Найти в Дзене
Аристарх Барвихин

История пин-ап: как несколько незаурядных людей спасли и возродили этот стиль. Часть 6

Коллаж автора с использованием изображения из статьи.
Коллаж автора с использованием изображения из статьи.

Очаровательные девушки-соседки. Жаль, что у меня нет таких соседок… Это о девушках стиля пин-ап, который угас в конце 60-х годов и возродился из пепла подобно птице Феникс.

В течение многих лет искусство в стиле пин-ап воспринималось как новость вчерашнего дня. И этот стиль оказался в странном подвешенном состоянии, когда только преданные поклонники и коллекционеры хранили оригинальные произведения, которые тысячи раз переиздавались в рекламе, журналах и календарях, но были забыты, как и многое в истории искусства.

Как раз в то время, когда поп-культура в целом теряла интерес к стилю пин-ап и его работам, человек по имени Чарльз Мартиньетт, наконец, стал достаточно взрослым, чтобы их покупать. Мартиньетт, который начал увлекаться стилем пин-ап всего в восемь лет, сделал свою первую покупку, когда ему было 27 лет, а в кармане лежала кредитная карта всего с 350 долларов.

Он купил три иллюстрации, продал одну за 1000 долларов и оставил себе две другие. Когда компания Norcross Greeting Card Company обанкротилась, Чарльз пошел к ним и купил огромное количество произведений искусства, всё, что они когда-либо публиковали. То, что казалось не очень интересным, он позже продавал по 10 долларов за штуку на блошиных рынках, а на вырученные деньги покупал новые работы в свою коллекцию.

Это была система, которой он следовал большую часть своей жизни: купить, отобрать лучшее, неинтересное продать, а на вырученные деньги покупать что-то еще. Так, придерживаясь своей стратегии, Мартиньетт день за днем, месяц за месяцем, год за годом собрал самую большую в мире частную коллекцию подлинных работ в стиле пин-ап – целых 4300! Они хранились у него в квартире и на складах и никогда не выставлялись.

Вот его фото, к сожалению, не очень высокого качества, но других я не смог найти.

Изображения из открытых источников.
Изображения из открытых источников.

Но Чарльз Мартиньетт не был пассивным покупателем. Он часто шел напрямую к художникам или семьям художников и делал предложения за то, что у них было. В других случаях он шел прямо к людям, которые заказывали искусство. Или в малоизвестные компании по производству календарей, покупая там то, что считал интересным.

К счастью в то время у Мартиньетта было мало конкурентов, поскольку интерес к стилю пин-ап угас.

По мере того, как росла его коллекция, Мартиньетт вышел за рамки пин-ап и гламурного искусства. Вскоре он занялся важными работами таких выдающихся иллюстраторов, как Норман Роквелл, Джозеф Кристиан Лейендекер, Максвелл Пэрриш и других, о которых я тоже как-нибудь расскажу, потому что они стоят того.

Одним из людей, который обратил на его активность внимание, был Хью Хефнер, основатель журнала Playboy: в 1980 году он начал публиковать в журнале серию статей, посвященных коллекции Мартиньетта.

У Хью Хефнера был нюх на то, что может быть интересно потенциальному потребителю, не даром он и его журнал прославились публикациями фотографий Мэрилин Монро, которые сделали это издание сверхпопулярным.

Ниже фото Хью Хефнера в обложкой журнала того самого знаменитого выпуска журнала Playboy, с которого и началась его невероятная популярность (об этом я писал в предыдущих статьях, ссылки на которые можно найти под этой публикацией).

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Эти статьи читали многие, но владелец одной из нью-йоркских галерей Луи Майзел не только их прочитал, но и решил организовать выставку подлинных работ, связавшись напрямую с Чарльзом Мартиньеттом. Выставка эта была организована в 1982 году и имела огромный успех.

Ниже фото Луи Майзела.

Изображения из открытых источников.
Изображения из открытых источников.

Об этом написал сам владелец коллекции Чарльз Мартиньетт:

«Эти картины, которые когда-то были частью повседневной жизни каждого американца, теперь служат зеркалами, которые фиксируют моменты времени и изображают кусочки прошлой жизни Америки дома, на работе, в спорте, моде, романтике, приключениях и образовании».

В течение нескольких десятилетий иллюстрации в стиле пин-ап считались устаревшими, но к моменту проведения выставки люди начали испытывать ностальгию по временам, когда определение «сексуальный» на самом деле было очень невинным по сравнению с тем, что происходило в современном мире. К тому же непреходящая привлекательность пин-ап-арта заключалась в его ностальгической связи с ушедшей эпохой. Аудиторию в те годы стала привлекать эстетика ретро, напоминающая о более простых и понятных временах.

Чувствуя веяния времени, Чарльз Мартиньетт и Луи Майзел решили написать книгу «Великий американский пин-ап», которая вышла в 1996 году и стала бестселлером.

Вот эта книга из моей коллекции.

Фото автора.
Фото автора.

После нее были изданы еще несколько книг как обзорных, так и по отдельным художникам.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Эти и другие книги, которых я собрал во множестве, и легли в основу моих статей о стиле пин-ап.

