Петербург – город, хранящий в себе множество тайн и историй. Одна из них – живая, постоянно развивающаяся, находится в квартире №8 на 3-й линии Васильевского острова, в доходном доме, построенном самим Леонтием Николаевичем Бенуа. Это не просто музей, а действующий семейный очаг, где на протяжении более 120 лет живут представители знаменитого рода Бенуа – династии, подарившей миру талантливых художников, архитекторов, актёров, музыкантов и представителей других творческих профессий.
Основатель этого уникального частного музея – Анастасия Олеговна Мурзина-Бенуа, прямая наследница знаменитого архитектора. Она не просто хранительница семейных ценностей, но и душа этого живого музея, с готовностью делящаяся историями своих предков и атмосферой эпохи.
Доходный дом, возведенный Леонтием Бенуа, – сам по себе архитектурный шедевр. Примечательно, что профессор архитектуры не выполнял заказ, а самостоятельно приобрел участок и построил здание, отведя значительную часть четвёртого этажа (первоначально самого верхнего, пятый был надстроен позже) для своей семьи. Однако, это не традиционный второй этаж, часто занимаемый хозяевами в доходных домах, что подчеркивает независимость и особые представления Леонтия Николаевича о комфорте и расположении жилых помещений. Парадная дома – образцовая чистота и ухоженность, редкость для старинных петербургских зданий. Это достойное свидетельство бережного отношения к историческому наследию.
Квартира № 8 – это 14 комнат, пронизанные духом многих поколений Бенуа. Посетители могут ознакомиться с той частью квартиры, которая отведена под музей. Здесь собраны не только предметы быта и произведения искусства, но и живые воспоминания, передаваемые Анастасией Олеговной в ходе экскурсий. Она с увлечением рассказывает о своих предках, о их жизни, творчестве и вкладе в культуру России. Другая часть квартиры остаётся частной жилой зоной и не доступна для общественного осмотра.
Основателем знаменитой династии Бенуа в России считается Луи Жюль Сезар Огюст Бенуа, известный в русскоязычной среде, как Леонтий Николаевич. Он был отцом Николая Леонтьевича Бенуа. Огюст родившийся в 1770 году в крестьянской семье близ Парижа, эмигрировал в Россию в 1794 году, спасаясь от революционных протестов. В нашей стране он начал свою карьеру и добился значительных успехов, изначально заняв должность метрдотеля при дворе Павла I, а затем став главным кондитером Марии Фёдоровны, вдовы императора. С этого периода берет свое начало история рода Бенуа в России. В России, француз Леонтий Николаевич Бенуа, женатый на немке Анне-Катерине Гропп, стал отцом восемнадцати детей. Из них одиннадцать детей дожили до взрослого возраста - пятеро сыновей могут считаться основателями новой ветви фамилии. В 2019 году было отмечено 225-летие рода Бенуа в России.
Леонтий (Людвиг) Николаевич Бенуа появился на свет 23 августа 1856 года (по старому стилю — 11 августа) в Петергофе, после чего провел многие годы в Санкт-Петербурге. Он завершил архитектурный класс Академии художеств с отличием в 1879 году и затем преподавал архитектурное проектирование в Институте гражданских инженеров, ныне известном, как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Леонтий Николаевич занимал должность ректора Высшего художественного училища при Академии художеств и активно преподавал. В 1893 году он стал руководителем индивидуальной архитектурной мастерской, которую возглавлял почти три десятилетия. В Санкт-Петербурге под его руководством или с его участием были возведены около 40 зданий, включая такие известные объекты, как банки на Невском проспекте, церковь Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, Государственная типография "Печатный двор", Придворная певческая капелла и Клинический повивальный институт Д. О. Отта, а также здание Первого Российского страхового общества.
Л. Н. Бенуа оставил после себя богатое наследие, среди которого можно выделить такие значимые проекты, как оформление зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце, создание Троицкого моста, проектирование Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, отделка фойе Эрмитажного театра и, наконец, выставочный корпус Русского музея, который стал его последним творением и увековечил его имя.
Творчество и жизнь семьи Бенуа занимают особое место в российской культуре, особенно в Санкт-Петербурге. В этом городе имя Бенуа звучит достаточно часто, и среди старинных фамилий в Петербурге трудно найти такую, которая могла бы соперничать с их известностью в контексте обсуждения архитектурных и культурных памятников Северной столицы.В Санкт-Петербурге отметили 150-летия со дня рождения самого известного представителя этой династии — художника и критика Александра Николаевича Бенуа. Следует выделить Михаила Константиновича Бенуа (1912—1955), правнука Н. Л. Бенуа, который был советским архитектором и одним из авторов проектирования станции метро "Балтийская" в Ленинграде, а также послевоенной застройки Суворовского проспекта. Его супруга, Ирина Николаевна Бенуа (1912—2005), также внесла значительный вклад, как советский архитектор-реставратор, став основателем ленинградской школы реставраторов и разработав проект восстановления Старо-Калинкиного и Ломоносова мостов в XX веке.
Члены семьи Бенуа испытывали глубокую привязанность к Петербургу, их любовь к городу Петра вдохновляла сверстников на создание произведений, посвящённых этому прекрасному месту. В то время как некоторые творцы воспринимали столицу Российской империи как "мертвую" и неподходящую для искусства, представители династии видели в ней особую красоту и магию. Творения Бенуа, а также его учеников, отличаются утонченным вкусом и деликатным ощущением пропорций. Эти качества являются ключевыми для осознания истинной красоты и величия Санкт-Петербурга.
