-Повелите ответить Наталье Владимировне, что ее крепостной утонул, а значит, найден и возвращен быть не может. Пусть уже ее лысая голова спокойно почивает на подушке, -
-в конце концов предложил император Александр Павлович, когда графиня его совсем допекла своими нелепыми требованиями.
Придворные прыскали в кулак: так неистово барыня разыскивала несчастного крепостного парикмахера только потому, что он знал и мог выболтать ее тайну: в возрасте у графини Салтыковой не осталось на голове ни единого собственного волоса.
Да, чудаки и чудачки были во все времена. В деревне к убогим относились снисходительно, жалели, подкармливали. Иногда юродивые были почитаемы не только простым людом, но и монархами: стоить вспомнить Василия Блаженного, которого боялся сам Иван Грозный или Тимофея Архипыча, юродивого времен правления Петра Первого.
Но существовала и другая категория людей с эксцентричным поведением: в поступках странные, но ведь знатные, богатые, властью облеченные. Вели себя так... мы бы сейчас сказали: "крыша потекла" или "кукушка съехала". Не буйные, не запрешь в сумасшедший дом, приходится и в обществе их терпеть, и с чудачествами считаться.
Наталья Владимировна родилась в 1736-м (по другим данным в 1737-м) году в знатнейшем семействе Долгоруковых. Вообще-то, не самое удачное было времечко для появления на свет в этом семействе. Но батюшка как-то умудрился царской опалы избежать. Большое было семейство Долгоруковых, всех не пересажаешь.
У Владимира Петровича было две супруги, первая, Елена Прозоровская рано покинула этот мир и была бездетной. Зато вторая супруга княжна Елена Васильевна Хилкова деточек родила много: четыре дочери и два сынка. Матушка Елена Васильевна женщиной была кроткой, богобоязненной, жила тихо, без странностей.
А вот две дочери ее Александра и Наталья странностями прославились. Девочки были погодками, Александру, когда она вошла в возраст, выдали замуж за князя Якова Козловского. И остались о княгине Козловской ужасающие воспоминания:
«Она вела адскую жизнь, под крылом всесильных родственников. В припадках бешеного исступления издевалась над своими крепостными и собственноручно их секла. Это была женщина громадных размеров по росту и тучности и похожа на одного из сфинксов, находимых среди гигантских памятников Египта».
Не знаю, было ли такое проявление следствием душевной болезни или просто характер у женщины был такой, все же темные времена, крепостничество рождало тогда "салтычих". Как окончила земные дни Александра Козловская неизвестно. А уж коли речь зашла о "салтычихах", то именно такой была фамилия графини Натальи Владимировны.
Нет графиня не мучила крепостных, но чудила она именно под фамилией мужа - Николая Ивановича Салтыкова, замуж за которого вышла в 1762-м году. Николай Салтыков женился по любви: Наталья славилась красотой в молодости, да и знатностью рода не обделена. Только уж сильно девица была болезненна. Хотя, предполагали, что слухи о слабом здоровье женщины были сильно преувеличены. По крайней мере, в части физической составляющей.
Молодость графини Салтыковой пришлась на время правления Екатерины Великой. Ее супруг пользовался расположением императорской фамилии, его ценили: Екатерина назначила генерала-фельдмаршала Салтыкова воспитателем своих внуков Александра и Константина. Жену же его императрица не жаловала.
-Блаженная, как говорят русские - юродивая, - морщила немецкий нос императрица. - На любой вопрос у нее какая-то непонятная поговорка и дурацкая примета.
Это было правдой: наталья Владимировна была очень суеверной. Такая ни за что не пойдет прямо, если дорогу перебежала кошка черной масти, устроит трагедию из-за рассыпанной соли, будет крестить рот, если зевнула, чтобы "нечистый" не влез.