Увы, Чарльз Мартинетт неожиданно скончался от сердечного приступа в 2008 году, и поскольку к моменту его смерти никаких наследников у него не было, то вся его обширная коллекция из 4300 предметов была передана на аукцион Heritage Auctions в Далласе, штат Техас. Потребовалось 12 аукционов в течение четырех лет, чтобы реализовать работы из этой коллекции. Произведения искусства в стиле пин-ап были предоставлены для свободного использования в том виде, в каком они и были задуманы – повесить на стену. К началу 2020-х годов общая сумма продаж лотов из этой уникальной коллекции составила более 20 миллионов долларов, причем появление этих работ каждый раз вызывает ажиотаж, а цены на них неизменно растут.

При жизни Мартиньетт с радостью делился своей страстью, его еще долго будут помнить как страстного коллекционера, отстаивавшего идею о том, что иллюстрированное искусство является искусством в полном смысле этого слова.

С началом XXI века цифровая эпоха вдохнула новую жизнь в искусство пин-ап. Платформы социальных сетей и онлайн-сообщества предоставляют художникам, фотографам и энтузиастам возможность делиться современными интерпретациями культуры пин-ап и ценить их.

Возникает вопрос – а почему это стиль снова стал таким популярным? Думается, из-за того, что каждая работа просто мастерски выполнена. А еще этому феномену дал объяснение соавтор Чарльза Мартиньетта коллекционер и галерист Луи Майзел:

«Эти типичные американские девушки были на каждой заправке, в каждой мастерской в ​​Америке. Это было то, на чем мы выросли. Иллюстрация всегда была законной формой искусства. Пин-ап, созданный в 1930-х, 40-х и 50-х годах, будет интересен и уважаем людьми и через 300 лет».

И думаю, что так оно и будет.

А еще, наверное, пин-ап так популярен из-за того, что это просто красота, женская красота, которая всегда была воспеваема ее ценителями.

Ох уж эти барышни стиля пин-ап с милыми узорами в горошек, юбками, завязывающимися на талии. Сочные красные губы и волнистые линии, прическа в виде локонов или просто какая-нибудь другая эффектная прическа, позирование, изображающее невинность с примесью соблазнения…

Они рискованны, кокетливы, но отчаянно независимы. Они эротичны, но при этом привлекательны как для мужского глаза, так и для чопорных дам. Они если и делали что-то милое или кокетливое, то это никогда не было сделано специально, чтобы соблазнить мужчину. Предполагалось, что они не подозревают о своей привлекательности, что делало их еще более привлекательными.

Они - девушки в стиле пин-ап, настоящие американские красотки, которых нынче и не сыщешь в стране, которая когда-то ими изобиловала.

И о них я буду рассказывать в статьях об отдельных художниках, благо что их было много. И primus inter pares (первый между равными), конечно же, Джил Элвгрен. Это та недостигаемая вершина этого стиля, которую уже никто не покорит.

Вот несколько книг о нем и его творчестве из моей коллекции.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В общем, рассказать о нем мне будет достаточно легко, так как книги о его творчестве полны интересных деталей и содержат сотни отличных иллюстраций.

Кстати, для меня лично на втором месте после него находится перуанец Альберто Варгас, впрочем, это мое субъективное мнение, вовсе не обязательно с ним соглашаться.

Вот пара книг о его творчестве, которые я по счастью в свое время купил.

Фото автора.
Фото автора.

Что интересно – в Перу оказалось много талантливых современных иллюстраторов, например, Борис Вальехо, который мне тоже очень нравится и альбомы и книги о котором я тоже собрал, но о нем расскажу как-нибудь отдельно от американских художников пин-ап, хотя его тоже некоторые приписывают к этому направлению.

Ниже некоторые книги о его творчестве из моей коллекции.

Фото автора.
Фото автора.

Кстати, его красавица жена Джулия Белл (которую он часто изображал на своих картинах) тоже хорошая художница в подобном стиле.

Ну а кому этот стиль не по вкусу… что ж, каждому свое, мир велик, можно найти в нем всё, что придется по душе.

А насчет споров о том, что такое хорошо и что такое плохо в искусстве... Вот слова И.Е. Репина на этот счет, которые, по-моему, как нельзя лучше всё объясняют.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Ну и для тех, кто все еще настаивает на том, что их мнение есть непреложная истина.

Изображение создано автором.
Изображение создано автором.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

До новых встреч и спасибо за интерес к теме.

В общем, следите за моими публикациями – почитать и посмотреть будет что.

А что Вы думаете по поводу этого стиля? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации об истории стиля пин-ап:

История пин-ап: фото Мэрилин Монро для журнала Playboy и момент «ой-ой-ой!». Часть 5

История стиля пин-ап. Как Мэрилин Монро стала его самой знаменитой моделью. Часть 4

Как стиль пин-ап завоевал мир благодаря красоте изображаемых моделей. Часть 3

Как стиль пин-ап завоевал мир благодаря пикантным девушкам и замечательным художникам. Часть 2

Как появились знаменитые девушки пин-ап. Часть 1