Леонтий Николаевич Бенуа, известный российский художник и коллекционер, был женат на Марии Александровне Сапожниковой, дочери состоятельного астраханского купца. Их брак стал важным событием не только в личной жизни, но и в культурной истории России, ведь в качестве приданого Марии Александровны в их квартире появилось знаменитое произведение искусства — "Мадонна Бенуа", также известная как "Мадонна с цветком". Это полотно, приписываемое великому Леонардо да Винчи, стало настоящей жемчужиной коллекции семьи Бенуа. Согласно семейному преданию, "Мадонна" была приобретена в Астрахани у заезжих итальянских музыкантов, однако более реалистичная версия утверждает, что полотно было куплено у сенатора Алексея Корсакова, который занимал высокую должность в Берг-коллегии. Интересно, что в то время авторство картины не было окончательно установлено, и именно Леонтий Николаевич первым выдвинул предположение о том, что картину создал сам Леонардо да Винчи. Позже это предположение подтвердили эксперты из Европы, что значительно повысило ценность полотна. К началу Первой мировой войны "Мадонна" была продана Эрмитажу, что стало важным шагом для сохранения произведения искусства в России. Несмотря на то что некоторые зарубежные музеи и частные коллекционеры предлагали за картину значительные суммы, Леонтий Бенуа был настойчив в своем желании оставить "Мадонну" на родине. В результате полотно попало в коллекцию Эрмитажа, однако сделка была оформлена с рассрочкой, которая растянулась на многие годы. В итоге семья Бенуа так и не получила всю сумму, что стало для них серьезным финансовым ударом. Удивительно, но после Октябрьской революции Бенуа получили очередной транш за "Мадонну", хотя это не должно было стать последним платежом. Этот случай подчеркивает сложные и порой противоречивые отношения между искусством и властью в России того времени. После революции многие произведения искусства были национализированы, и судьба коллекций частных лиц оказалась под угрозой. В этом контексте история "Мадонны Бенуа" становится символом не только художественной ценности, но и культурной борьбы за сохранение наследия в турбулентные времена. Таким образом, "Мадонна Бенуа" не просто картина, а целая эпоха, которая отражает судьбы людей, их стремления и жертвы. Это произведение искусства стало связующим звеном между прошлым и настоящим, напоминая о том, как важно сохранять культурное наследие для будущих поколений.
Экспозиция музея представляет собой уникальный синтез личных архивов, семейных реликвий и художественных произведений.
Здесь можно увидеть персональные вещи Леонтия Бенуа, работы его родственников – картины, эскизы, фотографии, письма.
Сохранились даже витражи
Атмосфера квартиры сама по себе является ценнейшим экспонатом, переносящим посетителей в прошлое и позволяющим почувствовать дух эпохи.
Это не только музей, но и путешествие во времени, в мир таланта, творчества и семейных традиций.
Именно здесь, среди элегантных интерьеров и тихого шепота времени, можно прикоснуться к наследию выдающихся деятелей русской культуры. В квартире сохранилось несколько каминов и печь.
Центральной фигурой, связывающей дом с миром искусства, является Зинаида Серебрякова. Не только, как гениальная художница, но и как родственница хозяина дома, Леонтия Николаевича Бенуа. Будучи дочерью известного скульптора-анималиста Евгения Лансере и Екатерины Бенуа, сестры Леонтия, Зинаида Серебрякова оставила свой яркий след в истории дома. Именно её рисунок – самая значимая художественная ценность, хранящаяся в этих стенах. Это не просто произведение искусства, это концентрированный дух эпохи, запечатленный умелой рукой мастерицы. Представить себе масштаб этой ценности можно только, побывав в доме и увидев рисунок собственными глазами. Найти его на стене с полотнами, это тоже часть художественной головоломки.
Однако, дом Бенуа – это не только укромный уголок для хранения сокровищ. Это целый мир, со своими уникальными помещениями, каждое из которых пропитано историей и неповторимым шармом.
В сервантах этой огромной квартиры выставлены работы керамиста, дальнего родственника Бенуа - Андрея Шретера.
Особое место занимает Концертный зал, созданный самим Леонтием Николаевичем Бенуа. Это просторное помещение, выходящее на две-три линии здания, завораживает своей оригинальной планировкой. В нём отсутствует традиционное возвышение сцены; сцена расположена на одном уровне с местами для зрителей, плавно перетекая в небольшую красную гостиную – интимное и необычное решение, создающее особую атмосферу камерности. В этом зале, способном вместить порядка 40-50 человек, звук, судя по отзывам, обладает удивительно хорошей акустикой, что делает его идеальным местом для камерных концертов и музыкальных вечеров. Представить, как звучала музыка в этом зале столетие назад, — это увлекательное путешествие в прошлое.
Во время концерта, можно вставать, плясать и играть, это даже приветствуется, детям так намного проще воспринимать классику.
Нам посчастливилось попасть в музей под Новый год, под волшебные звуки скрипки и рояля, виртуозно исполняемые акты из Щелкунчика, становились ожившей сказкой.
За окном шел снег, и музыка лилась с ним в унисон
Есть в квартире и музыкальная гостиная с арфой, на которой часто играет хозяйка.
Дом Бенуа – это уникальное сочетание исторического наследия, семейных традиций и выдающихся произведений искусства. Это место, где каждый предмет, каждая деталь интерьера рассказывает свою историю, прикосновение к которой позволяет глубже понять богатейшую культуру русской интеллигенции.
Посещение музея-квартиры семьи Бенуа – это незабываемый опыт, позволяющий по-новому понять историю Петербурга и его выдающихся жителей. Запись на экскурсию осуществляется заранее, чтобы уделить каждому посетителю достаточно времени и внимания.
Адрес: Санкт-Петербург, 3-я линия Васильевского острова, 20.
Ещё по теме: