О том, что императрица Александра Федоровна передала долгожданному сыну гемофилию было известно практически с первых дней жизни мальчика.
-Наконец-то сын, но он опасно болен, - сокрушались приближенные к императорской фамилии люди. - Любая роковая случайность и случится непоправимое! Дети и так часто становятся ангелами у престола Господня. А тут... Да и вряд ли императрица сможет еще родить. И не факт, что следующий мальчик будет здоров.
В таких разговорах было много рационального. Детская смертность была высока. Крестьяне рожали много, на очередную потерю реагировали философски: Бог дал, Бог и взял. Но и в среде аристократии малышей теряли часто: детские инфекции, отсутствие действенных лекарств.
Молва была права в еще одном: после цесаревича Алексея, появившегося на свет в 1904-м, Александра Федоровна больше не рожала. Ее задачей стала неусыпная забота о том, чтобы с наследником не случилось беды.
Разумеется, обязанности типичной "мамы в декрете" императрица не выполняла. Для ухода за детьми существовал целый штат прислуги: лекари, няни, кормилицы, гувернантки, "дядьки", учителя, врачи.
Няни в царской семье были с самого начала, когда родилась старшая дочь Ольга. Хотя поначалу императрица заявляла, что будет сама воспитывать своих детей. Надо отдать должное, Аликс была единственной императрицей в истории, которая сама начинала кормить своих детей. По крайней мере, до 3-х или 4-х месяцев. Затем малышей передавали кормилице.
Купать малышей царица тоже начинала сама. Но долг супруги царя - не только вынашивать детей, существовала сложная система представительских обязанностей, требовавших времени и усилий, да и императрица частенько недомогала. На помощь приходили няни. Готовые выполнять все распоряжения Александры Федоровны им надо было мириться с ее сложным характером.
Нянь было несколько. Первой стала англичанка, мисс Орчи. Эта няня сама когда-то воспитывала будущую жену Николая Второго, а потому Александра Федоровна ей надеялась доверить своих детей.
Странно, но англичанка проработала в Петербурге всего полгода. У нее были помощницы, женщина была еще крепкой и сильной, но... отношения с бывшей воспитанницей у няни не сложились. Одно дело - девочка Аликс, совсем другое - императрица Александра Федоровна.
У няни было множество обид и она не стеснялась критиковать свою работодательницу, та подобного не потерпела. Запись из дневника царя от 26 апреля 1896 года: "Сегодня нас покинула несносная няня-англичанка; радовались, что, наконец, отделались от нее!"
Вскоре в императорскую семью приняли еще одну англичанку - мисс Маргарет Эггер. Миссис трудилась в детской 6 лет. Она командовала другими нянями, не решаясь перечить императрице и не допуская ни малейшей критики. Александра Федоровна была вполне довольна Эггер. Но...
Няню сгубила политика, считается, что увлекшись политическими дебатами с одной из фрейлин во время купания великой княжны Марии Николаевны, Эггер прошляпила момент, когда царская дочка потихоньку выбралась из ванны и побежала играть в коридор. Как была, мокрая и без одежды.
Великую княжну в таком виде обнаружила сестра царя Ольга Александровна, Марии было 5 лет. А миссис Эггер получила выходное пособие и лишилась места: оставить девочку без присмотра - такое и в менее высокопоставленной семье не могло сойти с рук.
Когда родился цесаревич Алексей, Николай Второй решил, что мальчика будет окружать русская прислуга. Так в детских комнатах царского дворца появилась главная няня - Мария Вишнякова. Девушка служила и при англичанках, но только в качестве помощницы. Мария Вишнякова или Мэричка, как называли ее великие княжны и наследник, служила во дворце рекордные 11 лет.
Вишнякова родилась в 1872 году. Точное место рождения ее не известно, как и не известны имена ее родителей. Мария была подкидышем. Сама она себя называла мещанкой, но проверить это было невозможно. В младенчестве девочка оказалась в Воспитательном доме, приюте, куда попадали подкидыши, сироты и дети небогатых родителей.
Иногда в воспитательные дома подкидывали детей, рожденных вне брака. Принимали до возраста двух с половиной лет и давали приют до тех пор, пока воспитанникам не исполнится 21. Большинство сирот получали начальное образование и простую профессию, но некоторых, особо проявивших тягу к знаниям, учили дальше.
Машенька Вишнякова в воспитательном доме получила профессию "няня", бумагу об этом ей дали при выпуске. Точно неизвестно, как девочка из воспитательного дома оказалась в царском дворце, но попала она туда помощницей няни еще в младенческие годы Ольги Николаевны, то есть, сразу после выпуска. Придворные полагали, что Мария была незаконнорожденной дочерью знатного человека. Он и похлопотал.
Мария Ивановна получала сначала зарплату в 900 рублей в год. Это были неплохие деньги. Дипломированные женщины-врачи могли рассчитывать на жалование около 600 рублей в год. Но через 7 лет, когда уволили вторую англичанку, Мария получила существенную прибавку к зарплате. Ее доход составил 2000 рублей. Баснословные деньги, но ведь и ухаживать за Алексеем было очень сложно.
У наследника долго не останавливалось пупочное кровотечение, а когда он научился ползать, то на руках и ногах были постоянные большие гематомы, причинявшие страдания. У мальчика был "дядька", матрос Деревянко, который был обязан носить его, но Алексей-то хотел все делать сам и быть просто счастливым ребенком.
По воспоминаниям современников, наследник мог бегать по коридорам дворца, и не терпел никаких запретов. Словом, няне приходилось быть постоянно настороже. Мария отвечала за всех царских детей. Но главным было воспитание цесаревича.
Марию любили. Но случались и неприятности: однажды Мэричка пожаловалась императрице на великих княжон. Мать написала потом великой княжне Ольге Николаевне: "Подумай о Мари, как она вынянчила всех вас, как делает для вас все, что может, и когда она устала и плохо себя чувствует, ты не должна еще и волновать ее".
Мэричке было уже около 40 лет, она была достаточно привлекательной женщиной: высокой, статной, светловолосой, с приятными чертами лица. Но все же оставалась незамужней старой девой. Если бы няня вышла замуж, ей бы пришлось расстаться со своими воспитанниками, а женщина к ним искренне была привязана. О мужчинах и замужестве Мария не помышляла.
Уволиться няне пришлось, считается, что произошло это из-за Распутина, к которому царская чета питала необъяснимую слабость. Многие люди из императорского окружения попали под магнетическое влияние "старца". Великая княжна Ксения Александровна в 1910 году писала брату, что няни на Распутина молятся.
Это можно объяснить - Распутин умел снимать боли, которыми страдал наследник, а доктора были бессильны. Распутин общался и с няней цесаревича, писал ей наставления по воспитанию мальчика.
Что случилось между старцем Григорием и Мэричкой? Якобы няня пришла к императрице и пожаловалась, что Распутин ее, мягко говоря, растлил, ворвавшись, в баню, где Мария Ивановна мылась. Другие утверждали, что Вишнякова отправилась на богомолье в монастырь В Верхотурье вместе с Распутиным и еще одной служанкой. После, завернули в село Покровское, где был дом у Григория Ефимовича, там ночью все и случилось.
На следствии после гибели старца Вишнякова подтвердила свой рассказ и сообщила подробности обстановки в доме Гришки. Но царица няне не поверила! Впрочем, это было ожидаемо. Императрица посчитала, что верная Мэричка оговаривает Распутина под давлением каких-то его влиятельных недоброжелателей.
На стороне Мэрички была Ольга Александровна, сестра царя, она и сама была жертвой очень фривольного поведения Гришки, но... Александра Федоровна не жаловала тех, кто не благоговел перед Распутиным. А Николай Второй во всем потакал жене.
Вишнякова была немного позже уволена. Чтобы не подкидывать дров в огонь скандала, императрица выдержала паузу, да и слишком близким была к семье человеком няня царских детей. Когда Алексею исполнилось 9 лет императрица заявила, что нянька ему больше не требуется.
После отставки Мэричке выделили комнату в Зимнем дворце, где она и проживала. У нее была приличная пенсия, равная ее жалованию, есть сведения, что императрица отправляла Вишнякову в Крым для поправки здоровья - за счет царской семьи. Последний раз - в начале рокового 1917-го года.
Сведений о судьбе Вишняковой после революции у меня нет. Во всяком случае, гибели вместе со всей царской семьей и несколькими верными слугами, Мэричка избежала.
Спасибо, что прочитали. Поставьте лайк, если было интересно и подпишитесь на канал, чтобы не потерять его в ленте. Кстати, у меня есть телеграм канал, присоединяйтесь!