ПЕТРА Россия считалась среди других государств Европы глупой, неотесанной и бедной страной, с которой едва ли стоит иметь отношения. Но когда ее возглавил и повел за собой ВЕЛИКИЙ ПРАВИТЕЛЬ, Россия уже никогда не попадала под власть других государств. Что уж говорить о нашей стране, народ которой по своему разуму не имеет равных во всем мире? Да, по обширности территории мы уступаем Китаю и России, но по плодородию земель и умственным способностям народа Япония действительно превосходит всех остальных».

Оставим на совести просвещенного японца его мнение насчет особенно могучих умственных способностей его сородичей. Для нас важно другое ­– для подтверждения своих идей он ссылается на деятельность Петра I. Раз получилось у русских под руководством царя-преобразователя, то у японцев – точно получится.

Другим влиятельным японским мыслителем первой половины XIX века был Аидзава Сэйсисай. По долгу службы ему пришлось заняться «российским вопросом», и плодом его трудов стала работа «Удивительные слухи о Курильских островах» («Странные слухи об островах Тидзима»), увидевшая свет в 1801 году.

Погрузившись в тему, исследователь серьезно обеспокоился безопасностью любимой Японии – ведь кругом варвары, а совсем рядом могущественная Российская империя.

А в чем секрет её могущества?

Аидзава Сэйсисай обратился к истории и нашёл ответ ­– в преобразованиях Петра I:

«Он направил всю свою энергию на упрочение источников существования народа и обогащение государства. Он разбил виноградники и фруктовые сады, чтобы обеспечить достаточное продовольствие для своего народа. Он основал школы, чтобы распространить официальную религию. Он вымуштровал российскую армию и тем самым вселил страх в сердца врагов России».
Аидзава Сэйсисай
Аидзава Сэйсисай

Современный востоковед В.В. Щепкин отмечает, что особенно впечатлила японца личная вовлечённость русского государя в дело преобразований. Аидзава Сэйсисай подчеркивал, что Петр «лично поехал на Запад, выдав себя за рядового рабочего, чтобы освоить техники строительства крупных судов».

Для японца было важно, что русский царь осознавал отставание России от Запада в военном и морском деле и науках. Именно поэтому он отправил за границу студентов, закупал научные книги и основывал образовательные учреждения. Наглядный плод его трудов ­– мощный военно-морской флот.

Изучение «российского вопроса» и преобразовательной деятельности Петра Великого утвердило Аидзаву Сэйсисай в мысли, что при должном руководстве даже страна с невыгодными климатическими и природными условиями может стать ведущей мировой державой.

Эту идею высказывает и автор «Записки о положении дел в зарубежных странах» 1839 года Ватанабэ Кадзан:

«Россия была самой северной из всех северных стран, однако в ней появился ВЕЛИКИЙ ПРАВИТЕЛЬ ПО ИМЕНИ ПЕТР, который захватил земли шириной семьсот или восемьсот ри, а протяженностью – три тысячи ри от Швеции на западе до Сибири, что граничит с восточными землями айнов. Во всех этих землях он проложил дороги, построил станции, прорыл каналы, пустил по ним корабли, отыскал товары, наладил торговлю, освоил дикие леса, и равнины, основал новую столицу, учредил академию, обучил народ, принял в подданство из других стран 201 тысячу 357 человек, создал школу для изучения военных и словесных наук, подготовил кадры, одержал победы в нескольких десятках больших войн и создал ВЕЛИЧАЙШУЮ В МИРЕ ИМПЕРИЮ. Все это было сделано в правление одного только Петра!»

В.В. Щепкин отмечает, что в то время как многие высшие чиновники Японии относились к другим странам враждебно, с пренебрежением и высокомерием Ватанабэ Кадзан «попытался донести мнение, что мир меняется, и Поднебесная не всегда остается Поднебесной, а варвары – варварами». Более того, пример Петра, по мнению исследователя, он использовал для «подспудной критики косного взгляда на международное положение Японии, который был свойствен столь многим в кабинетах центрального правительства». Дальновидный японец предупреждал власти, что если «не начать меняться самим, то меняться заставят другие».

Памятник Ватанабэ Кадзану в парке Икинохара г. Тахара
Памятник Ватанабэ Кадзану в парке Икинохара г. Тахара

В конце концов, Япония успешно модернизировалась и обзавелась сильным военно-морским флотом, что для России оказалось не слишком приятным. Но история XX века пока подождёт.

* Так этот период называют японцы, но в нашей историографии закрепились менее точные обозначения «революция Мэйдзи» и «реставрация Мэйдзи».

Автор: Иван Бирюков

Библиография:

  1. История Японии: учебник для студентов вузов / Под ред. Д.В. Стрельцова – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. С. 248–259, 263­–264.
  2. Щепкин В.В. Реформы Петра I как модель для Японии в сочинениях конца эпохи Эдо // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 10: Востоковедение. С. 82–91.
-4