Найти в Дзене

Тихвин, пешком по городу, часть II

Первую часть статьи можно прочитать здесь А мы немного прогуляемся по городу. Прекрасная видовая дорога лежит вдоль берегов пруда Таборы и всё равно с какой стороны обходить, но после не продолжительной прогулки окажитесь в центре. Живописные домики стоят вдоль воды, но не загораживают виды. Не так удачно смотрятся жилые кварталы и трубы, но и это часть городского ландшафта. Выдержка из программы благоустройства города: "С привлечением экспертов ведется разработка стратегии развития города и отдельных его частей. В частности, территорию вдоль Вязитского ручья предполагается превратить в современную зону отдыха, с велодорожками, беседками, спортивными и детскими площадками, а на берегах прудов Таборы, где находится Успенский монастырь, будут построены лодочная станция и «дом рыбака». В перспективе улицы Орловская и Новгородская превратятся в городскую прогулочную зону с красивым освещением и уличной мебелью, уличными кафе и магазинчиками."
Это не фонари, это косы прям, да ещё таким част

Первую часть статьи можно прочитать здесь

А мы немного прогуляемся по городу. Прекрасная видовая дорога лежит вдоль берегов пруда Таборы и всё равно с какой стороны обходить, но после не продолжительной прогулки окажитесь в центре.

-2

Живописные домики стоят вдоль воды, но не загораживают виды.

-3

Не так удачно смотрятся жилые кварталы и трубы, но и это часть городского ландшафта.

-4

Выдержка из программы благоустройства города: "С привлечением экспертов ведется разработка стратегии развития города и отдельных его частей. В частности, территорию вдоль Вязитского ручья предполагается превратить в современную зону отдыха, с велодорожками, беседками, спортивными и детскими площадками, а на берегах прудов Таборы, где находится Успенский монастырь, будут построены лодочная станция и «дом рыбака». В перспективе улицы Орловская и Новгородская превратятся в городскую прогулочную зону с красивым освещением и уличной мебелью, уличными кафе и магазинчиками."
Это не фонари, это косы прям, да ещё таким частоколом. И скамейки, видимо по проекту предполагалось сделать их со спинками, чтобы было удобно сидеть, потом решили немного сэкономить и сделать с маленькими спинками, вроде как для детей, а дальше...дальше деньги закончились, но думаю есть прекрасная отмазка, мол такие лавочки, без спинок, могут "работать" с двух сторон, и теперь на них сможет посидеть вдвое больше отдыхающих.

-5

Теплосеть проходит под прудом.

-6

Название местности "Таборы" тесно связано с драматическими событиями Смутного времени, историю которых часто искажают, приписывая их цыганскому происхождению, однако это заблуждение необходимо развеять. Название "Таборы" никак не связано с кочевым образом жизни цыган. На самом деле, оно является отголоском длительной и кровопролитной осады монастыря шведскими войсками.

-7

В начале XVII века, в период Смуты, когда Россия переживала эпоху междоусобиц и иностранной интервенции, Тихвинский монастырь стал одним из ключевых стратегических пунктов. Шведские войска, стремясь укрепить свои позиции на русских землях, осадили его. Под стенами монастыря они расположились «табором», то есть лагерем, — именно отсюда и произошло название местности.

-8

Это был не просто лагерь, а хорошо укрепленная позиция, с которой шведы вели непрерывные атаки. Трёхмесячная осада стала суровым испытанием для защитников монастыря. Шведские солдаты применяли весь арсенал того времени: организовывали подкопы под крепостные стены, обстреливали монастырь из пушек, забрасывая его огненными ядрами. Представьте себе картину: бесконечные бомбардировки, грохот взрывов, дым и пламя… Защитники, истощённые, но не сломленные, отбивали одну атаку за другой, непоколебимо веря в заступничество Божьей Матери, покровительницы Тихвина. Именно эта вера, неимоверное мужество и организованность защитников стали залогом успешной обороны. Они не только отбивали атаки, но и сами совершали вылазки, нанося урон врагу.

