Найти в Дзене

Расстройство аутистического спектра: гендерные различия

Расстройство аутистического спектра/РАС/ характеризуется «стойкими нарушениями взаимных социальных коммуникаций и социальных взаимодействий, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или действий». РАС диагностируют примерно у 2% детей. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Такое явное гендерное различие стало предметом не одного исследования. Результаты многих из них говорят о том, что есть женщины, которые потенциально соответствуют критериям РАС, но диагноза у них нет. Почему так? 🤔 Есть предположение, что это связано с несовершенством диагностических критериев и диагностической предвзятостью. Так, узкие и сверхценные интересы девочек и девушек с РАС чаще связаны с людьми и социально более привычны. Типичный пример — ярое увлечение персонажами мультфильмов и сказок, знаменитостями.  У них реже отмечаются крайние проявления стереотипного поведения и приверженности ритуалам. У девочек лучше формируются социальные навыки. Это позволяе

Расстройство аутистического спектра/РАС/ характеризуется «стойкими нарушениями взаимных социальных коммуникаций и социальных взаимодействий, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или действий».

Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)
Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)

РАС диагностируют примерно у 2% детей. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Такое явное гендерное различие стало предметом не одного исследования.

Результаты многих из них говорят о том, что есть женщины, которые потенциально соответствуют критериям РАС, но диагноза у них нет.

Почему так? 🤔

Есть предположение, что это связано с несовершенством диагностических критериев и диагностической предвзятостью.

Так, узкие и сверхценные интересы девочек и девушек с РАС чаще связаны с людьми и социально более привычны. Типичный пример — ярое увлечение персонажами мультфильмов и сказок, знаменитостями. 

У них реже отмечаются крайние проявления стереотипного поведения и приверженности ритуалам.

У девочек лучше формируются социальные навыки. Это позволяет им избежать полной социальной изоляции.

Девочки, взрослея, более успешно используют адаптационные стратегии, чтобы казаться менее аутичными во взаимодействии с людьми.

Часто этиособенности усложняют постановку диагноза РАС у девочек и женщин.

Это, в свою очередь, формирует диагностическую предвзятость. Даже профессионалы могут поддаваться на уловку гендерных стереотипов и воспринимать аутизм как мужское заболевание.

Такие установки влияют на интерпретацию поведения испытуемых во время исследований. Так, социальную изоляцию у женщин по ошибке можно принять за застенчивость. Тогда как у мужчин это станет показателем РАС.

Мальчики и девочки различаются по следующим параметрам при диагностике РАС:

❗️У девочек больше дефицит движения и общения на уроках.

❗️По мере повышения уровня интеллекта девочки эффективнее овладевают стратегиями самоконтроля, несмотря на диагноз.

❗️Ограничительное или повторяющееся поведение у девочек чаще не так заметно для сторонних наблюдателей, как такое же у мальчиков.

Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)
Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)

Стандартные диагностические инструменты РАС вызывают большие вопросы, т.к. их разработали в основном с помощью данных, полученных на мальчиках и мужчинах. Только представьте: проверочная выборка состояла из 170 мужчин и только 36 женщин с РАС. Причем испытуемых привлекали в основном через клиники.

То есть девочек в диагностическом процессе просто пропускают, особенно если у них нет сопутствующих поведенческих или когнитивных трудностей.

Интересно, что многие обзоры гендерных различий в социальном взаимодействии и общении часто этих самых различий не обнаруживают.

Два недавних крупных исследования показали, что у аутичных мальчиков и девочек, мужчин и женщин были схожие трудности в социальной коммуникации и взаимодействии.

Но так как в этих исследованиях использовались ранее существовавшие диагностические инструменты, то смело можно предположить, что эти методы просто нечувствительны к проявлениям РАС у женщин.

Чтобы преодолеть эти ограничения, многие ученые и клиницисты изучают гендерные различия при РАС через частные примеры общения и взаимодействия с другими людьми.

Так, в одном из исследований было выявлено, что у девочек с РАС:

✅ выше вовлеченность на игровой площадке,

✅повышенная социальная мотивация,

✅социальная взаимность,

✅более широкое использование прагматических маркеров (элементы спонтанной устной речи типа "это самое", "знаешь", "мне кажется" и т.д.)

Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)
Расстройство аутистического спектра у мальчиков и девочек. Психиатрия для психологов (МАНП)

Аутичных девочек реже отвергают, они реже становятся жертвами буллинга, чем мальчики с РАС.

Эти данные согласуются с другим исследованием, которое показало, что женщины с РАС более адаптированы к общению и взаимодействию, чем мужчины с таким же диагнозом, несмотря на одинаковый уровень базовых социально-когнитивных трудностей.

Можно предположить, что эти результаты отражают гендерные различия и среди нормотипичных детей и взрослых. То есть мы можем говорить о том, что девочки обладают более развитыми навыками социального взаимодействия и общения, чем мальчики.

В то же время очевидно, что трудности развития, связанные с РАС, становятся более заметными с возрастом. В частности, многие девочки-подростки сталкиваются с усложнением социальных коммуникаций и взаимодействия.

Не всегда их стратегии маскировки поведенческих особенностей бывают эффективны и могут уберечь от отвержения сверстниками.

Открытые бесплатные вебинары каждую неделю в нашем сообществе Телеграм
Наш Сайт
https://manp.academy/