Небольшой городок Тихвин лежит глубоко в Лен. области и основан по меркам истории не так уж и давно, как может показаться, в 1773 году, аккурат во время Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва. Строительство было начато по берегам реки Тихвинки, которая служила водной артерией, соединяющей Волгу с Балтийским морем, однако, город прежде всего известен Тихвинским монастырем и Чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. При въезде установлена стела с военной атрибутикой, в 2010 году Дмитрий Медведев, указом президента РФ постановил: за проявленное мужество, стойкость и героизм в годы Великой Отечественной войны 1941-1944 гг. присвоить городу звание - Город воинской славы.
Напротив стелы есть небольшая парковка с картой Тихвина, где указанны достопримечательности города и историческая справка.
А рядом постамент с танком "Т-34". Он расположен на северо-западном выезде из города, близ шоссе на Санкт-Петербург. Памятник открыт 11 мая 1974 года. Текст на табличке: "С этого рубежа начался разгром немецко-фашистских войск под Тихвином в декабре 1941 года".
Небольшой городок весьма уютен и опрятен и хотя, как я упоминала ранее дата его возведения не очень солидная, тем не менее Тихвинский погост и небольшой посад возле него начинает свою историю с 1383 года. И какой же важной датой запомнился этот год? Несомненно, казнью в Орде тверского князя Александра с сыном Федором. Но, всё же ещё более значимым событием было явление иконы Божией Матери на берегах Тихвинки.
Образ Тихвинской Божией Матери знаком многим, с иконы сделано много "списков".
Немного путевой информации. Для приезжающих на автомобиле, сразу оговорюсь, парковка возле монастыря есть! Проезжаете мост
Сразу за ним, на противоположном берегу от входных врат монастыря, расположен вполне приличный бесплатный паркинг. Я стою как раз у машины, для ориентира.
Переходите дорогу около ресторанчика
и по улице Советской
вдоль городских бань и прачечной, двигаетесь к входу в монастырь.
Точный адрес: Ленинградская область, Тихвинский район, г.Тихвин, ул. Тихвинская, д.1, координаты: 59.65295, 33.520683 Вход в монастырь проходит по живописной аллее с не менее живописными местными, через часовню.
До второй половины XVIII века ворота и стены монастыря были деревянными, но над западными входом обители в 1668 - 1669 гг. была возведена каменная башня церкви Тихвинской иконы Божией Матери.
Первая церковь на месте нынешнего "Крылечка" появилась ещё в 1791 году. Однако скромное деревянное строение не могло вместить всех паломников, стремящихся помолиться перед чудотворной иконой. Ситуация кардинально изменилась после исцеления в 1856 году тихвинского мещанина Александра Афанасьевича Боровского. Страдавший от падучей болезни и серьёзных заболеваний ног, он неожиданно получил исцеление после молитвы перед Тихвинской иконой. Это событие, ставшее ещё одним подтверждением чудотворной силы иконы, послужило мощным импульсом для строительства новой, более величественной церкви. Строительство началось не сразу, и лишь в 1860 году, благодаря щедрым пожертвованиям верующих, начались работы над проектом, разработанным талантливым архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа.
Завершилось строительство в 1865 году, а освящение состоялось в 1863 году. Выбор архитектурного стиля – эклектика – был полностью осознан. Он позволил гармонично вписать новое здание в существующую архитектурную композицию монастыря, сохранив при этом индивидуальность и выразительность часовни. Название "Крылечко" появилось не случайно. На месте новой церкви ранее существовало небольшое крыльцо, служившее местом молитвы. Архитектурное решение Бенуа, в котором фреска с изображением Тихвинской иконы Божией Матери словно "охватили" стены часовни, создавая эффект священного ковчега, подчеркивает эту связь с прошлым. Богатая отделка – искусно изготовленные светильники (их было десять, пожертвованных прихожанами), великолепная риза, украшающая фреску с образом Богоматери – всё это говорит о щедрости и глубокой преданности людей, вложивших свои средства и молитвы в создание этого святого места. Сегодня "Крылечко" остаётся одним из самых почитаемых мест Тихвинского монастыря. Небольшая по размерам, она хранит в себе не только архитектурную красоту, но и историю чудес, народной веры и безграничной любви к Божьей Матери.
За часовней, надвратную церковь Тихвинской иконы Божией Матери почти не видно, так она выглядит с обратной стороны.
На входе выдают юбки и платки, а так же расположен церковный магазин с травами, чаем, святой водой и пустой тарой (святую воду можно набрать самим на территории монастыря).
Почти у входа расположен ларек с пирожками: слепленные вручную, с качественными начинками, дешевые и диво какие вкусные, всегда покупаю себе и домашним. Если палатка закрыта, то даже более богатый ассортимент представлен в монастырской трапезной. Котэ ждут, когда будут продавать пироги.
От надвратной церкви идёт липовая аллея, где расставлены информационные щиты с фотографиями о жизни Тихвинской обители.
А так же о том, как пережил монастырь годы войны.
В конце аллеи стоит Камень-Памятник освободителям монастыря в декабре 1941 г. (2009 г.). Победа Красной Армии в наступательной операции стала возможна не только благодаря скоординированным действиям крупных воинских частей, но и благодаря мужеству и мастерству небольших, но ключевых подразделений, таких как разведрота 25-го стрелкового полка, которой командовал 22-летний лейтенант Николай Моисеенко. Его подчиненные, преимущественно совсем молодые бойцы, совершили настоящий подвиг, результаты которого перевернули ход событий. Операция началась в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года. Разведрота, получив задание разведать район деревни Паголды, – важного узла обороны немцев, – продемонстрировала не только отвагу, но и высочайший уровень тактической подготовки. Вместо лобовой атаки, разведчики, искусно обойдя деревню с тыла, внезапно атаковали огневые позиции врага. Внезапность, точность и скоординированность действий привели к панике в рядах противника и стремительному захвату Паголды. Это стало первым важным шагом к освобождению Тихвина. Уже 7 декабря в деревню вошли стрелковые подразделения 25-го полка, и началась подготовка к наступлению на сам город. Следующей целью стала захват аэродрома, расположенного между Паголдой и Тихвином. Разведчики, проявив выдающуюся смелость и профессионализм, не только овладели аэродромом, но и захватили ценные документы, содержащие информацию о дислокации немецких войск и их планах. Эти документы играли важную роль в дальнейшей стратегии советского командования. Кульминацией действий разведроты стала ночная операция по захвату Большого Тихвинского монастыря, крупного укрепленного пункта немцев, где располагались значительные запасы продовольствия и боеприпасов, а также численное вражеское подразделение. Под руководством лейтенанта Моисеенко, усиленная лучшими бойцами разведроты, провела операцию, ставшую образцом молниеносного и бескровного захвата. Без лишнего шума, без выстрелов, разведчики, расположившись цепью, ворвались в монастырь и всего за 10 минут овладели этим важным стратегическим объектом. Эффект был ошеломляющим: противник воспринял это как наступление крупных советских сил. Важную роль в успехе операций сыграла связь с полковым штабом, поддерживаемая через юных разведчиков – Сашу Котова и Костю Пчелку, которые проявили исключительную храбрость и ответственность. Проникновение разведроты в город дезорганизовало оборону немцев и создало условия для успешного освобождения Тихвина. 9 декабря 1941 года Тихвин был освобожден. Эта победа, во многом обеспеченная героизмом разведчиков под командованием лейтенанта Моисеенко, имела огромное значение для морального духа Красной Армии и стала символом первой крупной успешной наступательной операции на начальном этапе Великой Отечественной войны. Подвиг этих молодых бойцов, их смелость, профессионализм и преданность Родине заслуживают вечной памяти.
Святые врата с надвратной церковью Вознесения Господня.
Святые Ворота с церковью Вознесения, расположены на западной линии монастырского ансамбля. Строительство Святых Ворот приходится на период русско-шведской войны 1591-1593 годов, во времена правления Бориса Годунова. Это время укрепления границ и создания оборонительных сооружений, и Святые Ворота не были исключением. Их архитектура, характерная для того времени, поражает богатством декоративных элементов. Изящные проемы, выразительные кокошники, украшающие вход, придают сооружению не только оборонительный, но и ярко выраженный парадный характер. В 1623 году разрушительный пожар нанес им серьезный ущерб. Восстановительные работы были завершены лишь к 1641 году.
Дальнейшее украшение архитектурных форм и фасадов произошло в 1662 году благодаря иконописцу Родиону Сергееву, который придал воротам новый внешний вид и духовное наполнение. К сожалению, перестройки XVIII-XIX веков внесли свои коррективы в первоначальный вид Святых Ворот, исказив некоторые детали и архитектурные решения. Трагическим событием стало разрушение части сооружения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Это привело к значительным потерям и потребовало серьезных реставрационных работ в послевоенные годы. Сегодня Святые Ворота представляют собой уникальный памятник русской архитектуры. Несмотря на пережитые искусственные и естественные катаклизмы, они сохраняют свою историческую ценность и привлекают внимание как специалистов, так и простых туристов.
После того, как проходишь Святые ворота, оказываешься в главной части монастыря, доминантой которого является собор Успения Пресвятой Богородицы.
Первые упоминания на территории нынешнего собора относятся к явлению иконы Божией Матери, событию, которое и послужило основанием для строительства церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1683 году на этом месте возвели деревянную церковь, но ее судьба была нелегкой. Трижды, в 1390, 1395 и 1500 годах, она сгорала дотла, каждый раз восставая из пепла, словно феникс, подтверждая неизбывную веру жителей. Эти пожары, вероятно, связаны с частыми деревянными строениями тех времен и отсутствием эффективной пожарной защиты. Это наглядно иллюстрирует, насколько значимым было это место для верующих, что они снова и снова восстанавливали храм, несмотря на частые трагедии. Переломным моментом стало царствование Василия III. В период с 1507 по 1515 годы на месте сгоревшей церкви началось строительство каменного Успенского собора. История строительства окутана загадками. В качестве главных строителей традиционно называют богатого новгородского купца Дмитрия Ивановича Сыркова и таинственного "Фрязина" – зодчего, присланного из Москвы. Термин "Фрязин" — это не имя, а скорее этноним, обозначающий иностранца, чаще всего из Западной Европы. Скорее всего, Д.И. Сырков был благотворителем, финансировавшим строительство, а "Фрязин" - это обобщенное наименование для целой группы приглашенных из-за границы мастеров. Вполне вероятно, что среди них был и неизвестный нам итальянский архитектор, учитывая активное привлечение итальянских специалистов в Россию при Иване III и Василии III. Это предполагает использование передовых для того времени строительных технологий и архитектурных решений.
Архитектурный стиль Успенского собора ярко демонстрирует влияние московской школы зодчества начала XVI века. Он представляет собой один из ярких примеров соборов, построенных по образцу или под явным влиянием архитектуры Московского Кремля, что указывает на тесные связи между Тихвином и Московским государством. В 1560 году собор стал центральным храмом вновь основанного Успенского монастыря, обретя еще большее значение. Старейшее каменное здание Тихвина, Успенский собор, являет собой бесценный памятник архитектуры, переживший века. Однако, XX век принес свои испытания. В 1936 году собор был закрыт советской властью, но, к счастью, здание уцелело. В 1960-1970-х годах были проведены масштабные реставрационные работы, после чего собор открылся как музей. И только в 1997 году, после долгого перерыва, Успенский собор вновь обрел статус действующего храма. Кульминацией этого возрождения стало возвращение в 2004 году главной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери, символически завершившее многовековую историю храма, наглядно продемонстрировавшую удивительную стойкость веры и непреходящую ценность культурного наследия России.
Вид собора с юго-востока
Вид храма от Святых врат
При входе в храм сохранилось старинное крыльцо, на сводах которого восстановлены фрески.
Слово "фреска" – происходящее от итальянского "fresco" ("свежий", "сырой"), хранит в себе секрет уникальной техники живописи, требующей от художника не только таланта, но и невероятной скорости и точности. Ведь фреска – это не просто картина на стене, это картина, *вписанная* в саму стену, ставшая с ней единым целым. Процесс создания фрески – это завораживающий танец художника со временем. Сначала стену покрывают слоями известкового раствора – "intonachino" (тонкий слой) и "arriccio" (грубый слой, создающий текстуру). Ключевой момент – нанесение "giornata" – суточного слоя "intonachino", того самого свежего, влажного пласта штукатурки, на котором и будет твориться чудо. Этот слой, тщательно выверенный по размеру, определяет рабочую зону художника на день. Его толщина, как правило, не превышает нескольких миллиметров, и она тщательно контролируется мастером. Краски для фрески – это пигменты, разведенные чистой водой. Отсутствие связующих веществ, таких как масло или клей, является определяющей характеристикой техники. Именно взаимодействие пигмента с карбонатом кальция в высыхающем известковом растворе обеспечивает потрясающую стойкость фрески на протяжении столетий. В отличие от масляной живописи, где цвета со временем темнеют, фреска, наоборот, может со временем слегка посветлеть, сохраняя при этом яркость и насыщенность. Но эта долговечность достигается ценой невероятных усилий. Художник работает против времени. У него есть всего 10-15 минут, пока штукатурка остается достаточно влажной для впитывания пигмента. Любая ошибка, любой неточный мазок – и фрагмент работы придется счищать, заново наносить штукатурку и начинать все сначала. Это требует не только виртуозного владения кистью, но и умения мыслить быстро, представляя композицию в целом и четко планируя каждый мазок. Более того, художнику необходимо учитывать свойства пигментов. Некоторые из них вступают в реакцию с известью, меняя свой цвет. Поэтому мастер должен быть искушен в химии, точно знать поведение каждого пигмента и уметь предвидеть результат смешивания цветов. Сегодня, несмотря на появление множества современных техник живописи, фреска остается одной из самых завораживающих и уникальных.
История строительства собора, а точнее, завершающего этапа, полна драматизма. В конце XVI века, когда собор возводился усилиями московских мастеров, произошла катастрофа. Новая паперть, практически завершенная, обрушилась, погребя под собой двадцать рабочих. Громадные каменные глыбы образовали настоящий "каменный мешок", надежда на спасение людей таяла с каждой минутой. Три дня продолжались изнурительные работы по расчистке завалов. Представьте себе отчаяние и ужас тех, кто наблюдал за этой трагедией! Задыхаясь в пыли и не зная, что делать, они откапывали десятки кубометров камня, понимая, что шансы найти кого-то живым стремительно уменьшаются. Воздух был скуден, пищи не было, надежда почти угасла. И вот, невероятное: всех двадцати рабочих извлекли из-под обломков живыми и невредимыми!
Это событие потрясло весь Тихвин. Объяснение нашлось только в одном – в заступничестве Божией Матери, чья икона являлась (и является до сих пор) главной святыней монастыря. Чудо Тихвинской паперти стало легендой, которая передается из поколения в поколение, подтверждая глубокую веру тихвинцев в силу молитвы и заступничество Пресвятой Богородицы. Эта история – яркое свидетельство того, как вера способна пересилить даже самые безысходные обстоятельства. Символично, что иконография, неотъемлемая часть православного храма, играет ключевую роль в этом повествовании. Изображения Христа, Богородицы и святых, фрески и мозаики, украшающие Успенский собор, не просто элементы декора, они – зримое воплощение веры, напоминание о божественном присутствии и заступничестве.
После возвращения Тихвинского монастыря Церкви в 1995 году, началась масштабная реставрация храма. Особое внимание уделили уникальному иконостасу начала XVII века – одному из древнейших в России. Его реставрация вернула к жизни яркие краски и историческую ценность этого произведения искусства. Интересное решение было принято и в вопросе освещения. Западные барабаны собора сделали "световыми", концентрируя свет на том месте, где изначально находилась Тихвинская икона Божией Матери. Это не только улучшило освещенность храма, но и подчеркнуло важность центральной святыни, став визуальным воплощением чудесного спасения рабочих. Таким образом, современная реставрация гармонично соединила заботу о сохранении исторического наследия с подчеркиванием духовного значения происшедшего чуда.
Интересно был решен вопрос с освящением - западные барабаны сделали "световыми"; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
Тихвинская икона Божией матери стала с начала XVI в. общерусской святыней. Образ матери и божественного младенца являются, пожалуй, самым распространенным в русском православии и более 600 лет вдохновляют наш народ на славные дела. Приснодева Мария с младенцем Христом на левой руке изображена в композиции, называемой Одигитрией (что означает путеводительница, т.е. наставляющая на истинный путь). Свободной правой рукой Мать представляет сына, которому суждено пострадать за людей и спасти мир. Иисус одной рукой держит свиток, другую поднимает в двуперстном благословении. Его правая нога поджата, а ступня обнажена. Обе персоны, слегка повернувшись друг к другу. Печаль задумчивых ликов подчеркивает нежное воздушное излучение, исходящее от живописи. Автором знаменитой иконы называют евангелиста Луку. (с)
В Успенском соборе находиться церковная лавка и магазин сувенирной продукции, там же можно посмотреть на макет храма.
