Найти в Дзене

Так ли на самом деле интересен Музей железных дорог России в Петербурге, и зачем в него ходят с грудными детьми?

Оглавление

Личное фото автора
Личное фото автора

Ну вот наконец и мне удалось «закрыть гештальт» и побывать в одном из самых «распиаренных» музеев нашего города - Музее железных дорог России около метро «Балтийская».

Современная площадка музея была открыта еще в 2017 году, но вот только спустя 8 лет я до нее дошла😃 Музей выбирали по принципу - чтоб было интересно всем трем поколениям семьи: от 2 лет и 3 месяцев до 60+😀

Расположен музей очень удобно - рядом с метро «Балтийская», Балтийским вокзалом и остановкой многих автобусов, на которых можно добраться до музея из разных районов города.

Сегодня я поделюсь с читателями личными впечатлениями - стоит ли этот музей потраченного на него времени.

Для тех гостей, кто впервые на моем канале: меня зовут Виктория, я 8 лет в браке с сербом, растим русско-сербскую дочку👧 Я без прикрас (хоть и с любовью) на своем канале рассказываю и показываю все о жизни в Сербии, сербах, сербской культуре и языке. А поскольку постоянно мы пока живем в моем родном Санкт-Петербурге, то и о нашем чудесном городе есть много интересной информации!

Уже с порога музея приятно удивило отсутствие толпы и очередей в кассу, а ведь мы были в праздничный выходной 9 марта. Может, потому, что мы пришли после 15 часов?

О стоимости билетов и часах работы расскажу в конце статьи. Мне показалось, что по сравнению со многими известными музеями Санкт-Петербурга цена вполне гуманная.

Главный символ путешествия на поезде в нашей стране 😀 Их в музее много, как я поняла, они посвящены городам проведения Чемпионата мира по футболу 2018. Личное фото автора
Главный символ путешествия на поезде в нашей стране 😀 Их в музее много, как я поняла, они посвящены городам проведения Чемпионата мира по футболу 2018. Личное фото автора

Итак, что посмотреть и чем заняться в музее

Музей железных дорог России расположен в двух соединенных корпусах — здании бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, построенном в 1850-х г, и повторяющем его по форме, но большем по размерам, новом здании. Это тоже огромное стилизованное депо, где есть даже поворотный круг и ж/д пути, а также большие панорамные окна почти от пола и до потолка. Два корпуса соединены стеклянной галереей с подвесным мостом внутри.

Часть экспонатов находится на открытой площадке на улице.

Только представьте себе: общая площадь территории музея — около 60 000 м2, что сравнимо по размерам ни много ни мало … с Дворцовой площадью. Таким образом, наш музей является одним из крупнейших в Европе музеев, посвященным железной дороге!

В коллекции музея - около 28 тыс. экспонатов, 118 локомотивов и вагонов. Однако посетителей впечатляет не только масштаб и количество, но и динамичность: музей движется, разговаривает, показывает и развлекает😃

Изначально при формировании экспозиции музея речь шла исключительно о локомотивах и вагонах Октябрьской железной дороги. Однако позднее география расширилась, и сегодня в музее есть образцы техники не только из разных уголков России, но и из стран бывшего СССР и Европы. Например, из Финляндии и Чехии, включая пассажирский электровоз компании Skoda.

Паровоз на поворотном круге - здесь раз в час проходит аудиовизуальное шоу «Время, вперед» - личное фото автора
Паровоз на поворотном круге - здесь раз в час проходит аудиовизуальное шоу «Время, вперед» - личное фото автора
Для меня стал открытием тот факт, что лучшие локомотивы, тепловозы, электрички, широко использовавшиеся в СССР и России, производили совсем не у нас, а в Чехословакии, ГДР, Латвии… Даже тот же «Сапсан» - детище Siemens, а вот наш родной «Сокол» так и не «взлетел» из-за каких-то конструкторских неразрешимых противоречий.

Здесь можно с одной стороны взглянуть на характерные для каждой эпохи вагоны и локомотивы (и иногда зайти внутрь), а с другой – своими глазами увидеть уникальные, зачастую опытные образцы техники, сохранившиеся в единичных экземплярах, такие как первый советский тепловоз Щэл1 или же скоростной ТЭП80, установивший в 1993 году рекорд скорости для тепловозов (271 км/ч👍🏻).

Раритетами также являются единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68, построенный в 1913 году; первый в истории России разрезной макет паровоза, построенный на базе действовавшего паровоза Эр-791-81 (вы когда-нибудь видели паровоз в разрезе???). А еще можно спуститься вниз и посмотреть на «брюхо» паровоза - круто же?

Вот он - паровоз в разрезе! Не все присутствующие на фото хотят публичности, поэтому стали котиками)) Личное фото автора
Вот он - паровоз в разрезе! Не все присутствующие на фото хотят публичности, поэтому стали котиками)) Личное фото автора

Привлекает всеобщее внимание служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги — дореволюционный вагон с полностью подлинным уникальным интерьером и бронированным низом (якобы принадлежавший последнему китайскому императору). Так что в случае нападения хунхузов (как в нашем новом блокбастере «Красный шелк») можно было просто лечь на пол вагона. Говорят, потом в нем ездили наши партийные «шишки».

Из интересной воеnnoй железнодорожной техники в музее можно увидеть уникальный мобильный "Ядеpnый щит", не имеющих аналогов в мире, а еще боеBoj железнодорожный ракеtnый комплекс с макетом баллuctuчесkoй рaketы - с виду обычный вагон-рефрижератор. Такой поезд называли «поезд номер ноль». По официальным данным, он снят с вооружения РФ (но это не точно).

Его можно увидеть в ролике:

В музее очень много интереснейших макетов - например макет Царскосельской железной дороги или игровой макет Сортировочной горки, который позволяет собирать составы с помощью стрелок и маневровых паровозов.

Экспозиция музея регулярно пополняется новыми материалами и техникой.

Не во все залы музея можно попасть по обычному входному билету, в некоторые можно попасть только с экскурсией, стоит учесть это при посещении музея.

Обзорные экскурсии по Музею с доступом в закрытые залы в составе сборной группы до 20 человек проходят ежедневно. Длительность — 1 час. О стоимости рассказываю в конце статьи.

Я только потом узнала, что здесь тоже все было интерактивно - разыгрывается сценка «машина на переезде». Личное фото автора
Я только потом узнала, что здесь тоже все было интерактивно - разыгрывается сценка «машина на переезде». Личное фото автора

Музей разговаривает, звучит и показывает

Здесь мультимедийность — не просто модное слово, а захватывающая реальность, в которой посетители оказываются с первых шагов. Нас уже на входе встречают девять огромных экранов, рассказывающих о строительстве музея и главных железнодорожных профессиях.

Всего в экспозиции — 44 интерактивных инсталляции и 150 «электронных киосков» с информацией об экспонатах на русском и английском языках.

Недалеко от входа в первый зал на месте поворотного круга дореволюционного депо расположен интерактивный комплекс «Стрелки времени». Подвижный стол позволяет выбрать эпоху, в которую хочет переместиться посетитель, и запустить панорамное видео. Оно будет показываться одновременно на восьми экранах, установленных на месте ворот, из которых когда-то выезжали паровозы.

Такой вот исторический вид из окна получается 😉

Четыре инсталляции «Виртуальный перрон» прячутся за бархатными шторами и открываются после нажатия кнопки. Каждая из них рассказывает свою историю.

Они так хорошо спрятались, что мы прошли мимо😀 Лучше найдите их заранее по карте.

В качестве экрана для аудиовизуального шоу «Время, вперед!» используется черный бок паровоза СО17-2413, стоящего на уникальном действующем поворотном круге. Раз в час с 11 до 17 часов (первое в 11:00 и далее каждый час, последнее включение - в 17:00) под всем знакомую музыку и стихи Маяковского на него проецируется видео в духе плакатов советских времен: цветные геометрические фигуры, черные шагающие силуэты, а колеса паровоза словно бы начинают крутиться.

Если честно, ожидала большего от этого шоу - но все равно неплохо.

Очень крутая фишка музея - это «Окно времени»: 11 оживающих гипсовых скульптур: разумеется, оживают они не без помощи мультимедийных технологий.

Мы, например, «встретили» элегантную даму явно из дворян рядом с зеленым вагоном пригородного поезда. Нужно встать на круг с белой стрелкой на полу, и на экране перед вами гипсовая барышня превратится в настоящую, и разыграется небольшая сценка. Пассажирка купит у мальчишки-разносчика газету и немного пофлиртует с офицером😉Видео снято так, что стоящий рядом с вами невиртуальный вагон становится частью старинного пейзажа.

У нас с ходу запустить такой интерактив не получилось - вот почему перед посещением музея важна информационная подготовка😀 А поскольку мы торопились посмотреть как можно больше, да и дочка на месте не стояла, оставили «оживление» скульптур на следующий раз))

Другой способ оживления используется для скульптурных железнодорожников. На сенсорных экранах рядом с ними можно запустить видео и послушать, как о своей непростой работе рассказывает, например, тормозильщик. Тут есть и дежурная по посту линии, кондуктор, сцепщик вагонов и т. д.

Та самая дама, «оживить» которую мы пытались)) Личное фото автора
Та самая дама, «оживить» которую мы пытались)) Личное фото автора

Музей и дети

Модное английское выражение «kids-friendly” - это точно про Музей железных дорог. Именно по этой причине мы и решили начать приобщение дочки к культурной жизни Санкт-Петербурга именно с этого музея. Ей всего 2 года и 3 месяца, но он однозначно ей очень понравился))

Сам музей считает, что сюда можно приводить малышей уже с трех лет.

В музее есть Детский центр, где для деток с 3 до 14 лет проводят занятия, праздники и интереснейшие мастер-классы. Обязательно сходим чуть попозже!

Школьникам от 9 до 16 лет доступны 4 образовательных маршрута по основной музейной экспозиции.

Вообще, даже без экскурсий и мастер-классов любознательным мальчикам и девочкам тут есть, где разгуляться, что пощупать, потрогать, запустить и куда залезть.

В музее есть и второй этаж - галерея, с которой на паровозы и вагоны можно взглянуть сверху. Личное фото автора
В музее есть и второй этаж - галерея, с которой на паровозы и вагоны можно взглянуть сверху. Личное фото автора

Детки, конечно, все разные, но нашей дочке все было очень интересно. Мы провели в музее примерно 1,5 часа (не считая вагон-ресторан🤭), и она не заскучала! Больше всего ей понравилось подниматься и спускаться в те вагоны, доступ в которые разрешен (таких немало), а также она с интересом изучала интерактивные сценки, установленные в вагонах - например, работу врачей и санитаров на железной дороге в годы ВОВ или перевозку лошадей на фронт. Надеюсь, что-то из увиденного отложится в ее головке, но мы обязательно придем и не раз, чтобы закрепить материал)))

✅Наверное, самый популярный интерактив музея — тренажер «Кабина машиниста». На подобных симуляторах учатся сотрудники железной дороги, а пейзажи, сменяющиеся за виртуальным стеклом, соответствуют реальным локациям и маршрутам. Инструктор тренажера познакомит начинающего машиниста с азами управления: от проверки приборов, отправления и разгона до выполнения более сложных элементов путевого задания.

Это, пожалуй, будет интересно не только детям, но и их родителям!

Длительность аттракциона - 5 минут.

При посещении музея стоит учесть, что данный аттракцион пользуется спросом, и на него может быть очередь. А еще на него нужен ОТДЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ!

Мы еще этот аттракцион даже не нашли 😃

Очередной заход в вагоны с папой)) Личное фото автора
Очередной заход в вагоны с папой)) Личное фото автора

Кстати, немаловажно, что в музее все сделано для удобного перемещения на инвалидных колясках.

А еще - и я такое встречаю в музее впервые - сюда пускают родителей с малышами в детских колясках, даже лежачих. Что на мой взгляд очень здорово. Места в музее хватает, просторы большие, и тут можно с комфортом пройтись как и маме с коляской, где малыш может спокойно спать, пока мама приобщается к культурной жизни, так и другим посетителям не придется испытывать дискомфорт от тесных контактов с кричащим младенцем 😀

А с учетом того, что часть экспозиции находится на улице, для родителей и малыша может получиться настоящая полноценная прогулка.

Мы, кстати, уличную экспозицию посетить не успели, а там тоже много интересного, включая тот самый боеBoj железнодорожный ракеtnый комплекс с макетом баллuctuчесkoй рaketы и разные интересные локомотивы (например, наша несостоявшаяся надежда «Сокол»).

Очень грозный вид у этого вагончика и его содержимого… Личное фото автора
Очень грозный вид у этого вагончика и его содержимого… Личное фото автора

Внутри вагонов и «Поезда милосердия»

Как я уже упоминала, во многие вагоны можно подняться, заглянуть, пройтись. Увидеть, как путешествовали четвертым классом крестьяне-переселенцы, а как - богатые люди. Посмотреть почтовый вагон, вагон для перевозки лошадей, увидеть вагоны-теплушки, в которых наши бойцы отправлялись на фронт ВОВ и многое другое - все это сопровождается скульптурными композициями и мультимедийными экранами и на самом деле производит впечатление.

Также в музее действует выставка «Поезда милосердия», в рамках которой можно увидеть настоящие вагоны, участвовавшие в перевозке раненых бойцов в годы Великой Отечественной Воjны.

Личное фото автора
Личное фото автора

В годы воinы для транспортировки раненых использовалось сотни санитарных поездов, были перевезены миллионы выбывших из строя бойцов. Такие поезда использовались Советской Армией во всех значимых сражениях ВОВ, на территории СССР и в Европе.

В экспозиции выставки можно увидеть:

  • четырёхосный пригородный вагон Ок 3906, выпущенный Ленинградским вагоностроительным заводом им. И. Е. Егорова в 1940 году. В мирное время это был обычный вагон с местами для пассажиров, а во время войны его переоборудовали для перевозки тяжелораненых;
  • модель вагона для тяжелораненых в масштабе 1:10 из фондов Военно-медицинского музея;
  • станок для перевозки тяжелораненых и больных - конструкции в натуральную величину.
  • Вагон «аптека-перевязочная» - был тоже построен в 1930-х годах в Ленинграде. Он полностью автономный: в тамбуре собственная система отопления и водоснабжения. Дальше душевая, где с раненных бойцов смывали кровb. Затем солдат попадал в перевязочную. Если после наложения бинтов ему требовался покой, красноармейца вели в соседний отсек, где установлена трехъярусная больничная койка. Рядом в купе-аптеке готовили лекарства.
Это зрелище дочку впечатлило - да и нас, если честно, тоже - все, связанное с Великой Отечественной Воiной, навсегда отпечатывается в сердце каждого жителя России. Личное фото автора
Это зрелище дочку впечатлило - да и нас, если честно, тоже - все, связанное с Великой Отечественной Воiной, навсегда отпечатывается в сердце каждого жителя России. Личное фото автора
  • В этом вагоне есть скульптурная группа, изображающая медсестру, перевязывающую голову раненому бойцу - нашу дочку она очень впечатлила: «Тетенька меняет дяденьке шапочку»
  • Рядом с вагонами расположена другая инсталляция — скульптурная группа, демонстрирующая погрузку в вагон раненого на носилках.
Личное фото автора
Личное фото автора

Вагон-ресторан))

И какое же путешествие на поезде без вкусных и уютных перекусов с чашечкой горячего чая или ароматного кофе, с жареной курочкой и вареными яйцам со свежими пирожками, хрустящими круассанами и нежными донатами? А если это - вагон-ресторан, стилизованный под ресторан легендарного Восточного экспресса? Мы не смогли удержаться и не заглянуть сюда, чтобы «уложить» в голове впечатления от музея под чашечку вкусного капуччино и не менее аппетитного свежего доната.

Цена вопроса, считаю, вполне адекватная для музея (в настоящем ресторане поезда, думаю, даже дороже): 280 рублей чашка 0,2 вкусного капуччино и 180 рублей за довольно большой донат.

Убиjcтва в нашем Восточном экспрессе в этот момент не произошло, но атмосферности было и так хоть отбавляй))

И да, обязательный стук колес поезда «тыдым-тыдым» тоже присутствовал - так, что даже казалось, что вагон раскачивается😀

Атмосферу постаралась передать здесь:

Атмосферности и полноте погружения в мир железной дороги добавляют еще сотрудники музея, одетые в яркую униформу с логотипами РЖД.

Разумеется, я не рассказала вам еще о сотнях других экспонатов, мультимедийных инсталляций и прочих «фишечек» музея. Но тогда статья никогда не кончится 😀😀

На канале буду публиковать еще ролики и видео из музея, кому интересно - подпишитесь, чтобы не пропустить.

А вообще-то лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать😉

Лично я просто в щенячьем восторге от музея)) Здесь - не только рай для любителей истории и железных дорог, но и для романтичных особ возможность почувствовать себя героями любимых приключенческих фильмов!

В таких купе ездили состоятельные дамы первой трети XX века - личное фото автора. Из-за отражений в стекле не все хорошо видно
В таких купе ездили состоятельные дамы первой трети XX века - личное фото автора. Из-за отражений в стекле не все хорошо видно
Если вы житель Петербурга, то, конечно, можете как мы, первый раз пробежаться «галопом по Европам», зная, что потом придете еще. А вот если Вы гость нашего города и планируете посещение Музея железных дорог России, то, чтобы извлечь максимум пользы из этого визита, стоит заранее подготовиться - скачать приложение, составить для себя план, что бы Вы хотели обязательно увидеть, возможно, даже взять обзорную экскурсию. И, конечно, запастись достаточным количеством времени и хорошего настроения 😉

Самое ценное, на мой взгляд, что наш Музей железных дорог не просто развлекает посетителей и демонстрирует интересные паровозики. Он помогает сохранить память о людях, которые создавали эту историю, основали железную дорогу и трудились на ней, помогает осознать ценность их нелегкого труда для нас. А также здесь мы можем практически «окунуться» в разные эпохи истории нашей страны, которую и по сей день невозможно представить без железнодорожного сообщения.

Музей однозначно рекомендую к посещению абсолютно для всех!

Кстати, тематические дни рождения тут можно организовать не только детям, но и взрослым, как я поняла. А еще можно поучаствовать в квестах😉

Ну что, убедила вас сходить в этот музей?

Личное фото автора
Личное фото автора

Билеты на МАРТ 2025

350 рублей - полный билет в будний день: Совершеннолетние и иностранные граждане.

150 рублей  - льготный билет в будний день: Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.

450 рублей - полный билет в выходной и праздничный день: Совершеннолетние и иностранные граждане.

250 рублей - льготный билет в выходной и праздничный день: Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.

Бесплатный вход: детям до 7 лет, многодетным семьям, инвалидам, участникам СВО и членам их семей, и еще несколько льготных категорий

❗️БИЛЕТ НА ТРЕНАЖЕР «КАБИНА МАШИНИСТА» ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО!

Почувствуйте себя на перроне ушедшей эпохи… Личное фото автора
Почувствуйте себя на перроне ушедшей эпохи… Личное фото автора

ЭКСКУРСИИ (с посещением закрытых залов)

Сборные группы - проходят в составе группы до 20 человек.

О наличии свободных мест в группе можно уточнить по телефону +7 (812) 457-23-16 в рабочее время музея.

Полная стоимость билета 300 рублей

Льготная - 200 рублей 

Льгота предоставляется школьникам, детям до 7 лет, студентам, курсантам и пенсионерам.

БИЛЕТ С ЭКСКУРСИЕЙ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ВХОДНОМУ.

По предварительной заявке - организованные группы до 20 человек.

Полная стоимость 4 000 рублей

Льготная 3 000 рублей 

БИЛЕТЫ МОЖНО КУПИТЬ КАК В КАССАХ МУЗЕЯ, ТАК И НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ.

❗️Для более удобной навигации по Музею рекомендую скачать официальное приложение (в нем же есть и аудиогид), а еще можно взять бесплатный проспект с картой-схемой павильонов и экспонатов музея недалеко от входа, где сувенирный магазин. Я лично только дома увидела, что там есть схема🤣

Личное фото автора
Личное фото автора

Адрес: 

Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4к2

Ближайшее метро:  Балтийская (красная ветка метро), от нее буквально 5 минут до входа

Наземный транспорт: Автобусы №№ 10, 67Б, 65, 43, 1МБ, 1М, 67, 71, 833А, 833, 844Т, 888; троллейбусы №№ 3 и 8

Часы работы

Чт-Пн с 10:00 до 18:00, Ср с 12:30 до 20:30

❗️Вторник выходной

Вход посетителей заканчивается за час до закрытия музея, осмотр экспозиции – за 15 минут до закрытия.

Телефон 8 (812) 457-23-16

ДАННАЯ СТАТЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ!

А Вы бывали в Музее железных дорог России - или слышали о нем?

✅Здесь можно посмотреть мою мини-экскурсию по Музею и убедиться, что вам сюда точно надо))

Благодарю за то, что дочитали статью до конца. Если она Вам понравилась, автору будет приятно получить лайк или прочитать Ваш комментарий.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО БОЛЬШЕ УЗНАВАТЬ О НЕБАНАЛЬНЫХ МЕСТАХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, А ТАКЖЕ ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ ИЗ ПЕРВЫХ РУК ВСЕ О СЕРБИИ И ЖИЗНИ В ЭТОЙ ТАКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ СРЕДИ РОССИЯН СТРАНЕ.

Если есть желание поддержать автора - маму в декрете с большим желанием самовыражаться на Дзен🤭 - небольшим донатом, то можно это сделать по ссылке здесь либо по значку в конце статьи или на главной странице канала.
Это было бы огромной мотивацией для дальнейшего развития канала 😊

✅Возможно, Вам будут интересны и эти мои статьи:

Крейсер «Аврора» - стоит ли тратить время на этот пережиток прошлого? Все о посещении музея 2025:

✅Посмотрела цены на пешеходные экскурсии по Петербургу и пришла в ужас: это вообще нормально??

✅На прогулку в эту часть Нижнего парка Петергофе можно приехать и после закрытия фонтанов. Живописный уголок, о котором мало кто знает, а зря:

✅ Здесь собраны все мои статьи об интереснейших достопримечательностях и видеопрогулки по интересным местам на Каменном острове, включая загадочный Каменноостровский дворец и уникальный Каменноостровский театр:

Каменный остров в Санкт-Петербурге | Пишу просто потому, что пишу 🇷🇺 🇷🇸 (о Сербии и Петербурге с любовью) | Дзен

✅ Здесь подробно рассказываю и показываю, почему непременно стоит посетить петербургский Океанариум:

Петербургский Океанариум не оставит равнодушным | Пишу просто потому, что пишу 🇷🇺 🇷🇸 (о Сербии и Петербурге с любовью) | Дзен

✅Как недорого сходить в грузинский ресторан на Петроградке - открываю интересное место

✅Еще одно бюджетное и уютное место в Петербурге как для чае-кофе-пития, так и для полноценного обеда:

✅Что шокирует иностранцев в России - ТОП-5 моего мужа-серба

✅Все о семейной жизни в Сербии: как уговорить серба на свадьбу, сколько стоит и как проходит венчание, различные пособия, сколько стоит собрать ребёнка на выпускной и почем в Сербии детские кроватки - и многое другое - в этой подборке

Семья в Сербии: все о семейных ценностях и традициях сербов | Пишу просто потому, что пишу 🇷🇺 🇷🇸 (о Сербии и Петербурге с любовью) | Дзен

✅Какие женщины по-настоящему нравятся сербским мужчинам, и как россиянке привлечь внимание серба😀

#музейжелезныхдорогроссии; #РЖД; #музеисанкт-петербурга; #поездароссии; #железнаядорога; #кудасходитьвсанкт-петербурге;