В Древнем Риме каждый знал: работа императора тяжела, неблагодарна, смертельно опасна. Фортуне часто надоедало гладить по голове правителя и она давала ему пинка под зад. Все равно от желающих схватить поводья колесницы величайшей империи отбоя не было. Некоторые умирали в своей постели, или от яда, или от кинжала – вполне почетно. Другим везло меньше.
Громы небесные
В 3-м веке к власти пришел любимец легионеров, префект претория родом из Галлии Кар. Новый император побил сарматов, двинул на парфян. Уже Месопотамия под Римом; сдалась парфянская столица Ктесифон. Ай да Кар. Дальше готов идти, да захворал. Лежит в палатке, лечится. Вдруг – буря, грохот, мрак. Мощный раскат грома; палатка императора вспыхнула - видно, молния попала. И нет Кара. Его секретарь утверждал, что он умер от болезни – понятно, почему: молния выглядела карой Кару со стороны громовержца Юпитера, что марало репутацию покойного. Меньше года он правил Римом – жаль; в то время хороших императоров днем с огнем было не найти.
В 6-м веке в Восточной Римской империи (Византии) молния поразила императора Анастасия. Он был не совсем правильным христианином, потакал монофизитам – за то, нечестивый, сражен гневом божьим, уверяли ортодоксы. Только пожил Анастасий вдоволь – 78 было ему, когда сгорел.
Отхожее место – зона риска
В начале 3-го века трон в Риме получил красивый 15-летний мальчик Гелиогабал – неблизкая родня императора Севера. Юный император хорошо начал, но плохо закончил: пил, гулял, истово молился своему сирийскому богу, игнорируя римский пантеон, менял жен; наконец женился на весталке – какое святотатство! – потом «вышел замуж» за раба Гиерокла, взяв себе роль «жены»… Ну все, хватит. Через 4 года Рим устал; когда Гелиогабал приехал в военный лагерь, там вспыхнул мятеж. Пока солдаты дрались с людьми императора, тот спрятался в туалете; его разыскали и закололи на месте.
Кстати, Гелиогабал выдавал себя за внебрачного сына императора Каракаллы, еще одного бесстыдника на троне. Он убил брата Гету, велел матери по этому поводу изображать радость; казнил массу людей, опустошил казну (правда, соорудил термы, прославившие его ничтожное имя). Как-то Каракалла объезжал святые места; в дороге сошел с носилок, пристроился на обочине справить нужду. Центурион Марциалий не дремал – подскочил к Каракалле, пронзил его кинжалом. Убийца выполнял приказ префекта претория Макрина; тот и занял освободившееся место владыки Рима.
А в 1-м веке отсиживаться в отхожем месте выпало императору-обжоре Вителлию. Прежде он неплохо служил проконсулом в Африке, но получив престол, как часто бывало, слетел с катушек. Вителлий никому не мстил и никого не преследовал – зато жрал без меры; его пирам позавидовал бы сам Лукулл. Может быть, он страдал булимией?
Месяцев через 7, видимо опасаясь, что император объест всех подданных, против него подняли мятеж. Вителлия покинули сторонники, его стражу перебили; в дворцовом сортире императора быстро нашли, выволокли на улицу; разодрали на нем одежды, оплевали, искололи копьями. Медленно истекая кровью, бедняга скончался.
Пучина вод
В начале 4-го века императоров было много, сразу четверо зараз (тетрархия Диоклетиана). Вот и Максенций получил свой кусок власти. Христианские хронисты подробно описали, как нечестивец разрезал чрева беременных, рылся во внутренностях младенцев – магией якобы увлекался. По более объективным источникам Максенций злодействовал иначе - казнил сенаторов, отбирал у них имущество, бесчестил их жен. 6 лет правил, потом объявил войну своему соправителю Константину. А у того поддержка – о-го-го, будто не знал Максенций. Разбил его будущий первый христианский император. На мосту через Тибр бегущие солдаты устроили давку; конь удиравшего рядом с ними Максенция оступился и вместе с хозяином рухнул в грязную вонючую воду. Под тяжестью доспехов император камнем пошел ко дну, его в момент засосало илом. Сенат и народ Рима ликовали.
Чуть раньше, в 3-м веке, Римом пару лет правил умный, добродетельный Деций. Он успешно отгонял распоясавшихся готов от границ империи, но в одном из боев ему не повезло. Сначала на его глазах погиб сын; император, сглотнув слезу, заявил, что потеря одного солдата не имеет значения. Потом готы загнали римлян в топь; Деций утонул в болоте вместе с конем.
Напоследок – могильный ужас. Правитель Византии Зинон (5 век, при нем пала Западная империя) страдал эпилепсией; во время припадка умер. Или нет? Ходили слухи, что бесчувственного Зинона объявили покойником и быстро зарыли по приказу его жены Ариадны. Из могилы доносились глухие крики и стоны. Не теряя времени, Ариадна выскочила за следующего императора, Анастасия. За того самого, кого через 27 лет убьет молнией.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо вам за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: