Найти в Дзене
КиноFeels

Она не безумная. Она страшная.

Я более чем достаточно знакома с творчеством писателя Анатолия Алексина. Среди его произведений немало отличных сочинений, немало и очень хороших, есть одна история, от которой я вот уже более тридцати лет просто стону от восторга! Но есть в анамнезе у писателя пара- тройка пр-ний совершенно невразумительных с точки зрения морали и расстановки акцентов. Повесть "Безумная Евдокия" повергла меня в глубочайшее изумление еще при первом прочтении в детстве. Теперь к глубочайшему изумлению добавилось чувство глубочайшего возмущения. В повести акценты расставлены чётко: прекрасная учительница Евдокия противостоит нехорошей ученице Оле, красивой, способной, но очень эгоистичной и нехорошей редиске. Однако, то ли по воле автора, то ли вопреки ей, при прочтении складывается совершенно другое впечатление от написанного. Нелепый и явно профнепригодный педагог банально травит свою ученицу Ольгу, которая в силу легости характера практически не реагирует на эту травлю, но училка не унимается и, обна

Я более чем достаточно знакома с творчеством писателя Анатолия Алексина. Среди его произведений немало отличных сочинений, немало и очень хороших, есть одна история, от которой я вот уже более тридцати лет просто стону от восторга! Но есть в анамнезе у писателя пара- тройка пр-ний совершенно невразумительных с точки зрения морали и расстановки акцентов.

Повесть "Безумная Евдокия" повергла меня в глубочайшее изумление еще при первом прочтении в детстве. Теперь к глубочайшему изумлению добавилось чувство глубочайшего возмущения. В повести акценты расставлены чётко: прекрасная учительница Евдокия противостоит нехорошей ученице Оле, красивой, способной, но очень эгоистичной и нехорошей редиске. Однако, то ли по воле автора, то ли вопреки ей, при прочтении складывается совершенно другое впечатление от написанного.

Нелепый и явно профнепригодный педагог банально травит свою ученицу Ольгу, которая в силу легости характера практически не реагирует на эту травлю, но училка не унимается и, обнаружив, будучи в походе с классом, исчезновение Оли, ничтоже сумняшеся заявляется в дом к ее родителям, причём, вместе с двумя своими подпевалами, рассказывает о исчезновении их дочери, звонит в морг прямо из квартиры, а когда умирающая от беспокойства мама Оли подходит к звонящему телефону и слышит, что нужно ехать в морг опознавать труп, сходит с ума самым натуральным образом - психика бедной женщины не выдерживает.

А Оля приходит домой, веселая, с цветами для мамы и призом.

Дело в том, что этот поход не был просто походом, это был своего рода квест, ибо ученики должны были определить короткий путь к месту назначения и пройти его, путь, которым в годы ВОВ прошел мальчик Митя, бывший ученик Евдокии, с целью спасти партизан.

Будучи смышлёной и сообразительный, Оля определила этот путь и прошла его, за что и получила приз.

Самое чудесатое во всем этом безобразии то, что виновницей душевной болезни мамы сделали всей стаей.... Олю. Даже папа, всегда стоящий на защите своей дочери, предает ее и обвиняет в случившейся с матерью трагедии.

А дальше самое мерзкое. Учительница удовлетворена - вот, она же говорила, что Оля - цитадель зла, и теперь, когда девочка раздавлена, растоптана, уничтожена, когда ее мама сошла с ума, что может просто сломать психику подростка, Евдокия берет ее под свое покровительство...

Совершенно страшная история, где черное называют белым, а белое позиционируют как черное.

Давайте разбираться.

Начнем с Оли. В моем школьном возрасте Оля мне очень понравилась. А теперь нравится ещё больше. Нравится ее лёгкий, незлобивый характер, полное отсутствие кичливости и зазнайства, что бывает редко при ее способностях, она ничуть не зацикливается на том, что ее явно травят и ненавидят, не злится, не жалуется. У нее полностью отсутствуют мстительность, уныние, обидчивость, злопамятность. Она очень близка со своими родителями, она радуется, когда занимается творчеством, она умная и простая девчонка.

Нет, Оля не ангел. Она живой человек, подросток. Имеются у Оли и так себе качества, она может быть невнимательной, эгоистичной, бестактной.

Люди, она подросток... Вспомните себя подростками. Покажите мне идеального подростка, нет, покажите мне идеального человека вообще! Кто не совершал плохих поступков, кто не проявлял эгоизма, бестактности и прочих нехороших качеств? В тексте я вижу только два неважнецких поступка со стороны Оли. Первый, это когда Оля оставила на улице подругу Люсю с папкой своих рисунков, а сама пошла на встречу с известным художником. Про Люсю Оля просто забыла. Да. Поступок скверный. Скажу больше: за мою жизнь мне пришлось побывать и на месте Люси, и на месте Оли...

И я хорошо помню отвратительное ощущение, когда мне пришлось побывать на месте Люси. И как же я была неправа, когда сама повела себя как Оля... Мне откровенно стыдно. Но это мне открылось потом, позже, когда я обзавелась жизненным багажом и помудрела...

Второе Олино преступление состоит в том, что она решила заступиться за ту же самую Люсю, которую песочили на собрании за плохую учебу. Цель была благородная, но дело в том, что Люся стала плохо учиться из-за проблем в семье, ее отец полюбил другую женщину, мать страдала... А Оля собиралась озвучить эту причину плохой учебы Люси. Глупый, совершенно детский поступок, совершаемый не со зла, а из желания помочь, но в силу возраста не трактующийся как бестактный.

Вот два страшных, зверских преступления Оли.

В общем, с Олей все ясно. Обычный подросток, только красивый, смышленый, способный.

А вот образ учительницы гораздо интереснее... Так интересно уродство. Оно ведь интересно, уродство.

Взрослая женщина, прожившая жизнь, педагог со стажем, не щадя живота своего, воюет с подростком, который виновен лишь в том, что хорошо разговаривает на английском языке, занимается в художественной школе, держится независимо, но не от зазнайства, а в силу характера, в силу неимения времени на всю эту мышью возню.

Когда руководство школы решило организовать выставку рисунков Оли, Евдокия организовала выставку рисунков всего класса, взяв у каждого, включая Олю, по одному рисунку.

Когда в школе ставили пьесу на английском языке, Евдокия на главные роли взяла учеников, которые плохо знали язык, а Оле и тем ученикам, что свободно говорили на английском, она дала самые крохотные роли.

И тд и тп.

Это было бы смешным, такое поведение не нормально для любого взрослого человека, не говоря уж о педагоге.

Но это не смешно, люди. Психотип такого человека как учительница Евдокия, страшен. Когда такие дорываются до власти, руководящей должности, талантливые люди бывают стёрты в порошок, укатаны в асфальт, изничтожены, оболганы, упразднены. Вспомните Лысенко и Вавилова.

Заимев даже маленькую власть, такими людьми их подчиненные безапелляционно, авторитарно, грубо ощупываются, обнюхиваются, маркируются и подходящие под нужный шаблон вовлекаются в свой круг.

Оля тест не прошла, в убогом понимании Евдокии Оля - чужая, а потому ее необходимо подогнать под нужные рамки, всунуть в прокрустово ложе, а если объект не желает на это ложе восходить, нужно время от времени совершать блиц-криги на безоружное население с целью добиться реванша.

Евдокия не интересна для критики, поскольку она ущербна, это неполноценный субъект, Олина ошибка в том, что она разменивалась на ответы этой страшной женщине, не смотря на то, что реакция женщины на Олины рифмы была известной и предсказуемой. Что- то отвечать неадеквату - значит портить свой эмоциональный фон. Легкость характера подвела Олю. Иначе она бы предпочла обходить эту учительницу по широкой дуге, а именно - практиковать единственно верную в данном случае модель поведения, то есть, исключительно официальное, сухое поведение и лишь необходимое общение.

Весь текст буквально пульсирует негативным и каким-то болезненным отношением учителя к ученице. Каждое Олино слово, каждый, даже невинный ее поступок вызывают у учительницы бурную и негативную реакцию, а ее нацеленность овчарки, выражающееся в желании опустить эту Олю так или иначе, ужасает. Бывает, что мы испытываем сознательное или бессознательное отвращение к каким- либо людям, но учителю необходимо уметь скрывать такие чувства по отношению к ученику.

Подытоживая, могу сказать следующее...

Люди бывают жутче любого монстра.

А когда мерзость возводится в эталон поведения, это ужасает.

Перечитав повесть, ощутила духоту и бессилие. Не приведи господь Бог попасть в зависимое положение вот от такой Евдокии и иметь несчастье не понравиться ей....🫣

Женщина - мешок коричневого цвета, судя по описаниям, будто сошедшая с полотна "Едоки картофеля", измученная корнеплодным метеоризмом, одутловатая, липкая, изношенная, нелюбимая..

Мне страшно представить, как сломана психика обычной, веселой, живой девчонки, как она будет жить дальше. Остаётся лишь надеяться на то, что мама Оли поправится, а Оля не поверит во внушаемые ей мерзости относительно того, что она, Оля, является цитаделью зла, не станет вести себя как Ксанка с Лютым ( именем в виду те сцены, когда Ксанка притворялась послушной и благодарила за участие убийцу своего отца), найдет в себе силы жить дальше, заниматься творчеством, учиться на отлично, чем, конечно, будет выбешивать Евдокию. Не безумную Евдокию. А страшную Евдокию.

Что вы думаете об этой повести?

Вам нравится писатель Алексин?