Во времена Екатерины Великой Салтычиха была осуждена и приговорена к пожизненному заключению в "покаянной" яме. Поговаривали, что императрица лично приказала уничтожить все портреты Салтыковой, чтобы и памяти о лютой барыне не осталось. Все портреты, которые можно найти по запросу "Салтычиха" в Интернете - это изображения ее родственниц или однофамилиц. Но Дарья Николаевна в лету окончательно не канула.
Богатая наследница
Дарья Николаевна родилась в 1730-м году в богатой и знатной семье Ивановых. Ее прадед Иван Иванов был простым приходским священником, а дедушка Автоном Иванович служил исправно и правительнице Софье, и царю Петру I. И на службе сумел выдвинуться и на должности думного дьяка Поместного приказа сколотить состояние немалое: 16 тысяч крепостных душ и капиталы огромные.
За то, что Автоном Иванович подписал отречение царевны Софьи, ему пожаловали имение бывшего фаворита правительницы Федора Шакловитого. Имение включало в себя и деревеньку Говорово, которая после строительства в ней деревянного храма стала называться Троицкое. Именно здесь и разыгралась через полвека крестьянская драма.
После того, как отец Дарьи женился на Анне Ивановне Давыдовой, капиталы семейства удвоились. Маменька Дарьи была не из бедных, а Дарья Николаевна в семье была единственным ребенком. С замужеством богатой наследнице Ивановых и Давыдовых тоже повезло: Глеб Андреевич Салтыков происходил из знатного рода. Салтыковы с царями в родстве были.
Дети Салтычихи
Дарья стала Салтыковой по мужу в возрасте около 19 лет и пробыла замужем всего 6 лет. Исходя из того, что свои преступления барыня начала совершать оставшись вдовой в 1755 году, можно сделать вывод, что мужа она любила. Вероятно имело место душевное расстройство, случившееся после того, как супруг покинул этот мир.
А двое сыновей, родившиеся в 1750 и 1751 годах, не смогли удержать мать от безумия. Сыновей звали Федор и Николай.
К моменту, когда многочисленные жалобы на самоуправство и жестокость, творимые Салтычихой, достигли ушей императрицы, сыновьям Салтыковой было 12 и 11 лет. Подростки не могли не знать и не видеть, что творит с подневольными крестьянами маменька.
Детей на время следствия по делу Дарьи Салтыковой взяли под свое крыло знатные родственники, а после приговора и заключения Салтычихи, ее сыновьям вернули состояние матери. С учетом того, что Салтычиха унаследовала и капиталы мужа, сыновья Салтыковой были богачами. И даже шлейф сплетен, слухов и презрения за преступления матери, не смог помешать Федору и Николаю Салтыковым достойно жениться. Да и то сказать, разве они за мать ответчики?
Поговаривали, что Дарья Салтыкова в заточении родила ребенка, но ни пол младенца, если таковой и был, ни его судьба неизвестны.
Внуки Салтычихи
Федор Глебович прожил на свете 51 год. Он ушел из жизни в один год со своей осужденной на пожизненное заключение матерью в 1801 году. Мать и сын не виделись: посещения Салтычихе не были разрешены судом. Детей Федор Салтыков не оставил.
А младший сын душегубицы Николай Глебович женился на графине Анастасии Федоровне Головиной и прожив на свете всего 24 года, успел стать отцом сына и дочери. Его сын Федор Николаевич был бездетен, так что род барыни Дарьи Николаевны продолжился по женской линии. Уж не рок ли распорядился так?
Елизавета Николаевна Салтыкова родилась в 1772 году, в замужестве стала графиней Моден-Реймон и дала жизнь 5-ти дочерям: Анастасии, Аделаиде, Софье, Александре и Марии. Кроме старшей Анастасии, все дочери дожили до взрослого состояния и вышли замуж.
Потомки Салтычихи
О правнучках Салтычихи отзывались как о милых, привлекательных, добрых и очень приятных в общении девушках.
Аделаида вышла замуж за красавца-певца и героя Отечественной войны 1812 года Андрея Пашкова. Их дочь Александра, родившаяся в 1825 году была фрейлиной нескольких императриц.
Софья нашла судьбу в лице князя Валентина Шаховского, директора Государственного коммерческого банка. Софья Шаховская также была фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Их сын Гавриил был крестником Александра II и его супруги.
Мария нарушила родительскую волю и вышла замуж без благословения (зато по любви) за генерала Иосифа Дайнезе.
Александра стала графиней Зубовой, о ее линии сведений много: дочь Елизавета слыла меценаткой и благотворительницей и стала матерью 7-ми отпрысков. Мальчики пошли по военной линии. Один из них генерал Николай Гейден был расстрелян большевиками в 1919 году, его братья и сестры уехали из революционной России.
Помнили ли они о своем родстве с лютой барыней? Помнили! Ни один из потомков Салтычихи не дал своей дочери имя "Дарья".
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.