При себе у графини имелись всегда веточки можжевельника, которыми женщина отгоняла со своего пути того самого врага рода человеческого. В общем, чудила. Над ней посмеивались, но тихонько, опасаясь неприятностей со стороны ее влиятельного супруга. К счастью, Наталья Владимировна хоть и жила во дворце, но свои комнаты покидала редко.
Почему? Еще одним страхом графини было - оказаться замешанной в каком-либо дворцовом заговоре. Или быть оклеветанной в том, что она в заговоре замешана. К месту и нет, но графиня любила повторять, что она никогда ничего ни о чем не знает. Вот так. Повторяла даже тогда, когда не спрашивали. С графиней из-за мужа вынуждены были считаться, Екатерина Великая хоть и считала ее сумасшедшей, но статс-дамой двора в 1793-м году сделала. На придворных церемониях статс-дама не появлялась:
-Я совершенно не выношу запахов духов и пудр, - говорила.
Как муж с ней жил - для всех было загадкой. Но ведь жил, трех сыновей нажил и милости императорской фамилии не потерял: Павел Первый очень ценил своего графа, брал его с собой в поездку по Европе. После кончины Павла Петровича Салтыков даже 2 года возглавлял Мальтийский Орден, унаследовав должность от императора. Впрочем, возглавлял он организацию масонов формально.
Вступивший на трон Александр Первый графу Салтыкову тоже благоволил: во время наполеоновских войн Салтыков управлял земским войском, выполнял функции регента, когда Александр Павлович был в заграничном походе русской армии в 1813-м году.
Наталья Владимировна постепенно оседала дома. Визитеров графиня подпускала к себе лишь на определённое расстояние, а между ней и гостем карлики-приживалы жгли перья, можжевеловые ветки или мочало. Наталья Владимировна дома ходила при полном параде: в платьях, сшитых по моде елизаветинской эпохи, увешанная бриллиантами и драгоценностями.
Как ни странно, хозяйкой графиня была рачительной, финансами распоряжалась лихо и с умом, отодвинув супруга от этих вопросов, управляла поместьями семьи и сыновьям сколотила довольно приличные состояния.
Наверное нет ничего более страшного, чем отказ принятие новой себя бывшей красавицей с подобным психотипом личности. Некогда роскошная шевелюра графини сначала изрядно поредела, а потом и вовсе покинула свою хозяйку. Салтыкова выучила себе специального парикмахера из крепостных. Тот изготовил графине парики, завивал и украшал конструкции, наблюдал, как редеет шевелюра госпожи.
Три года томился крепостной мастер красоты в запертой комнате, его выпускали оттуда только для работы. Парикмахеру было не позволен общаться с остальными слугами и выходить из дома. Наконец, несчастный малый каким-то образом сумел сбежать.
Искали и не нашли. Салтыкова, опасаясь того, что ее тайна будет раскрыта в свете, начала требовать розыска своего "имущества", даже обратилась к императору Александру Павловичу. Отказать супруге своего верного придворного царь не мог. Но от полиции царь уже получил все возможные сведения - полицию графиня замордовала требованиями вернуть беглеца еще раньше.
Тогда императору пришла в голову гениальная мысль: он приказал прекратить поиски, а графине Наталье Владимировне было послано официальное уведомление о том, что ее парикмахер утонул в Неве. А тайну Салтыковой и так все прекрасно знали.
Наталья Владимировна скончалась в Петербурге в сентябре 1812-го года, как считается, от огорчений, связанных с политикой. Муж пережил ее на 4 года. Дальний родственник, мемуарист Долгорукий записал:
"Оставим ей некоторые женские странности и причуды, но она тверда в правилах, постоянна в отношениях и великодушна в поступках; основные свойства её благородны, чувства возвышенны, характер мужествен".
Предлагаю почитать:
Спасибо, что прочитали. Поставьте лайк, если было интересно и подпишитесь на канал, чтобы не потерять его в ленте. Кстати, у меня есть телеграм канал, присоединяйтесь!