Зимой Таборы сковывает лёд и только в местах теплотрассы в нём образуются прогалины, в которых с удовольствием плавает местная фауна.
Зимой Таборы сковывает лёд и только в местах теплотрассы в нём образуются прогалины, в которых с удовольствием плавает местная фауна.

Важно подчеркнуть, что героическая оборона Тихвинского монастыря стала одним из символов сопротивления иностранной интервенции в Смутное время. После снятия осады, жизнь постепенно возвращалась в монастырь, но память о тех страшных месяцах осталась. Интересно, что современный пейзаж "Таборов" значительно отличается от того, что видели участники событий Смуты. В то время здесь была заболоченная низина. Современный живописный пруд, придающий местности особую красоту, был искусственно создан лишь в 1960-х годах. Сегодняшний вид «Таборов» — это результат не только истории, но и человеческого вмешательства в ландшафт.

-10

В городе и в монастыре очень много кошек

-11

Собаки тоже есть, как и "зайчики"

-12

Администрация в сборе, котэ сплетничают, собакин спрашивает у меня разрешение на съемку должностных лиц, а прохожие не знают, что происходит.

-13

Шел монтаж, видимо что-то на подобие аллеи парящих зонтиков в Петербурге. Время от времени они кочуют по разным городам Лен области.

Так улица выглядит зимой

-15

Если бы незабвенные столбы, то очень аутентично.

-16

Вдоль пруда сделали видовые площадки и монастырь смотрится просто великолепно.

-17

Вид зимой так же прекрасен

-18
-19

В центре города, уцелело несколько каменных зданий прошлых веков. В одном из таких домов располагается администрация, а ранее он принадлежал лесопромышленнику Воложбенскому.

-20

Гостиный двор построенный в 1785 году, представляет собой яркий образец провинциального классицизма второй половины XVIII века. Удивительно, но проект, воплощенный в жизнь в тихом, провинциальном тогда Тихвине, первоначально предназначался для Твери. Эта деталь добавляет истории здания загадочности и подчеркивает его архитектурную ценность. Представьте себе: проект, задуманный для крупного областного центра, нашел своё воплощение в более скромном, но не менее значимом городе. До революции 1917 года Гостиный Двор был бурлящим центром коммерческой жизни Тихвина. Здесь, под сводами двухэтажного здания Г-образной формы, шумели торговые ряды, демонстрируя богатство и разнообразие товаров, предлагаемых местными купцами и умелыми ремесленниками. Ароматы пряностей, свежей выпечки и кожи смешивались с голосами торговцев, зазывая покупателей. Здание, выполненное из кирпича и облицованное желтой штукатуркой, представляло собой визуальное воплощение процветания города. Его фасады, украшенные тремя фигурными аттиками, которые добавляют зданию торжественности, и рифленым обрамлением окон первого этажа, свидетельствуют о тонком вкусе и мастерстве архитекторов. Декор сдержан, но элегантен – классический пример ненавязчивой роскоши. Октябрьская революция круто изменила судьбу Гостиного Двора. После национализации здание, лишенное своей первоначальной функции, стало солдатскими казармами. Такое назначение, казалось бы, должно было привести к ухудшению состояния памятника архитектуры, однако, здание устояло. В середине XX века здесь разместился рынок, превратив Гостиный Двор в оживленное место городской жизни на долгие годы. Однако, с наступлением постсоветского периода, рынок закрылся, и судьба исторического здания повисла в воздухе. В 2005 году была проведена масштабная реконструкция, которая вернула Гостиному Двору его былое величие. Специалисты бережно восстановили исторический облик здания, сохранив его уникальную архитектуру и придав ему современную функциональность. Сегодня, в отреставрированных стенах, располагается современный торговый центр «Гостиный Дом», гармонично сочетающий историческое наследие с современными потребностями.

-21

Ещё несколько интересных построек. Школа №1

-22

Тихвинская почтовая станция место, где некогда располагалась почтовая станция, важный пункт на легендарном Сибирском тракте. Здание, пропитанное духом времени, когда Тихвин являлся неизбежным этапом на пути в сибирскую ссылку. Представьте себе: XIX век. Бескрайние просторы России пересекают тяжелые кибитки, везущие закованных в цепи людей. Среди них - декабристы: Сергей Волконский, Сергей Трубецкой, Иван Анненков, Иван Якушкин, Михаил Муравьев-Апостол и многие другие, проследовавшие через Тихвин в 1826-1828 годах. Их путь, полный горечи и надежды, прерывался здесь, на тихвинской почтовой станции. Кратковременный отдых, смена уставших лошадей – момент передышки перед дальнейшим, непредсказуемым продолжением. Через несколько десятилетий, в 1849 году, по этому же тракту следовал Федор Михайлович Достоевский, навсегда изменивший представление о русской литературе. Тихвинская почтовая станция, хотя и на короткий срок, стала частью его тяжелого пути на каторгу, и вполне возможно, её облик, её атмосфера оставили свой след в его восприятии мира. А в 1861 году здесь остановился Михаил Лазаревич Михайлов, поэт-революционер, чьи путевые заметки сохранили для нас ценнейшие свидетельства того времени. Его описание тихвинской станции запоминается фразой: «...незадолго до света приехали мы в Тихвин, где при почтовой станции были прекрасные комнаты (даже с зеркальными стеклами в окнах)...» Обратите внимание: "прекрасные комнаты" – резкий контраст с суровой реальностью ссылки. Этот факт говорит о том, что почтовая станция в Тихвине, несмотря на трагический контекст, обеспечивала путешественникам, даже ссыльным, определенный уровень комфорта. Возможно, наличие "зеркальных стёкол" свидетельствовало о сравнительно высоком статусе станции, или же указывало на относительно недавнюю реконструкцию. К сожалению, подробные сведения об архитектуре станции и её истории до наших дней сохранились фрагментарно. Сегодня от былого величия почтовой станции остались лишь руины. Здание находится в крайне плачевном состоянии, угрожая обрушением. Запущенность и разрушение – горькая ирония судьбы. Место, где когда-то находили временное пристанище великие люди России, сейчас медленно исчезает, поглощаемое временем. Это настоящая трагедия не только для местных жителей, но и для всех, кто ценит историю и помнит о важном вкладе Тихвина в эпоху Сибирского тракта. Возникает вопрос: можно ли спасти остатки почтовой станции? Нуждается ли это место в реставрации и превращении в музей, посвященный истории Сибирского тракта и людям, чьи судьбы переплелись с этим местом? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости общественной инициативы и внимания со стороны властей. Сохранение памятников истории – это не просто забота о прошлом, это важнейшая задача для будущего.

-23

Теперь здание почты располагается в этом доме

-24

Дороги в городе хорошие только в центре, но проезжающие по ним машины тащат грязь из спальных районов.

-25

Укатывают новый асфальт.

-26

"Это" приезжает от прилегающих улиц.

-27

Пафосная автомойка.

-28

Городские улочки и панельные дома на горизонте.

-29

Двор.

-30

Благоустройство.

-31

Массивные городские остановки и Ильич.

-32

Памятник Ленину, расположен на площади Славы, рядом со Спасо-Преображенским собором. Был установлен в 1974 году, авторы проекта - скульптор А. Дегтярев, архитектор В. Хазанов.

-33

Рядом с монументом Ильичу, стоит туристический информационный щит с рекламой монастыря и дома-музея Римского-Корсакова.

-34

А это для жителей, можно клеить объявления.

-35

Реклама

-36

Недалеко от площади Славы расположен Спасо-Преображенский собор. Его история, тесно переплетенная с судьбой Тихвина и его жителей, насчитывает столетия и отражена в его архитектуре, в сохраненных святынях и легендах. Строительство каменного Спасо-Преображенского собора, начатое в 1693 году и завершенное лишь в 1748-м, стало значительным событием для города. Он предстал на месте более древней деревянной церкви, существовавшей с XVI века, и немедленно получил статус собора – главного храма Тихвинского уезда. Это подчеркивало его важность и центральную роль в религиозной жизни региона. Архитектурный облик собора, формировавшийся на протяжении нескольких десятилетий, отражает эволюцию стилей. Первоначальный вариант, вероятно, носил черты традиционного русского зодчества, но дальнейшее развитие и расширение привнесли элементы барокко и классицизма. Храм украшали блестящие позолоченные купола, сияющие на солнце, а отдельно стоящая трехъярусная колокольня высотой около 41 метра, выполненная в стиле классицизма, доминировала над городским пейзажем.

-37

Главной святыней Спасо-Преображенского собора, придающей ему особую значимость, являлась и остается Стокгольмская икона Божией Матери. Её история окутана романтикой и героическими усилиями тихвинских купцов, выкупивших её из Швеции в XVII веке. Эта икона, чудесно спасшаяся от шведских войск и привезенная в Тихвин, становится центром поклонения и надежды для верующих на протяжении веков. Её богатая история и чудотворная сила привлекали паломников со всей страны. В период с 1872 по 1883 годы собор претерпел масштабную реконструкцию и расширение. К нему была пристроена трапезная, что значительно увеличило площадь храма и позволило вместить большее количество молящихся. Эта перестройка, сохранив дух первоначального сооружения, придала собору новые архитектурные черты, отражая вкусы и стили того времени.

-38

В 1939 году колокольня была взорвана, купола сломаны. Собор закрыли, а здание занял кинотеатр. Было сделано перекрытие, благодаря чему получился второй этаж, на котором расположился малый зал кинотеатра. Прямо через алтарь построили вход. В 1990–х годах популярность кинотеатра резко упала и его закрыли. В 1993 году собор был возвращен верующим и отреставрирован. Уже через год здесь велись богослужения в отремонтированном Преображенском пределе. В 2006 году начались работы по воссозданию основного помещения собора. Фасад отреставрировали в 1998 году. В настоящее время является главным храмом Тихвинского благочиния. При храме действует детская воскресная школа.

-39

Спасо-Преображенский собор уникален своим архитектурным решением, подобных сооружений в России единицы. Он двухстолпный с куполом, выполненным в новгородском стиле. Этот каменный собор вобрал в себя все лучшее, от строительства храмовых зданий.

-40

Ещё одна постройка на площади Свободы - Тихвинский дом культуры (тень от Ленина, не моя)

-41

Горожане видимо готовились к какому-то культурному событию.

-42

И устроили танцевальный флешмоб.

-43

Рядом магазин со странным названием "Лагуна", что там продают?

-44

Заключительная часть прогулки, водная система Тихвина и закатофотки. Засуха 1797 года, парализовавшая судоходство на Вышневолоцкой водной системе, стала катализатором для решения вековой проблемы – создания эффективного водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем. Хотя работы над Мариинской и Вышневолоцкой системами начались еще при Петре I, именно царствование Павла I ознаменовалось решительными действиями в этом направлении. Император, стремясь к экономическому процветанию России, ускорил завершение строительства Сясьского канала (к июлю 1802 года) и дал зеленый свет проекту, который в итоге перевернул представление о северных водных артериях. Ключевым фактором выбора стал факт существенного превосходства Тихвинской водной системы по протяженности.

-45

В отличие от своих предшественниц, она предлагала самый короткий путь. Именно этот фактор, наряду с возможностью двустороннего судоходства (в отличие от Вышневолоцкой системы), определил выбор императора. Проект, блестяще разработанный голландским инженером Ф.П. Деволаном, представлял собой сложную инженерную конструкцию. Деволан, находясь на российской службе, не только спроектировал, но и руководил строительством. Прорытие каналов, сооружение 62 шлюзов, двух питающих резервуаров и 105 пристаней – масштаб работ был поистине впечатляющим.

-46

При этом, как свидетельствуют исторические данные, недостатка в рабочей силе не было. Крестьяне из окрестных сел, получившие разрешение помещиков и необходимые документы, активно участвовали в строительстве, привлеченные возможностью заработать. Это говорит не только об эффективности организации работ, но и о социальной политике, которая позволила привлекать рабочую силу на взаимовыгодных условиях. Завершение строительства Тихвинской водной системы в 1811 году стало значительным событием.

-47

Длина пути от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляла 924 километра (654 версты), что сокращало время доставки грузов до 29 дней – значительно быстрее, чем по альтернативным маршрутам. Система обеспечивала бесперебойное сообщение между бассейнами Волги и Балтийского моря, способствуя развитию торговли и экономическому росту региона. Более полутора веков Тихвинская водная система играла ключевую роль в экономике Северо-Запада России. Однако, с развитием железных дорог ее значение постепенно снижалось. К советскому периоду судоходство ограничилось пределами Ленинградской области.

-48
-49

Вид от монастыря

-50

В 1956 году Тихвинская водная система была официально закрыта, а впоследствии – полностью ликвидирована. Сегодня от грандиозной инженерной постройки остались лишь фрагменты, напоминающие о былом величии и инженерном таланте, воплощенном в жизнь благодаря решимости императора Павла I и мастерству Ф.П. Деволана. История Тихвинской системы служит ярким примером того, как даже самые масштабные инженерные проекты могут со временем утратить свою актуальность, уступив место новым технологиям и экономическим реалиям.

-51

Сегодня водная система Тихвина не пригодна для судоходства, шлюзы находятся в чрезвычайно плохом состоянии.

-52

Только один шлюз был восстановлен и демонстрируется, как музейный экспонат.

-53
-54

Вид на Тихвинку от стен монастыря век назад

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Современный вид

-56

Если идти вдоль реки и пройти по плотине, можно попасть на берег с крутым обрывом, где установлен поклонный крест. Северные края всегда отличаются красивыми облаками и нередко можно наблюдать, как в одной части города солнечно, а в другой, как зарождается метель.

-57

Рекомендую преодолеть горку и посмотреть на излучину реки с высоты. Эта фотография была сделана в марте.

-58

Грачи прилетели, вороны взлетели

-59

Завершающий аккорд - закаты. Вид с горки на монастырь.

-60

Пруд Таборы

-61

Автобусная остановка

-62

Спасо-Преображенский собор

-63

Вид со смотровой площадки от озера на Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

-64

Зонтики

-65

Белые ночи

-66

Как добраться до Тихвина. Уточняйте расписание:
Автобус от автовокзала на Обводном.
Автобус от Северного автовокзала.
Автобус РЖД-Трансфер от Ладожского вокзала.
ПДСом с Ладожского вокзала. Расписание зависит от даты поездки.
Электричкой Питер - Бабаево с Ладожского вокзала.
Автомобилем:
Примерное расстояние до Тихвина от Санкт-Петербурга составляет 230 километров. Выехав из Петербурга, нужно двигаться на северо-восток по Мурманскому шоссе (трасса Е105 «Кола»). Проехав порядка 100 километров, необходимо свернуть направо после моста через реку «Волхов», по указателю. Далее дорогой А114 через Иссад, Чемихино и Горелуху. Примерно через 85 километров от Мурманского шоссе нужно свернуть по указателю Тихвин, направо.
Также можно купить тур выходного дня или совершить паломническую поездку.

-67

Удачных поездок, исследований и отдыха.