Если обогнуть собор, то хорошо просматривается доминанта монастыря - церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Воздвижения Креста Господня, привлекает внимание своим необычным местоположением – храм занимает второй этаж здания, а на первом расположены ворота, ведущие во внешний двор. Вход в церковь, как любопытная деталь, организован "из подворотни", что придает этому месту особый, камерный характер. Заложена церковь была в далёком 1691 году, а завершено её строительство в 1702-м. Первоначально она носила название Покровской церкви, каменной постройки, которая не раз претерпевала значительные изменения. Перестройки 1761 года, судя по всему, были менее масштабными, нежели работы, проведённые в период с 1871 по 1876 годы. Именно последняя перестройка, осуществлённая по проекту известного архитектора Николая Львовича Бенуа, определила облик храма, который мы видим сегодня. Бенуа, известный также по проекту часовни "Крылечко", создал монументальный храм, гармонично, хотя и нестандартно, соединив элементы различных архитектурных стилей.
В его решении ощущается причудливое переплетение "византийского", "русского" и необарокко стилей. Наблюдатель невольно отмечает сходство верхней части храма со знаменитым Смольным собором Растрелли, разумеется, в миниатюрном варианте. Этот стилистический отклик, повторяющий силуэт куполов шедевра Растрелли, придает церкви особую изысканность и торжественность. Примечательно, что разнообразие стилей не только не портит общее впечатление, а наоборот, придает храму неповторимый шарм и индивидуальность. Советский период оставил свой трагический след на облике церкви. К сожалению, завершение храма было варварски разрушено. К счастью, в настоящее время церковь Воздвижения Креста Господня восстановлена. Внутреннее убранство храма также заслуживает отдельного описания: иконостас, росписи, и другие элементы декора. Все это позволит создать более полное и захватывающее представление об этом замечательном памятнике архитектуры.
Монастырь уже долгое время находится на реставрации, частенько проходы и храмы перекрыты строительными лесами и сетками.
С южной стороны от собора стоят два сооружения, Покровская церковь и звонница они воспринимаются как цельный ансамбль.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (до 1870-х гг. - церковь Рождества Пресвятой Богородицы) построена при Большой трапезной в 1581 - 1583 гг., перестраивалась в 1623 г. На изображениях и планах 1678 года видно, что церковь завершалась рядами кокошников. Эта композиция исчезла в результате поздних перестроек в 1871 - 1876 гг. последнюю перестройку выполнил архитектор И.И.Буланов.
Звонница Тихвинского монастыря – это монументальное сооружение, история которого тесно переплетена с историей России, начиная с эпохи царя Бориса Годунова. Согласно монастырским летописям, её строительство относится к 1600 году, когда на месте прежней деревянной колокольни возвели внушительную пятишатровую кирпичную звонницу. Это было не просто место для размещения колоколов – пять "гнезд" для них были лишь частью её функционала. Внутри располагались многочисленные помещения, служившие монастырским нуждам, склады, возможно, даже жилые кельи для служителей, отвечавшие за звон и уход за колоколами. Архитектура звонницы, по свидетельствам историков, во многом повторяла формы звонницы Софийского собора в Великом Новгороде, построенной ещё в 1453 году, что подчеркивает преемственность архитектурных традиций и влияние новгородской школы зодчества на северо-западные регионы России. В 1623 году звонница серьёзно пострадала от сильного пожара, который, вероятно, уничтожил значительную часть её деревянных элементов, таких как перекрытия и внутренняя отделка. Восстановительные работы, потребовавшие значительных усилий и ресурсов, продолжались до 1631 года. Пятипролётная шатровая конструкция, восстановленная после пожара, простояла более ста лет, пока в 1777 году не начались масштабные перестройки. Несмотря на изменения, фундаментальная планировка и основные элементы декоративного убранства фасадов остались практически неизменными, свидетельствуя о бережном отношении к архитектурному наследию. Северный фасад звонницы, обращенный к собору, представлял собой парадный вход, поражающий своей симметрией и изяществом. Он был разделен лопатками на пять частей, каждая из которых соответствовала одному из шатров. Ярусы подчеркнуты изящными тягами, создающими ощущение вертикали и легкости. Центральное место на главном фасаде занимали большие башенные часы, установленные в 1716 году новгородским мастером Андреем Григорьевым. Их циферблат находился под аркадой звона на третьем ярусе. Эти часы с боем считаются одними из первых в России, что делает их не только архитектурной, но и историко-технической ценностью. Они служили не только для определения времени, но и являлись символом технического прогресса и мастерства русских ремесленников того времени. Внутреннее пространство звонницы представляло собой сложный лабиринт помещений и переходов. Многочисленные комнаты и коридоры соединялись двумя лестницами, встроенными в толщу стен, что придавало зданию дополнительную функциональность и внутреннюю загадочность. Кирпичные своды переходов нависали, напоминая собой укрепления или подземные ходы оборонительных сооружений, что добавляет зданию особого характера, в котором совмещаются функции религиозного здания и элементов фортификации. Возможно, это было обусловлено не только функциональными соображениями, но и стремлением к защите от потенциальных угроз. Тяжелые времена пережила звонница во время Великой Отечественной войны. Боевые действия нанесли ей значительные повреждения, исказив облик исторического памятника и потребовав серьезных восстановительных работ после окончания войны. В 2000-х годах для звонницы были отлиты новые колокола, заменившие старые, возможно, утраченные или поврежденные во время войны. После многолетних реставрационных работ, звонница Тихвинского монастыря вновь открыла свои двери.
Сейчас на звонницу можно попасть с экскурсией. С высоты открывается прекрасный вид на Успенский собор и монастырь в целом. Эта фотография была сделана мною в 2013 году, обратите внимание на то, как выглядела церковь Воздвижения Креста Господня без куполов.
Пожалуй, самый красивый вид на комплекс построек открывается от монастырского пруда.
На старинной гравюре 1678 года видно, что монастырь был окружен деревянной крепостной стеной с башнями, которые служили защитой от врагов. Однако исключением была одна каменная башня — западная, которая позже была перестроена и ныне известна как надвратная Тихвинская церковь с часовней "Крылечко". Эта церковь, выполненная в традициях русского зодчества, привлекает внимание своим изяществом и уникальным стилем. В 1747 году императрица Елизавета Петровна издает указ о строительстве каменной ограды вокруг монастыря. Однако фактические работы начались только в 1766 году. Западная стена была завершена в 1788 году, а остальные стороны — северная, восточная и южная — были построены на рубеже XVIII и XIX веков. Эти работы были профинансированы за счет пожертвований, сделанных императорами Павлом I и Александром I. К сожалению, ограда сохранилась не полностью: значительная ее часть была разрушена в советский период. Восточная стена, вместе с церковью Николая Чудотворца и монастырской гостиницей, была взорвана в 1926 году, а кирпичи, предназначенные для повторного использования, оказались непригодными для строительства.
Реставрационные работы и современное состояние Несмотря на разрушения, в настоящее время ведутся активные реставрационные работы, направленные на восстановление утраченных частей монастыря. Северная стена и северная половина западной стены также пострадали, но продолжаются усилия по их восстановлению. Интересно, что в XVIII веке монастырь уже не выполнял функции крепости, однако новая каменная ограда была построена так, что создавалось впечатление крепостной стены. Вдоль нее проходил "боевой ход", что свидетельствует о том, что архитекторы стремились сохранить память о прежней крепости. Названия башен также отсылают к этому историческому контексту.
Внутри монастыря, вдоль южной стены, располагается Сырково озеро — пруд, выкопанный в 1560 году. Это озеро не только служит природным украшением обители, но и имеет важное значение для ее духовной жизни. Вода из пруда используется для обрядов и церковных нужд, а также является местом для молитв и размышлений монахов. Тихвинский Успенский монастырь продолжает оставаться центром духовной жизни региона, привлекая паломников и туристов.
Вид Столбовой башни с внешней стороны монастыря.
Если у вас есть время, монастырь лучше обойти весь, так можно лучше его осмотреть, оценить масштаб и прогуляться вокруг пруда.
Вид на церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Отсюда можно пройти к Трапезной и пообедать.
Летом есть замечательная возможность попить чай с пирожками на улице с красивым видом.
Трапезная зимой
На этом прогулка по Тихвинскому Богородице-Успенскому мужскому монастырю закончена.
Во второй части прогуляемся по городу и посмотрим на шлюзы.