Найти в Дзене
Александр Долгих

Как в СССР хотели переименовать месяцы и изменить недели

После Октябрьской революции 1917 года Советская Россия превратилась в гигантскую лабораторию социальных экспериментов. Новую власть не устраивало ничто старое — от буржуазной моды до православных праздников. Почти сразу после прихода к власти большевики разобрались с русским языком и перешли на григорианский календарь — это казалось логичным шагом к «мировой революции». Но на этом реформы не остановились.

В 1920-х годах появились идеи:

  • Отменить семидневную неделю (слишком религиозную на большевистский взгляд) и ввести пятидневку (по аналогии с пятилетками).
  • Убрать «буржуазные» названия месяцев и дней.
  • Переименовать годы по новым революционным эпохам.

В общем, хотели создать новый календарь, который должен был стать символом разрыва с прошлым — как герб, гимн или алфавит.

Точного «официального» списка не сохранилось, но в архивах и газетах 1920-х встречаются варианты:

  1. «Ленинень» — ноябрь (месяц Октябрьской революции, которая по новому стилю произошла в ноябре).
  2. «Колосень» — август (время жатвы).
  3. «Серпень» или «Молотень» — отсылка к советской символике.
  4. «Краснень» — май (месяц революционных праздников).
  5. «Марксень», «Энгельсень» — в честь основоположников коммунизма.
Это уже более поздний вариант календаря, предложенный в 1939 году Союзом воинствующих безбожников.
Это уже более поздний вариант календаря, предложенный в 1939 году Союзом воинствующих безбожников.

Эти названия напоминали эксперименты Французской революции (там были «брюмер», «термидор»), но с пролетарским уклоном.

Главным идеологом календарной революции был Александр Луначарский — нарком просвещения, мечтавший создать «новую культуру». В 1923 году он писал:

«Календарь — это часы истории. Нам нужны свои стрелки, свои цифры!».
Анатолий Васильевич Луначарский
Анатолий Васильевич Луначарский

Его поддерживали поэты-футуристы Маяковский, Хлебников и другие, предлагавшие ещё более радикальные идеи. Например, Велимир Хлебников в манифесте «Труба марсиан» (1916 год) предлагал делить год на «месяцы-звуки»: «Ди», «Бу», «Рэ» — чтобы время «звучало, как симфония».

Так почему же календарь не изменили?

На это было несколько причин. Во-первых, практические сложности. Переименование месяцев вызвало бы хаос в документах, науке, международных отношениях. Как вести переговоры с Европой, если в СССР «Ленинень», а у них ноябрь?

Во-вторых, крестьяне, составлявшие 80% населения, и так с трудом привыкали к новому стилю. Переименование месяцев могло спровоцировать недовольство: как планировать посевы по «Колосню»?

В-третьих, после смерти Ленина и прихода к власти Сталина, был взят курс на «стабилизацию». Эксперименты авангардистов стали считаться вредными. Власти решили: лучше сохранить старый календарь, но наполнить его новыми советскими праздниками: 7 ноября, 1 Мая.

В итоге месяцы остались прежними, но СССР всё же изменил отношение ко времени:

  • В 1929–1931 годах ввели неделю-пятидневку («непрерывку»), чтобы фабрики работали без остановки. Дни назывались просто: «первый», «второй»… «пятый». Праздников не было — только «дни отдыха», которые у всех работников были разными. Система провалилась: семьи не могли собраться вместе даже в выходные.
Советский календарь на 1930 год. Цветом выделены разные дни пятидневной недели, однако традиционные семидневные недели и число дней в месяцах сохранились.
Советский календарь на 1930 год. Цветом выделены разные дни пятидневной недели, однако традиционные семидневные недели и число дней в месяцах сохранились.
  • В 1940-х годах появился «революционный календарь» в школах: детей учили, что «январь — месяц Ленина», «май — месяц победы труда». Практического смысла в это особо не было, скорее идеологический, да и тот весьма сомнительный.

Сегодня мало кто помнит об этом советском проекте, потому что создавался он на волне «Весь Мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый Мир построим: Кто был ничем, тот станет всем». Это был симптом революционной эпохи, когда люди верили, что можно переписать даже время. Сегодня это кажется наивным, но в 1920-х всё выглядело иначе. Как писал Луначарский:

«Мы строим новый мир. Почему в нём должны оставаться старые названия? Они пахнут попами и царями!».

Однако в культуре кое-какие следы этих экспериментов всё же остались:

  • Например, в романе Евгения Замятина «Мы» (1920) месяцы названы цифрами: «Единица», «Двойка» — аллюзия на советские проекты.
  • В фильме «Собачье сердце» профессор Преображенский иронизирует: «Если я вместо «апреля» скажу «пролетень», страна станет счастливее?».
-5
  • Иногда в сувенирных магазинах современной России можно встретить ностальгические календари с «советскими» названиями месяцев. Правда, это большая редкость.

Интересно, что в 1920-х в СССР помимо перевода страны на другой календарь также предлагали перевести страну на метрическое время (10-часовые сутки, 100 минут в часе). Но это уже совсем другая история. Подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы ничего не пропустить, а ниже я подобрал для вас ещё несколько любопытных статей по теме: